ЗАНЯТИЕ № 22
ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
Проверка домашнего задания (творческий уровень)
по теме «Социальные институты и организации»:
Прочитайте суждение одного из ведущих социологов Р. Миллса:
«Под институтом я понимаю общественную форму определённой совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.
Общество – это конфигурация институтов, которые при своём функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитывают 5 институциональных порядков:
1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;
2) политический – институты власти;
3) семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
4) военный – институты, организующие законное наследие;
5) религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов».
Какой важный институт не назван Р.Миллсом в перечне институциональных порядков?
Проверка домашнего задания (творческий уровень)
по теме «Социальные институты и организации»:
Иногда можно услышать такое мнение: социальная организация и социальный институт - понятия идентичные.
Вы согласны с этим утверждением?
Лекция по теме 22 «Социальный прогресс и развитие общества»:
1. Три подхода в истории общественной мысли о развитии общества:
Когда речь заходит о динамической характеристике общества, его развитии, человеческая мысль необходимо сталкивается с вопросом о том, в каком направлении развивается общество: * по восходящей линии, *по нисходящей или же * все происходит на одном уровне, циклически повторяясь через определённые промежутки времени.
В истории общественной мысли всегда присутствовали эти 3 подхода, борясь между собой и представляя позиции тех или иных слоёв общества.
Уже в древности зародилась традиция рассматривать общественные явления как движущиеся по кругу с бесконечным повторением одних и тех же качеств, что отразилось в библейской истине о том, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
Время от времени появляются концепции, утверждающие, что золотой век человечества в прошлом, а ныне оно неумолимо движется к своему концу, страшному суду, новому потопу, т.е. к своей неминуемой гибели. Иначе говоря, идея личной смерти человека как бы переносилась на весь человеческий род.
В древнем мире складывалась и идея прогрессивного развития как перехода от наиболее простых форм человеческой организации к её более сложным формам, чаще всего связываемым с политической организацией общества. Так, уже Аристотель рассматривал естественный ход развития общества как переход от первобытной семьи к селению, от него – к государству, а совершенствование самого государства – как переход от плохих к хорошим формам государственного правления.
Таким образом, идеи прогресса, круговорота и регресса зарождаются еще в древности и затем повторяются в разных вариантах в последующих исторических периодах, вбирая в себя новый исторический материал.
Если изменения способствуют увеличению жизнеспособности системы,то говорят о ПРОГРЕССЕ.
Упрощение, сужение возможностей общества свидетельствует о РЕГРЕССЕ.
Что преобладает в обществе?
Характеризуя границы двух тенденций развития, можно сделать вывод: «ПРОГРЕСС локален и глобален. Он представляет преобладание позитивных изменений над негативными. РЕГРЕСС только локален.Он представляет преобладание негативных изменений над позитивными».
В целом прогресс в обществе очевиден. Развитие техники, накопление знаний, освоение Земли и Космоса, культурное совершенствование человека свидетельствуют о поступательном движении общества. Но этот процесс далеко не прост. В 20 веке мир пережил две крупнейшие войны, тотальные режимы, вплотную приблизилась экологическая проблема, стрессы и нервные расстройства стали расплатой за ускорение темпов жизни. Все негативные явления – это вызов человечеству, это задачи, которые человечество должно решать, чтобы обеспечить собственное существование. До сих пор оно справлялось с ними, приспосабливалось и совершенствовалось.
Идея общественного прогресса с особой силой была поставлена в новое и новейшее время, в период бурных революционных преобразований в Европе и России при переходе от традиционного к индустриальному обществу.
2. Концепции общественного прогресса:
ПРОГРЕСС – это переход на новую, качественно более высокую ступень развития
В настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса, по своему истолковывающих его природу. Здесь в основном противоборствуют идеи * экономического, * технологического,
* культурологического детерминизма. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, мы будем придерживаться основ реалистического объяснения истории и общественного прогресса, диалектически связывающего все вышеуказанные типы детерминизма.
Но прежде всего, необходимо отметить, что:
· в ходе общественного развития действительно имеет место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы;
· как эволюционные преобразования, так и быстрые, революционные скачки;
· как бессознательные стихийные так и сознательные акты человеческой деятельности;
· как случайные события, так и закономерные тенденции.
И в этом плане картина общественного развития намного сложнее, чем любая теоретическая схема, проповедующая монотонное восхождение по лестнице прогресса.
Необходимо указать критерии и отличительные признаки общественного прогресса:
1. Если говорить о чисто природных показателях человеческой, эволюции, его биологических и физиологических характеристиках, то можно сказать, что здесь эволюция и прогресс себя исчерпали. Современный человек по своим физическим данным мало чем отличается от своего далёкого предка – хомо сапиенс. Прогресс сейчас в этом плане уже не имеет того решающего значения, которое имела биологическая эволюция в период трансформации животного предка человека в разумное человеческое существо.
2. Что же касается цивилизационных показателей общественного развития, то они разительно меняются от эпохи к эпохе в сторону своего совершенствования, т.е. имеют явно выраженный прогрессивный характер. Правда, и здесь не все элементы общественной структуры в одинаковой мере определяют исторический прогресс. Одни элементы этой структуры (сфера производства) в большей мере, другие (область семейно-брачных отношений, религия) в меньшей мере являются выразителями общественного прогресса, влияют на темпы его осуществления.
3. К техническим показателям общественного прогресса можно отнести совершенствование орудий труда и средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека, что в целом можно определить как прогресс техники, который зиждется на трёх китах: материал, энергия, технологии.
Именно по этим показателям прослеживаются основные этапы общественного прогресса. Так, с точки зрения материала выделяют каменный век и век металла (включающий бронзовый и железный).
С точки зрения источников энергии можно говорить о таких ступенях общественного развития,как:
· использование огня,
· использование физической силы человека,
· использование тягловой силы животных,
· использование силы ветра,
· использование потоков воды и пара,
· использование энергии жидкого топлива,
· использование электроэнергии,
· использование атомной энергии.
Причём прогресс здесь идёт не путём появления нового и отмирания старого, а путём наращивания опыта с сохранением традиционных способов деятельности.
Прогресс в производящей технике накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса. В этом плане говорят о прогрессе в сельхоз. технике, в строительной технике, в военной технике, в информационной технике. и т.д., которые теснейшим образом переплетаются и дополняют друг друга.
4. Говоря об общественном прогрессе, необходимо отметить как его глобальные проявления (общее движение человечества к единой цели – создание всемирно-цивилизованного государства),так и локальные (прогрессивное развитие отдельной страны, государства или региона) либо характеризовать отдельные сферы общественной жизни (прогресс в военной технике, в искусстве,…)
5. Социальный прогресс может быть 2 видов:
· постепенный (реформистский)
· радикальный (революционный)
РЕФОРМЫ – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не меняющих основ существующего общественного строя. Например, социальная – введение пособий по безработице, экономическая – установление свободных рыночных цен. Они представляют собой одно или ряд нововведений, которые должны решать определённые социальные задачи.
РЕВОЛЮЦИИ – скачкообразный переход общества из одного качественного состояния в другое, протекающее как целый комплекс глубоких одновременных реформ. Отличительные признаки революции: масштабность, глубина преобразований, широкое участие народных масс, высокая историческая значимость. Они бывают кратковременными и длительными, могут охватывать одну страну или всё человечество. Примеры глобальных революций – неолитическая, промышленная, современная НТР.
Рассмотрев структурные особенности общественного прогресса, необходимо отметить и его динамические характеристики.
ПРОГРЕСС – это переход на новую, качественно более высокую ступень развития. В этой связи возникает вопрос, о том, что является финальной частью такого движения и что происходит с отжившими ступенями общественного развития.
Что касается первого вопроса, то можно сказать, что ответ на него теряется в туманной дымке неопределённости, и можно лишь предположить, что человечество от земной формы своего развития перейдёт к освоению космоса. Касаясь же земной стадии развития цивилизации, можно сказать, что в обществе еще так много несовершенного и отрицательного, что прогрессу ещё есть где себя проявить ив этих условиях.
Что касается ранее пройденных ступеней общ. развития., то они не исчезают, а как бы выстраиваются в структуру современного общества и долгое время сосуществуют. Отжившее присутствует в современном мире в виде социальных атавизмов (рабовладение – ГУЛАГ).
Второй важный момент прогрессивного развития – вопрос об исходной точке и ареале общественного прогресса.
Где, когда и почему складываются такие моменты в общественном развитии, которые можно расценить как прогрессивные инновации, как они расширяются и распространяются по свету?
3. Общественный регресс, его понятие и особенности:
РЕГРЕСС – упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградация.
Регресс локален. Он может быть присущ отдельному индивиду (распад личности) и отдельным сферам общественной жизни (например, сел. хоз-во в СССР), может охватывать отдельные города и государства и даже цивилизации.
РЕГРЕСС, как и прогресс, может осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, взрывной, обвальный характер, резко изменяя судьбы людей в рамках одного поколения.
РЕГРЕСС, поражая отдельные социальные структуры, не может быть распространён на общество в целом, т.к. в своём движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, общество продолжает развиваться по восходящей линии; никакое идеальное состояние общества не может выступать в качестве какой-то финальной цели, т.к. это означало бы конец развития. И нет никаких оснований сомневаться, что восходящая линия развития общества сохраниться и в 21 веке.
Вопрос прогресса и регресса тесно переплетается с политическими идеалами, очень часто одни и те же социальные явления оценивались прямо противоположным образом. Так, коммунисты считали капиталистическое общество уже вошедшим в стадию регресса и упадка, а социализм – прогрессирующей формацией. Западные же учёные придерживались прямо противоположной точки зрения. Таким образом, теоретические оценки одних и тех же общественных явлений с точки зрения сочетания прогресса и регресса могут быть прямо противоположными, придавая рассматриваемым категориям скорее гносеологический характер.
Однако, если мы отойдём от современности и обратимся к истории, то без труда сможем заметить как проявление регресса, так и проявление прогресса в самой объективной реальности, из сочетания которых и складывается общественное развитие.