ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ ПОДГОТОВКИ К КРУГОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ НА КОНЕ




Известно, что главной отличительной осо­бенностью упражнений на коне является не­обходимость постоянного сохранения динами­ческого равновесия в упоре. Поэтому данный вид мужского многоборья по праву можно от­нести к разряду равновесий.

Навыки равновесия на коне очень специ­фичны и быстрее всего приобретаются при це­лостном разучивании основного упражнения. В начальной стадии обучения любому элемен­ту рекомендуется применять имитационные и настраивающие упражнения на полу, бревне, коне без ручек. Проведенный анализ таких уп­ражнений говорит о том, что в основном они направлены на ознакомление с характером опоры в условиях, близких к статическим. Действия, аналогичные механизму сохранения устойчивости на коне (размахивание в сагит­тальной и фронтальной плоскостях, В. И. Гавердовский, 1977), встречаются в них редко.

Положительной стороной этих упражнений следует считать чередование одноопорных и двухопорных положений в условиях действия возмущающих сил, аналогичных действию центробежной. Но, к сожалению, такие уп­ражнения не позволяют решать проблему ди­намической устойчивости при обучении более-сложным элементам типа проходов, переходов, противоходов и т. п. Это приводит к тому, что подобные элементы осваиваются, как правило, целостным способом, в какой-то мере по типу проб и ошибок. Не удивительно, что при ут­вердившемся подходе к обучению овладеть всем многообразием перемещений в различных условиях опоры на фоне круговых движений очень трудно. Мы предположили, что при фор­мировании динамической устойчивости в облегченных условиях (исключая круговые движения) процесс обучения сложным уп­ражнениям на коне станет более эффектив­ным.

При подборе подводящих упражнений учи­тывались в основном два условия:

1) максимальное соответствие механизма со- хранения динамической устойчивости в основ­ном и подводящем упражнениях;

2) максимальная доступность использова­ния этих упражнений в условиях зала.

В качестве основного упражнения берется размахивание в сагиттальной плоскости, вы­полняемое в сочетании с поочередными толч­ками руками. Проведенные исследования под­твердили адекватность механизма сохранения устойчивости в размахивании и круговом дви­жении.

Размахивание надо выполнять прямым те­лом с небольшой амплитудой (период колеба­ния тела 1,4-1,0 с). В размахивании на брусьях с началом маха вперед гимнаст выполня­ет толчок правой рукой, постановка которой осуществляется в конце маха. При махе на­зад аналогичные действия выполняются левой рукой. Такую очередность толчка руками ре­комендуется освоить гимнастам, выполняющим круговые движения против хода часовой стрел­ки. При выполнении кругов в обратном на­правлении последовательность толчка руками противоположна. На этапе обучения размахи­ваниям необходимо добиться устойчивого по­ложения в одноопорных фазах за счет опти­мального перемещения плечевого пояса в сто­рону опорной руки и усилий, развиваемых в лучезапястных суставах и обеспечивающих прочную связь с опорой. Данный вид разма­хивания позволяет воспроизводить ту же по­следовательность рабочих положений, что и в самом круге, не выполняя кругового движе­ния при аналогичном механизме сохранения устойчивости.

Вначале рекомендуется осваивать размахи­вания в условиях постоянной опоры: 1) на брусьях; 2) на теле двух коней без ручек, поставленных параллельно; 3) на теле коня и одной жерди (жердь выше тела коня на вы­соту ручки коня); 4) на ручках двух парал­лельно поставленных коней (опора носит та­кой же характер, как и в круге на одной руч­ке). Данные упражнения можно с успехом применять при обучении кругам на ручках (упр. 1), на теле (упр. 2), на теле и ручке (упр. 3) и на одной ручке коня (упр. 4). Ос­воив основной механизм описанного размахи­вания (это занимает около 3-4 тренировоч­ных занятий), можно выполнять его с продвижением вперед и назад, используя те же ком­бинации снарядов, а также поднимая один их край под углом 30-35° и создавая тем самым условия, аналогичные условиям при переме­щении гимнаста на коне «с горы» или «в го­ру». В размахивании с передвижением толч­ковая рука после отталкивания не скользит по опоре, а проносится над ней.

 

 
 

 

 


Затем предлагаются более трудные зада­ния.

1. На комбинированных снарядах — конь —брусья — конь (жерди выше коней на высоту их ручек) гимнасту предлагается на махе на­зад выполнить последовательный переход с од­ной стороны комбинированного снаряда на
другую (рис. 1).

И. п. — упор на теле и левой жерди; 1 — мах назад — упор на левой жерди; 2—мах вперед — упор сзади на жердях; 3 — мах на­зад — упор на правой жерди; 4 — мах впе­ред — упор сзади на правой жерди и теле коня.

Обучение данному действию происходит по частям: сначала обучают переходу с брусьев «вниз», затем переходу из смешанного упора «вверх».

2.То же, что в упр. 1, но переход выпол­нить на махе вперед (упр. 1 и 2 выполняют­ся на концах снарядов; первое — лицом внутрь, второе — лицом наружу).

3.На двух конях с ручками, поставленных параллельно, выполнить размахивание с про­ходом вперед (рис. 2).

И. п. — упор на телах двух коней; 1 — мах назад — упор, левая на ручке, правая на те­ле; 2 — мах вперед — упор сзади на ближних ручках коней; 3 — мах назад — упор, левая на теле между ручек, правая на ручке; 4 — мах вперед — упор сзади на теле между ручек ко­ней; 5 — мах назад — упор, левая на даль­ней ручке, правая на теле между ручек; 6 — мах вперед — упор сзади на дальних ручках коней; 7 — мах назад — упор, левая на теле, правая на ручке; 8 — мах вперед — упор сзади на теле коней.

4. То же, что в упр. 3, но проход назад.

 

 
 

 


 

Контрольным нормативом для проверки ка­чества освоения этих упражнений следует счи­тать свободные (без потери темпа) передви­жения, выполняемые 2—3 раза подряд без остановок. Большая дозировка служит хорошим средством для специальной физической подго­товки. При обучении элементам типа переходов, проходов предлагаемые упражнения должны предшествовать обучению основным действиям на коне. Только после овладения уверенным, технически правильным выполнением упраж­нений на комбинированных снарядах рекомен­дуется чередовать их с упражнениями на коне. Такое сочетание подходов способствует поло­жительному переносу навыка динамической ус­тойчивости.

Предлагаемые упражнения могут приме­няться как на этапе предварительной и на­чальной подготовки спортсменов, выступая в роли подготовительных упражнении, направ­ленных на формирование динамической устой­чивости, так и в период спортивного совер­шенствования, где они играют роль подводя­щих упражнений.

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность применения данных упражнений в тренировочном занятии. Они во многом способствуют более успешному форми­рованию навыка динамической устойчивости в сложных упражнениях на коне. Процесс обу­чения этим упражнениям значительно сокра­щается (на 25—30%), они становятся более доступными. Повышается стабильность в вы­полнении трудных технических действий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: