Известно, что главной отличительной особенностью упражнений на коне является необходимость постоянного сохранения динамического равновесия в упоре. Поэтому данный вид мужского многоборья по праву можно отнести к разряду равновесий.
Навыки равновесия на коне очень специфичны и быстрее всего приобретаются при целостном разучивании основного упражнения. В начальной стадии обучения любому элементу рекомендуется применять имитационные и настраивающие упражнения на полу, бревне, коне без ручек. Проведенный анализ таких упражнений говорит о том, что в основном они направлены на ознакомление с характером опоры в условиях, близких к статическим. Действия, аналогичные механизму сохранения устойчивости на коне (размахивание в сагиттальной и фронтальной плоскостях, В. И. Гавердовский, 1977), встречаются в них редко.
Положительной стороной этих упражнений следует считать чередование одноопорных и двухопорных положений в условиях действия возмущающих сил, аналогичных действию центробежной. Но, к сожалению, такие упражнения не позволяют решать проблему динамической устойчивости при обучении более-сложным элементам типа проходов, переходов, противоходов и т. п. Это приводит к тому, что подобные элементы осваиваются, как правило, целостным способом, в какой-то мере по типу проб и ошибок. Не удивительно, что при утвердившемся подходе к обучению овладеть всем многообразием перемещений в различных условиях опоры на фоне круговых движений очень трудно. Мы предположили, что при формировании динамической устойчивости в облегченных условиях (исключая круговые движения) процесс обучения сложным упражнениям на коне станет более эффективным.
|
При подборе подводящих упражнений учитывались в основном два условия:
1) максимальное соответствие механизма со- хранения динамической устойчивости в основном и подводящем упражнениях;
2) максимальная доступность использования этих упражнений в условиях зала.
В качестве основного упражнения берется размахивание в сагиттальной плоскости, выполняемое в сочетании с поочередными толчками руками. Проведенные исследования подтвердили адекватность механизма сохранения устойчивости в размахивании и круговом движении.
Размахивание надо выполнять прямым телом с небольшой амплитудой (период колебания тела 1,4-1,0 с). В размахивании на брусьях с началом маха вперед гимнаст выполняет толчок правой рукой, постановка которой осуществляется в конце маха. При махе назад аналогичные действия выполняются левой рукой. Такую очередность толчка руками рекомендуется освоить гимнастам, выполняющим круговые движения против хода часовой стрелки. При выполнении кругов в обратном направлении последовательность толчка руками противоположна. На этапе обучения размахиваниям необходимо добиться устойчивого положения в одноопорных фазах за счет оптимального перемещения плечевого пояса в сторону опорной руки и усилий, развиваемых в лучезапястных суставах и обеспечивающих прочную связь с опорой. Данный вид размахивания позволяет воспроизводить ту же последовательность рабочих положений, что и в самом круге, не выполняя кругового движения при аналогичном механизме сохранения устойчивости.
|
Вначале рекомендуется осваивать размахивания в условиях постоянной опоры: 1) на брусьях; 2) на теле двух коней без ручек, поставленных параллельно; 3) на теле коня и одной жерди (жердь выше тела коня на высоту ручки коня); 4) на ручках двух параллельно поставленных коней (опора носит такой же характер, как и в круге на одной ручке). Данные упражнения можно с успехом применять при обучении кругам на ручках (упр. 1), на теле (упр. 2), на теле и ручке (упр. 3) и на одной ручке коня (упр. 4). Освоив основной механизм описанного размахивания (это занимает около 3-4 тренировочных занятий), можно выполнять его с продвижением вперед и назад, используя те же комбинации снарядов, а также поднимая один их край под углом 30-35° и создавая тем самым условия, аналогичные условиям при перемещении гимнаста на коне «с горы» или «в гору». В размахивании с передвижением толчковая рука после отталкивания не скользит по опоре, а проносится над ней.
Затем предлагаются более трудные задания.
1. На комбинированных снарядах — конь —брусья — конь (жерди выше коней на высоту их ручек) гимнасту предлагается на махе назад выполнить последовательный переход с одной стороны комбинированного снаряда на
другую (рис. 1).
И. п. — упор на теле и левой жерди; 1 — мах назад — упор на левой жерди; 2—мах вперед — упор сзади на жердях; 3 — мах назад — упор на правой жерди; 4 — мах вперед — упор сзади на правой жерди и теле коня.
Обучение данному действию происходит по частям: сначала обучают переходу с брусьев «вниз», затем переходу из смешанного упора «вверх».
|
2.То же, что в упр. 1, но переход выполнить на махе вперед (упр. 1 и 2 выполняются на концах снарядов; первое — лицом внутрь, второе — лицом наружу).
3.На двух конях с ручками, поставленных параллельно, выполнить размахивание с проходом вперед (рис. 2).
И. п. — упор на телах двух коней; 1 — мах назад — упор, левая на ручке, правая на теле; 2 — мах вперед — упор сзади на ближних ручках коней; 3 — мах назад — упор, левая на теле между ручек, правая на ручке; 4 — мах вперед — упор сзади на теле между ручек коней; 5 — мах назад — упор, левая на дальней ручке, правая на теле между ручек; 6 — мах вперед — упор сзади на дальних ручках коней; 7 — мах назад — упор, левая на теле, правая на ручке; 8 — мах вперед — упор сзади на теле коней.
4. То же, что в упр. 3, но проход назад.
Контрольным нормативом для проверки качества освоения этих упражнений следует считать свободные (без потери темпа) передвижения, выполняемые 2—3 раза подряд без остановок. Большая дозировка служит хорошим средством для специальной физической подготовки. При обучении элементам типа переходов, проходов предлагаемые упражнения должны предшествовать обучению основным действиям на коне. Только после овладения уверенным, технически правильным выполнением упражнений на комбинированных снарядах рекомендуется чередовать их с упражнениями на коне. Такое сочетание подходов способствует положительному переносу навыка динамической устойчивости.
Предлагаемые упражнения могут применяться как на этапе предварительной и начальной подготовки спортсменов, выступая в роли подготовительных упражнении, направленных на формирование динамической устойчивости, так и в период спортивного совершенствования, где они играют роль подводящих упражнений.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность применения данных упражнений в тренировочном занятии. Они во многом способствуют более успешному формированию навыка динамической устойчивости в сложных упражнениях на коне. Процесс обучения этим упражнениям значительно сокращается (на 25—30%), они становятся более доступными. Повышается стабильность в выполнении трудных технических действий.