Монополизм в РБ: предпосылки и особенности




 

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.

Монополизм — это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен.

В бытность СССР белорусский народнохозяйственный комплекс был включен в систему союзного разделения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности. До распада СССР 20 крупнейших предприятий республики выпускали около 60% всей продукции. В промышленности Республики Беларусь достигнут высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах.

Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы.

Большинство предприятий автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности являются узкоспециализированными, сосредоточившими в себе 90-100% объема производства многих видов продукции. выпускаемой в республике. Это Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, солигорский «Беларуськалий», завод «Атлант» и т.д[2, с 67].

Различают естественную и искусственную монополию.

Естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

На начало 2006 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включено 30 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической и тепловой энергии;

- централизованное водоснабжение и водоотведение;

- услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

- услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, аэропортов;

- обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

В отличие от естественных монополий, чей монополизм обусловлен технологическими и экономическими факторами, и государственных монополий, обеспечивающих выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятых производством и реализацией специфичных видов товаров, услуг (ликеро-водочные и табачные изделия, лекарства, яды и др.), искусственные монополии образовались в результате чрезмерной концентрации и специализации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов.

Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных предприятий (по стоимости фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса. У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности ее замещения, что порождает жесткую зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее заметна. Такая особенность свойственна рынкам, которые характеризуются высокой взаимозаменяемостью товаров и значительным их ввозом из-за пределов республики.

В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают средние и малые предприятия, продукция которых в целом однородна, нет жесткой технологической зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский рынок, зачастую не имеют прямых контактов с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.

Вместе с тем в результате процессов реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и т.д.

Для многих рынков сельского хозяйства характерна монопсония, то есть рынок, на котором имеется лишь один покупатель. Это в полной мере относится к местным локальным рынкам областей, районов. В качестве такого покупателя выступают предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

Монопсония сложилась в значительной мере исторически в силу того, что поставка сельскохозяйственной продукции предприятиям по ее переработке и хранению осуществляется не на экономической основе, а путем административного закрепления поставщиков к потребителю. При данной форме реализации сельскохозяйственные предприятия имеют возможность продажи своей продукции только конкретному покупателю. Последний, в свою очередь, может закупать сельскохозяйственную продукцию в строго определенных сырьевых зонах. К этому следует добавить и ограниченность (отсутствие) специальных транспортных средств для доставки скоропортящейся продукции (овощей, плодов, ягод, молока) на предприятия по ее переработке и хранению. В такой ситуации зачастую отсутствует свобода в выборе поставщиков и потребителей.

Факт доминирования, в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ от 17 октября 2002г. № 229, устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем рынке превышает предельные величины.

Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину: факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующие его критериев.

В течение 2005г проведен мониторинг 60 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. По состоянию на 1 января 2006 г. в Госреестре состоят 190 хозяйствующих субъектов. В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках РБ. На конец 2005г. их количество уменьшилось почти на 40%(см. Табл. 1).

Таблица 1 – Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр

  2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр            

 

Советом Министров утверждены следующие предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси(см. Табл. 2)[3,с. 24-25, 29].

 

Таблица 2 – Предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси

Товары Уровень рентабельности (в % к себестоимости)
Топливные брикеты  
Товары (работы, услуги) металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей  
Товары (работы, услуги) организаций легкой промышленности  
Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание  
Молоко и молочные товары  
Мясо и мясные товары  
Пищевая соль  
Товары издательской деятельности  
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения  

 

По результатам проведенного в январе-августе 2008 г. Департаментом ценовой политики Минэкономики мониторинга более 30 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на товарных рынках установлен факт монополизма:

- ПРУП облгазы (ПРУП «Брестоблгаз», ПРУП «Витебскоблгаз», ПРУП «Гомельоблгаз», ПРУП «Гроднооблгаз», ПРУП «Минскоблгаз», РУП «Мингаз», ПРУП «Могилевоблгаз» по товарной позиции «распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажа»;

- РПУП «Строммашина» по товарной позиции «краны башенные»;

- РУП «Главгосстройэкспертиза» по товарной позиции «услуги по проведению государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов».

Утратили доминирующее положение на товарных рынках республики:

- РТУП «Беларусьторг» по товарной позиции «оптовая торговля каменным углем»;

- СМ РУП «Дорстроймонтажтрест» по товарным позициям «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах» и «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах»;

- РУП «Минский вагоноремонтный завод» по товарной позиции «ремонт железнодорожных вагонов»;

- КУП «Новогрудский завод металлоизделий» по товарным позициям «стеллажи библиотечные мобильные» и «стеллажи библиотечные стационарные».

Все они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Всего в этом Реестре (республиканский уровень) по состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта[4].

Однако уже на 01.04.2010 г., согласно списку, опубликованному на сайте Минэкономики, монополистами признано 157 предприятий и организаций. Наибольшее их количество зафиксировано в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и социальной инфраструктуры (24), химической и нефтехимической (19), пищевой (17) и в промышленности строительных материалов (14). В этом списке значатся крупнейшие отечественные предприятия, в т.ч. МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.

На сайте Минэкономики также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. Сейчас в списке "эффективных монополистов" 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).

Таким образом, по мнению Департамента ценовой политики Минэкономики, позитивным для белорусской экономики является монопольное положение Белтелекома, Белпочты, БЖД и некоторых других.

Реальный путь преодоления монополизма – демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры[5].

Демонополизация – снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация экономики ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов. В рамках задач построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация является одной из важнейших составляющих рыночных реформ.

Цель, основные задачи и принципы демонополизации экономики отражены в первом в истории Беларуси антимонопольном законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 1992г., действующего в редакции закона от 10 января 2000г. комплексных программ демонополизации народного хозяйства РБ на 1993-1994 гг., в Программах демонополизации и на 1998-1999 г.

Одним из приоритетных секторов экономии при проведении демонополизации были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового обращения создала условия для формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.

Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.

Конкурентоспособность экономики любой страны во многом определяется наличием сектора многоотраслевых или вертикально интегрированных корпораций, в рамках которых достигается концентрация промышленного капитала, инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий и высококвалифицированных кадров. Такой корпоративный сектор может по праву рассматриваться базис современной конкурентной экономики.

Вместе с тем мировая практика показывает, что неконтролируемые процессы концентрации капитала могут привести к нежелательным последствиям. Корпоративные структуры являются одной из форм монополизации экономики.

В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФГП) возможно в перспективных отраслях – нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.

На макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике страны хозяйственных блоков – кластеров, включающих фирмы, организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.

В Беларуси функции действующих технопарков в основном сведены к поддержке, оказанию сервисных услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при БГУ, Технологический парк «Могилев».

В настоящее время в Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.

Использование эффекта отраслевого, межрегионального и транснационального характера интегрированных корпоративных структур позволит повысить эффективность белорусской экономики.

Формирование рыночных отношений диктует необходимость преодоления государственного монополизма и сокращения прямого регулирования, в т.ч. ценового, использования экономических методов в государственном управлении. Поэтому в последующем ценовое регулирование сведется лишь к регулированию цен на продукцию, услуги, обеспечивающие национальную, продовольственную и экологическую безопасность; антидемпинговому законодательству, направленному на защиту отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний. Как и в странах Западной Европы, ценовое регулирование на внутреннем рынке будет заменено более совершенной формой - антимонопольным регулированием.

В его основе - выявление и устранение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках, предотвращение сговоров по установлению как монопольно высоких, так и монопольно низких цен, препятствующих вхождению на рынок других агентов, устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях. В тактическом плане для поддержания конкурентной среды пришло время решительно пресекать факты недобросовестной конкуренции, когда усилия хозяйствующих субъектов направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые могут причинить убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Предполагается разрешать подобные прецеденты в судебном порядке[6].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: