КРУГИ ДВУМЯ БЕЗ ПОВОРОТОВ И ПЕРЕХОДОВ




 

 

Особенности техники всех круговых движений двумя ногами (кругов про­дольно и поперек, кругов с переходами, выходов и входов, кругов прогнувшись, кругов с винтами) определяются пер­пендикулярным направлением главных взаимодействующих сил. Момент силы тяжести тазового пояса стремится опус­тить тело гимнаста в вертикальное поло­жение, прижимает к снаряду. Усилиями рук и плечевого пояса гимнаст противо­действует этому опусканию. Прямое те­ло принимает наклонное положение, из которого ему сообщается ускорение по горизонтали. Поочередно отталкиваясь руками, гимнаст поддерживает круговое движение вокруг центра масс (ЦМ) те­ла, расположенного над центром пло­щади опоры. Характер этого взаимодей­ствия постоянен независимо от фазы опоры и положения тела в пространстве. Поэтому скорости движения: линей­ные — точек тела и угловые — звеньев тоже довольно постоянны по величине, а ритм действий плавный, без резкой смены ускорений и торможений.

Особенности разучивания. Все круго­вые движения разучиваются преимуще­ственно целостным методом. Облегчение условий выполнения достигается приме­нением тренажеров, дополнительных снарядов и приспособлений: грибков, козла с одной и двумя ручками, коня без ручек, низкого коня (рис. 1). Обучение начинается с формирования базо­вого навыка вращательного движения прямого тела на прямых руках вокруг ЦМ на «круговом» тренажере (рис. 1, а, б). Если в зале нет тренаже­ра, применяется кружение в висе на кольцах, перекладине, в упоре на руках на брусьях над козлом без ручек. Пер­вое ознакомление с движением в целом на основном снаряде осуществляется проводкой. Следующим этапом является непосредственное разучивание модель­ной техники кругов двумя в облегчен­ных условиях: на тренажере «с разгруз­кой» (рис. 1, в), на грибке (рис. 1, г), козле без ручек. После уверенного вы­полнения на грибке или козле без ручек не менее десяти темповых кругов пря­мым телом в ровном произвольном тем­пе можно приступать к разучиванию разновидностей кругов, начиная с кру­гов поперек.

           
   
 
 
 
 
   

 

 


Рис.1

 

Вся комплексная подготовка гимнас­тов на коне складывается из круговой и маховой, которые дополняются разу­чиванием ограниченного числа пере­ключений с кругов на махи и обратно и соскоков. Важнейшей и наиболее объем­ной частью комплексной подготовки яв­ляется круговая. Модельная техника кругов двумя предлагается на примере круга двумя на ручках. Здесь опорные условия и симметричность положения гимнаста наиболее благоприятны для управления широким круговым переме­щением тела в упоре. Остальные круги продольно отличаются от модельных не­значительно. Специфика их определяет­ся в основном характером опоры, мес­том хвата, а также относительной вели­чиной препятствий для движения ног по горизонтали.

Круг двумя (рис. 2). Круг двумя на ручках продольно — базовое упражнение для всей последующей кру­говой подготовки гимнаста. В комбина­циях он встречается в разнообразных соединениях с другими движениями как круговыми, так и маятникообразными.

а

КРУГИ ДВУМЯ ПРОДОЛЬНО

Но наиболее эффектно воспринимается находясь в середине серии темповых кругов, выполненных на высокой скорос­ти. Пользуясь действием центробежных сил, при ускорении вращения гимнаст добивается увеличения радиуса и высо­ты траектории движения стоп (рис. 2, б). Стабилизируется прямая осанка. Форма траектории приближается к окруж­ности.

 

 
 



Полный цикл вращения при круге (вправо-назад) состоит из двух круго­вых перемахов: из упора сзади вправо-назад в упор (рис. 2, а, кадры 1-5 ) и из упора влево в упор сзади (кадры 6-10 ). Действия гимнаста для каждого пе­ремаха распределены по двум фазам опоры: ДОФ и ООФ. Первая ДОФ — мах в упоре сзади (кадры 1-3 ) перехо­дит в первую ООФ — перемах назад при опоре иа левую руку (кадры 4-5). Дей­ствия во второй ДОФ — мах в упоре (кадры 6-8 ) — готовят перемах вперед на правой (кадры 9-10 ), который составляет содержание второй ООФ. Все эти действия логически взаимосвязаны в плавном круговом движении. В и. п. (рис. 2, а, кадр 1 ) все тело вытянуто влево-книзу вдоль коня. Отсюда гимнаст ускоренно направляет всю нижнюю часть тела вправо по кругу, увеличивая давление на опору обеими руками, осо­бенно правой, книзу и влево. При этом таз слегка поворачивает налево (кадры 2-3 ). При прохождении телом среднего положения в упоре сзади скорость дви­жения ног и величина давления на опо­ру достигают максимума. Правая рука не снимается с опоры, пока таз не ока­жется перед правой кистью (кадр 4 ). Оттолкнувшись правой рукой, гимнаст продолжает отводить прямое тело назад (кадр 5 ) и быстро возвращает правую руку на опору (кадр 6 ). В упоре про­должается ускоренное перемещение та­зового пояса влево по кругу с нажимом на опору обеими руками, особенно ле­вой (кадры 7-8 ). И здесь максимум скорости и давления на опору прихо­дятся на середину фазы (кадр 7). Как и при махе в упоре сзади, тазовый пояс поворачивается налево (кадр 8 ). Чтобы избежать сгибания тела при ускорении маха в упоре, гимнаст стремится довес­ти разгибание до прогибания и в этой позе заканчивает круг (кадр 10 ). После отталкивания левой, пользуясь торможе­нием ног, гимнаст стремится еще боль­ше продвинуть таз вперед и быстро пе­реносит левую руку за бедро.

 

Обучение.

A. Исходная база.

1. Выполнение не менее десяти кругов прямым телом и с правильным ритмом и тем­пом на круговом тренажере (см. рис. 1, а, б). То же на комбинированном снаряде.

Б. Основные упражнения.

1. Круги двумя на тренажере с частич­ной разгрузкой (см. рис. 1, в), или на трена­жере Польского, или проводка на коне с руч­ками (если нет тренажеров).

2. Круги двумя на грибке (см. рис. 1, г), если нет грибка — на козле без ручек или с ручками.

3. На укороченном коне с прыжка или после перемаха одной вне и назад круг двумя в соскок. В случае удачного выполнения уве­личивать количество кругов в подходе до 10.

4. То же, что 3, но на коне с ручками; не­посредственно перед первым подходом повто­рить Б, 1 или Б, 2.

B. Затруднения в обучении.
При выполнении Б,2 круговое движение не получается.

Обучить наскоку на грибок с отставанием ног от движения таза сразу после отталкива­ния ногами. Встать сзади и придержать нош гимнаста сразу после отскока, а затем про­вести их по широкой дуге.

При выполнении Б,2 перемах назад с «рывком тазом».

Провести ноги гимнаста по правильной траектории маха в упоре сзади и зафиксиро­вать прогнутое положение тела перед отпус­канием одноименной рукой опоры. Если не поможет, предложить выполнение кругов про­гнувшись на грибке, с низким положением спины (в «висячем упоре»).

При выполнении Б, 2 при перемахах впе­ред ноги гимнаста «заносит» в направлении вращения.

Раннее ускорение движения ног из упора со сгибанием. Этим провоцируется раннее от­талкивание. Нарушается устойчивость вра­щения. Повторить проводку по маху в упоре с фиксацией граничной позы перед отталки­ванием (ноги гимнаста придержать, а таз под­толкнуть вперед до прогибания).

«Хромающий» ритм кругов.

Неравномерная загрузка рук, с самого начала маха в упоре тяжесть тела остается на опорной руке и поэтому толчковая «не ра­ботает». Посоветовать гимнасту больше за­грузить одноименную руку. С этим заданием повторить сначала Б, 1-2. Перечисленные за­труднения могут повториться и при переклю­чении с выполнения Б, 2 на Б, 3 и Б, 4. Тогда, кроме перечисленных, применить некоторые из вспомогательных упражнений.

Г. Вспомогательные упражне­ния.

1. Круги двумя на тренажере, грибке и коне с ручками в разном темпе: от самых медленных (силой) — до максимальных по скорости, затем замедлять вращение до оста­новки. Мастера должны уметь варьировать темп кругов в пределах 2,0 с на 10 кругов. При этом учесть, что гимнасты низкого роста оп­тимальный темп имеют в пределах 9,8-10,0 с на 10 кругов, а выше среднего — 10,3—10,4 с.

2. Круги двумя под звуковое сопровожде­ние.

3. Круги двумя с отягощением плечевого пояса в 1-2% от веса тела.

4. Круги на шляпке грибка, положенной на пол.

5. Круги на низком коне (см. рис. 1, д).

6. Круги на коне без ручек (на всех час­тях).

7. Круги на грибке, тренажере Гавердовского, коне с ручками, низком коне «на коли­чество». Гимнаст-мастер должен уметь выпол­нять 70—80 темповых кругов за подход; при этом 40—50 из них, не теряя скорости, с хоро­шей осанкой и оптимальной амплитудой.

8. Разучивание разновидностей кругов продольно.

Разновидности кругов двумя продольно. Все круги в упорах продольно отличаются лишь условиями опоры и величи­ной препятствий для перемахов. Поэтому при их исполнении надо действовать по схеме, предложенной для модельного круга двумя, учтя специфику каждого, а при разучивании опираться на базовые навыки кругов на гриб­ке и ручках коня, придерживаясь последова­тельности упражнений и заданий, описанных выше. В порядке нарастания трудности их можно расположить следующим образом.

Круг двумя на крупе и ручке в сторону края коня. Специфика определяется разновысоким упором, а наклон траектории в сторону края коня вызван необходимостью поднимать всю нижнюю часть тела для пере­маха назад над ручками. Однако во избежа­ние ошибок необходимо стремиться выпол­нять обе половины круга симметрично, при­ближая траекторию перемещения тазового пояса к горизонтальной на уровне верхнего края ручек.

Круг двумя на шее и ручке в сторону ручек. В системе подготовки служит од­ним из подводящих упражнений, к изучению перехода «в гору».

Круг двумя на крупе в сторону края.

Круг двумя на шее коня в сторону ручек. Применяется как подводящее

упражне­ние к кругам прогнувшись на теле и перехо­ду в сторону без опоры о ручки.

Круг двумя вправо левая на ручке, пра­вая на седле. Применяется как подводя­щее упражнение при освоении переходов в сторону с опорой о седло и ручки.

Круг двумя вправо правая на ручке, ле­вая на седле.

Круг двумя на седле.

Круг двумя вправо левая на шее, правая на седле.

Круг двумя вправо левая на седле, пра­вая на крупе.

Круг на одной ручке в сторону крупа.

Круг двумя на одной ручке в сторону другой ручки.

КРУГИ ДВУМЯ ПОПЕРЕК

По сравнению с кругами продольно опора в большинстве кругов поперек бо­лее ограничена. Основные препятствия для движения ног — в переднезаднем направлении, а не в боковом. Поэтому траектории движения ступней в ДОФ значительно выше (сравните рис. 2 и рис. 4, 5) и вытянуты вдоль снаряда. Однако нельзя допускать, чтобы и в ООФ ноги приближались к опоре. Ина­че при освоении самых трудных кругов поперек (на седле) и проходов вперед и назад кругами поперек (см. рис. 3) гимнаст встретится с непреодолимыми затруднениями. Чтобы приблизить тра­ектории движения тела к модельным (см. рис. 2), требуется фиксация пле­чевого пояса перед опорой, более вы­сокая «посадка» и повышенная скорость вращения тела.

 

 

 
 

 

 


Рис.3

 

 

Круг поперек (из упора поперек на крупе круг двумя влево, рис. 4). Темповые круги поперек — базовое уп­ражнение для разучивания всех осталь­ных кругов в упоре поперек. В системе подготовки они стоят первыми среди кругов двумя.

Необходимость высоко поднимать ноги в упоре сзади (кадр 4), чтобы не удариться о ручки, приводит к наклону траектории движения ног назад (в упо­ре ноги проходят значительно ниже, чем в упоре сзади, — сравните кадры 2 и 4). Это неизбежно, но не должно повлечь за собой уменьшения амплитуды движе­ния ног в боковой плоскости. Поэтому особое внимание нужно уделить отведе­нию нижней части туловища и ног в сто­рону как из упора, так и из упора сза­ди (кадры 3 и 5). Хотя в упоре сзади полностью разогнуться никому ие уда­ется, но нужно стремиться свести это сгибание к минимуму. При махе в упо­ре обязательно полностью разогнуться, отведя ноги назад (кадр 2). Равновесие станет более надежным, если кисти ста­вить не близко к краю, а посредине кру­па, не слишком разворачивая пальцами кнаружи. В упоре плечевой пояс подать ближе к ручкам (кадры 1 - 2), а в упоре сзади не откидываться назад (кадр 4), а сильно нажимать руками на опору на­зад, как бы готовясь начать прямой, пе­реход вперед в упор на ручке.

 

 

 
 

 


Рис.4

Обучение.

A. Исходная база.

1. Модельные круги двумя на грибке при уменьшенной опоре (шляпка грибка 37-40 см с крутыми скатами).

Б. Основные упражнения.

1. Темповые круги поперек на козле без ручек и коне без ручек.

2. То же, что 1, на коне с одной ближней ручкой. Сначала повторить круги поперек на коне без ручек, положив на место ручки ку­сок поролона, набивной мяч или мешочек с накладками.

3. То же, что 2, на коне с ручками. Для перехода к каждому следующему упражне­нию нужно в предыдущем довести количество кругов в серии до десяти и научиться выпол­нять их широко, ритмично, полностью раз­гибаясь в упоре.

B. Затруднения в обучении.

После первого же перемаха гимнаст са­дится на коня, не успев дохватитъся рукой в упор сзади.

Отсутствует круговой мах в сторону в упоре, после отталкивания от пола ноги на­правляются вперед со сгибанием в тазобед­ренных суставах. Не работает одноименная рука. Провести гимнаста по маху в упоре, за­фиксировать граничную позу перед отталки­ванием одноименной рукой. Обучать предва­рительному отведению ног назад при наскоке, применяя фиксацию, ориентиры.

При перемахе назад гимнаст встает на пол или ударяется бедром о коня, не успев дохватитъся рукой.

Отсутствует мах в сторону в упоре сзади. Не работает одноименная рука. Еще при на­скоке плечевой пояс недостаточно подан впе­ред, а во время перемаха вперед отводится назад. Провести гимнаста за ноги по траекто­рии маха в упоре сзади, зафиксировав гра­ничную позу перед отталкиванием одноимен­ной рукой.

 

 

Круг поперек лицом наружу (из упо­ра сзади поперек лицом наружу круг двумя вправо-назад, рис. 5). Это своего рода антипод предыдущему кру­гу в связи с тем, что главное препятст­вие для движения ног— ручки коня расположены за опорой и их приходит­ся преодолевать, высоко поднимая все тело в упоре, а не в упоре сзади (срав­ните рис. 4 и 5). А в упоре сзади пре­пятствие для движения ног вообще от­сутствует. Гимнаст должен стремиться расширить боковые части траектории (рис. 5, кадры 3 и 5) активными отво­дящими усилиями ног и туловища, на­правленными на ускорение маха в сто­рону. Ладони ставить ближе к середине тела коня; плечи в упоре посылать по­дальше вперед (кадр 4), а в упоре сза­ди не отводить чрезмерно назад (кадр 6).

Многократное выполнение этих кру­гов очень полезно для совершенствова­ния всей группы кругов без поворотов.

 

 

 
 

 


Рис.5

 

Обучение.

A. Исходная база.

1. Модельные круги двумя на грибке.

2. Круги поперек.

B. Основные упражнения.

1. Из упора поперек лицом наружу на козле проводка по траектории модельного круга.

2. Круги поперек лицом наружу на тре­нажере.

3. Круги поперек лицом наружу на козле без ручек или на укороченном коне с прыжка.

4. То же, что 3, но на коне без ручек. На место ближней ручки положить мягкий предмет для ориентира.

5. Из упора стоя поперек лицом наружу с прыжка круг поперек в соскок прогнувшись (сначала на коне с одной ручкой, потом на основном).

В. Затруднения в обучении.

Круговое движение не получается из-за остановки тела в упоре.

Недостаточны отводящие усилия, рано снимается с опоры одноименная направлению движения рука. Повторить проводку на коне с ручками. Повторить Б, 2, акценти­руя отводящие усилия и позднее снимая ру­ки с опоры.

Остановка в упоре сзади или падение сразу после перемаха назад из упора сзади.

Отсутствует или недостаточен мах в сто­рону в упоре сзади. Раннее движение ног впе­ред из упора со сгибанием в тазобедренных суставах. Поздний дохват рукой после пере­маха в упор сзади. Повторить Б, 3 с прямым телом; во время маха в упоре больше повер­нуть таз наружу.

 

Круг поперек на ближней ручке (из упора сзади поперек на ближней ручке круг двумя влево-назад, рис. 6). В целом по технике этот круг схо­ден с предыдущим. Основное же отли­чие и причина возникновения дополни­тельных затруднений — сложные усло­вия опоры двумя руками на одну ручку. Особенно это относится к действиям в упоре сзади (кадры 1 - 2), где тулови­ще сковано положением рук.

Обычное положение ладоней на руч­ке при этом круге — хватом сверху по­средине ручки. Но в тех случаях, когда после круга следует выход в упор сзади на ту же ручку, одноименная повороту рука может быть поставлена и хватом снизу. Причем обязательно ближе к краю ручки, освобождая этим место для руки после выхода. В действиях ногами и тазовым поясом особое внимание обра­тить на мощное отведение в сторону и по кругу из упора (кадры 4 - 5). Что­бы избежать преждевременного переме­щения таза назад и сгибания тела, нуж­но, усиливая давление на ручку одно­именной направлению движения рукой, ускорить отведение ног и тазового пояса в сторону по кругу (кадр 2). И только по достижении ногами максимума ско­рости отпустить опору и быстро пере­ставить руку (кадры 3 - 4).

 

 
 

 

 


Рис. 6

 

Обучение.

А. Исходная база.

1. Модельные круги на грибке.

2. Модельные круги поперек. Особенно высокие требования предъявляются к фикса­ции плечевого пояса перед опорой и увели­чению маха в упоре сзади.

Б. Основные упражнения.

1.На грибке с ручкой или козле с ручкой проводка по траектории модельного круга.

2. Круги поперек на ручке в тренажере.

3. На грибке с ручкой или козле с руч­кой из упора стоя с прыжка круг поперек на ручке в соскок. При удачном выполнении пробовать соединить в серию несколько кругов.

4.То же, что 3, но на коне с одной руч­кой. На тело копя положить поролоновый мат, чтобы предохранить ноги от ушиба при воз­можном ударе ими о коня. К следующему заданию переходить только после уверенно­го выполнения серии из 4-5 кругов. Особо проследить, чтобы в упоре сзади траектория движения коленных суставов проходила вы­ше верхнего края ручки.

5.То же, что 3, но па коне с ручками. В случае неудачи в нескольких подходах под­ряд повторить 3 или 4. Прежде чем вклю­чать круг поперек на ручке в произвольную комбинацию, надо научиться соединять в се­рию 8-10 таких кругов, как на рис. 6.

В. Затруднения в обучении. Заваливание плечевого пояса на опорную руку при подготовке к отталкиванию одно­именной направлению движения рукой.

Повторить проводку и поработать на тре­нажере, стремясь больше загрузить одно­именную руку.

Недостаточно широкий и вялый мах в упоре приводит к сильному сгибанию в упоре сзади: гимнаст садится на ручку.

Вернуться к кругам на грибке с ручкой и выполнять их с разгоном, акцентируя от­водящие действия и руками, и тазовым поясом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: