Ход занятия
Вступительная беседа.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Что самое дорогое у человека? (жизнь) А еще, что дорогое у человека? Каким должен быть человек? (здоровым)
- Нашей жизни и здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности, а какая опасность нас может подстерегать чаще всего, вы узнаете, когда отгадаете ребус (презентация «Как уберечься от травм»)
Травма (слайд 2)
- Тема занятия сегодня: «Как уберечься от травм». На занятии мы узнаем, что такое травма, узнаем, как их избежать, а также научимся оказывать первую помощь, если травма все же случилась.
Что такое травма?
Педагог:
- Ребята, были ли у вас травмы, какие? (ушибы, ссадины, порезы)
- Что вы испытывали при этом, какие у вас были ощущения? (боль, отек, ограниченность в движении)
- Что же такое травма? Травма – это внезапное повреждение организма в результате внешнего воздействия. (слайд 3)
- Сегодня на занятии мы будем говорить о травмах, которые чаще получаете вы, дети.
- Где ребята вашего возраста больше всего получают травмы? (в школе)
- А вот подумайте чаще всего, когда вы получаете травмы, удары, ссадины, где это происходит? (на перемене)
- Ребята, зачем нужна перемена в школе? (отдохнуть, подготовиться к другому уроку, сходить в туалет, попить, перекусить) (слайд 4)
- Конечно же, никто из вас не выходит на перемену с целью обидеть кого-то, сделать друг другу больно. Но порой простая шутка может привести к очень печальным последствиям.
- Послушайте рассказ «Плохие шутки».
«Редко встретишь среди ребят таких, кто специально хочет нанести травму своему товарищу. Чаще всего можно услышать: "Да разве я думал, что так получится, я случайно..." Случайно ли? Три ступеньки – раз, два, три, но что это? Нога подвернулась…Перелом ноги, вывих сустава… Двое твоих друзей сошлись в «вольной борьбе». Не раздумывая, ты сверху падаешь на них…Каков итог?Наклонился мальчик, завязывает шнурок, ты решил сыграть с ним в чехарду…Прыгнул…Перелом позвоночника. Саша, шутя, поставил подножку товарищу, тот упал. В результате – перелом руки.
(слайд 5, 6, 7, 8)
Педагог:
- Как вели себя дети на перемене? Правильно? Думали ли они о последствиях, прежде чем играть в такие игры? Как правило, дети не думают, что игры и шутки могут быть опасные, вспомните, как часто вы толкаете, друг друга со всей силы, ставите подножку друг другу, деретесь. Даже у нас на занятиях по экологии, в этих узких коридорах, где мраморный пол и стены на перемене вы носитесь «сломя голову», на ходу расталкивая всех подряд, не думая об опасностях, что можете запросто разбить голову, удариться, столкнуться друг с другом и последствия могут быть очень печальные. Вы же не думаете, что игры и шутки могут быть опасные, пока не произошел несчастный случай.
- Это все мы говорили о перемене.
- Ребята, как вы думаете во время урока можно получить травму? (можно)
- Особо опасными в школе считаются занятия по труду и физкультуре.
Педагог:
- Чтобы избежать травм во время урока, учитель в начале каждого урока повторяет с вами правила по технике безопасности. Сейчас проверим, как вы их запомнили на уроках труда (слайд 9).
- Сейчас я вам раздам карточки, вы внимательно прочитаете вопросы и ответите на них по очереди (приложение 2)
1. Как следует передавать иголки другому человеку? (в игольнице)
2. Можно иголку оставлять на парте или в куске ткани? (нельзя)
3. Как нужно передавать ножницы другому человеку? (кольцами вперед)
4. Где нужно хранить циркуль? (в футляре)
5. Можно повернуться к соседу, если в руках острые предметы? (нельзя)
6. Что нужно сделать с кисточкой после работы с клеем? (помыть)
Педагог:
- На уроках физкультуры тоже нужно быть осторожными. Ребята, что в основном дети делают на физкультуре? (бегают, прыгают, играют мячом, используют спортивные снаряды) Здесь тоже нужно выполнять правила безопасного поведения в спортивном зале. Все задания выполнять только с разрешения учителя.
- Вошел в спортивный зал, чего тут только нет?! И брусья, и перекладина, козел, стопкой сложены маты. И чем ты хуже старшеклассников? (слайд 10)
-Ребята, вы, конечно не хуже старшеклассников, просто эти спортивные снаряды по возрасту не для вас еще. Вы пока не доросли и можете получить травму.
Физкультминутка.
(дети повторяют движения за педагогом)
- Чтобы лучше нам размяться, Будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед, А потом наоборот. | Наклоны вперед и назад |
- Вот еще одно заданье - Выполняем приседанья. Не ленись приседать! Раз-два-три-четыре-пять. | Приседания |
- Мы шагаем дружно, бодро, Но пора закончить отдых. Ротик снова на замок. Продолжается урок. | Дети садятся за парты |
Первая помощь при ушибе.
Педагог:
- Несчастье, случается чаще, когда врача рядом нет. Поэтому важно знать правила оказания первой помощи при травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.
- Начнем, с ушиба. Что же происходит при ушибе? Сначала ушибленное место болит, опухает и может покраснеть, а позже на этом месте образуется синяк. (слайд 11)
Педагог:
- Ребята, какую помощь нужно оказать человеку, если он ушибся? (приложить холодное, бутылку с холодной водой, холодный компресс - лед, завернутый в носовой платок или полотенце и подержать минут 10, но не больше, чтобы не обморозить кожу). Можно приложить полотенце, намоченное в холодной воде и менять его (педагог показывает детям, как оказать первую помощь при ушибе)