ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ»




ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

 

 

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ»

Человек есть «существо зависящее от тысячи условий», и понять его можно только исходя из его встроенности в целостность реального мира. В этом смысле человека можно рассматривать в качестве элемента 3-х важнейших сфер мировой реальности – Вселенной, природы и общества.

1. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ:

Человечество является своеобразным гражданином Вселенной и в первую очередь звёздной системы, которая называется Млечный путь. Человек философами рассматривается как элемент Космоса, неразрывно связанный с ним и испытывающий на себе его влияние. Эти идеи развивались во все времена и выступали в совокупности как ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА. Русские представители космизма – Фёдоров, Умов, Циолковский, Чижевский, -считали человека не только продуктом биологической, но и космической эволюции, рассматривал его как органическую часть Космоса, обладающую особым статусом устроителя и организатора Вселенной. Мир, по их мнению, незавершен в развитии, и смысл бытия человечества заключается в преображении Космоса, в установлении гармонии с ним.

В 20 веке эти идеи получили научное обоснование. Оказалось, что между человеком и строением Вселенной есть тесная связь. Её смысл выражается с помощью АНТРОПНОГО КОСМОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА (1973г. Б.Картер): Вселенная по своим физическим характеристикам должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование человека.

Иными словами, наш мир оказался устроенным так, что в нём сложились физические условия (скорость света, масса протона…), при которых человек смог возникнуть во Вселенной.

Антропный принцип допускает как религиозную, так и научную интерпретацию.

РЕЛИГИОЗНАЯ: антропный принцип подтверждает существование творца, который спроектировал мир так, чтобы в точности удовлетворить нашим требованиям.

НАУЧНАЯ: предполагает возможное наличие множества миров, в которых реализуются различные комбинации физических законов и констант. При этом в одних мирах складываются лишь простые физические объекты, а в других возможно формирование сложных систем – в том числе и жизни.

2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА:

ПРИРОДА – всё сущее, весь мир.

ПРИРОДА – совокупность естественных условий существования человеческого общества на планете.

Человек обречён жить в природе, взаимодействуя с ней и в той или иной мере завися от неё.

Отношение человека к природе было различным в разные исторические времена. На заре человеческой цивилизации человек считал себя подчинённым природе, признавал её господство, довольствовался естественными благами, стремился найти гармонию в отношениях с природой, чтобы приспособиться к ней. В эпоху средневековья отношение человека к природе начинает меняться. Человек становится высшим творением Бога, господином и хозяином природы и волен распоряжаться ею по своему разумению. В Новое время идея господства человека над природой наиболее полно воплощается - эта эпоха промышленного производства и небывалого роста человеческих потребностей. Природа воспринимается как безмерная кладовая ресурсов – остается лишь познать её законы, с тем, чтобы преобразовать её по своему усмотрению. Эта деятельность человека привела его к комфортному житейскому миру, но породила экологические проблемы. Поэтому в 20 веке все большее внимание уделяется идее равенства человека и природы, принцип своеобразного диалога между равными партнёрами.

Такой диалог должен происходить в 2 формах: теоретической –научного познания природы с целью всё более глубокого овладения её законами., и практической – деятельности по использованию природы и одновременно её сохранению и развитию.

Начло этому положила КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ - сферы разума (20 век русский ученый В.И. Вернадский): ноосфера – новое состояние биосферы, возникающее под воздействием научной мысли и человеческого труда на всю нашу планету. Ноосфера – это не столько настоящее, сколько будущее Земли. Она станет реальностью, когда человек сумеет разумно организовать взаимодействие природы и общества, их гармоничную взаимосвязь. В науке для обозначения этой цели используется понятие КОЭВОЛЮЦИЯ (совет. биолог Н.В.Тимофеев-Ресовский) – процесс совместного развития биосферы и человеческого общества. Эта концепция должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы, избежав при этом 2 крайностей: стремление к абсолютному господству над природой и полного смирения перед ней. Согласно этому принципу человечество, чтобы обеспечить своё будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая её к своим потребностям, но и само изменяться, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.

Для реализации на практике этого принципа человечество должно следовать как минимум 2 императивам (требованиям)- экологическому и нравственному. 1 требование – совокупность запретов на те виды человеческой деятельности, которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с существованием человека.

2-ое требование – изменение мировоззрение людей, поворот к общечеловеческим ценностям, к умению ставить превыше всего общие, а не частные интересы.

3. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО:

Человек всегда часть человеческого общества, его «социальный атом». Бытие человека есть условие общественного бытия, и наоборот, бытие общества есть необходимое и достаточное условие бытия каждого человека. именно в обществе человек проявляет свою сущность, реализуя вои возможности, играет определённые социальные роли. Строго говоря, вся история человечества есть нечто иное, как единство огромного числа «человеческих историй», внёсших свой вклад в историческое бытие общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: