Тема 7. Организация работы коллектива исполнителей
Практическое занятие 7. «Организация работы коллектива исполнителей».
Практическая работа 18. «Постановка проблемы и принятие управленческого решения по её устранению» (продолжение 2 часа)
Задачи: изучить классификацию управленческих решений, привести примеры.
Задание:
1. Изучить теоретический материал
Привести по 1 примеру управленческих решений по следующим 4 группам. Записывать следующим образом: 9. По форме отражения: письменные – пример и тд; 10 группа – пример и тд., 11 группа – пример к каждому виду.
Теоретический материал
Классификация управленческих решений
Классификация УР необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность.
Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками.
Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.
Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
1. По продолжительности действия:
оперативные;
тактические;
стратегические.
2. По числу альтернатив:
бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или «нет»);
малоальтернативное (имеется малочисленный набор альтернатив);
многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);
|
непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).
3. По субъекту, принимающему решения:
индивидуальные;
групповые.
4. По сфере действия (технические, экономические, социальные, политические и др.).
5. По степени неопределенности (полноты информации):
решения в условиях определенности;
решения в условиях риска (вероятностной определенности);
решения в условиях неопределенности.
6. По степени сложности подготовки управленческого решения:
стандартные или программируемые;
нестандартные или непрограммируемые.
Программируемое решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Например, начальник отдела закупок какого-либо производственного объединения при составлении графика закупок сырья и материала может исходить из формулы, требующей определенного соотношения между запланированным объемом производства и номам сырья и материала на производство единицы готовой продукции. Если в бюджете заложено, что на изготовление единицы продукции расходуется 2 кг сырья и материалов, то решение принимается автоматически – запланированный объем производства 1000 штук, следовательно надо закупить 2000 кг сырья.
Подобным образом, если от начальника финансового отдела потребовали вложить избыточную наличность в депозитные сертификаты, облигации муниципалитета или обычные акции, в зависимости от того, что именно в данное время обеспечивает наибольшую прибыль на инвестированный капитал, выбор определяется результатами простого расчета по каждому варианту и установлением самого выгодного. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных управленческих решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Неудивительно, что руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.
|
Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений, в самом деле, правильна и желательна. Очевидно, если программированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются. Более того, в высшей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия программируемых решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи с процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру. Эффективный обмен информацией повышает эффективность принятия решений.
Непрограммируемые решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу непрограммируемых можно отнести решения следующего типа:
|
- какими должны быть цели организации;
- как улучшить продукцию;
- как усовершенствовать структуру управленческого подразделения;
- как усилить мотивацию подчиненных.
В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с непрограммируемыми решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время руководитель располагает множеством вариантов выбора.
На практике немногие управленческие решения оказываются программируемыми или непрограммируемыми в чистом виде. Скорее всего, они крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами.
Немногие программируемые решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия программируемых решений может быть полезна.
7. По степени уникальности:
новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;
рутинные.
8. По подходу к принятию решения:
интуитивные;
основанные на суждении;
основанные на рациональности.
Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что, «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау».
Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Когда, к примеру, вы делаете выбор, что изучать – программу обучения управлению или программу обучения бухгалтерскому учету, вы, скорее всего, принимаете решение на основе суждения, исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету.
Суждение как основа управленческого решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому покорению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде, что является основным достоинством запрограммированных решений. Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
9. По форме отражения (план, программа, приказ, указание).
Общеизвестны следующие формы управленческих решений:
1. Письменные – управленческие решения (УР) на бумажных или электронных носителях.
2. Устные УР.
3. Указ - решение главы государства.
4. Указание - УР, носящее методический, технологический характер.
5. Закон - УР высшей государственной власти, носящий общеобязательный, непреложный характер.
6. Акт - УР широкого круга вопросов деятельности государственных и общественных организаций.
7. Приказ - УР руководителя, облеченного властью в организации, нормативный документ, подлежащий хранению.
8. Распоряжение - УР руководителя, не наделенного административными функциями.
9. Инструкция - УР, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.
10. Договор - УР о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности.
11. Контракт - УР обычно коммерческого характера.
12. План – УР, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы реализации.
13. Оферта - УР обычно коммерческого характера, предлагающее конкретному лицу заключить сделку на указанных условиях - это одна сторона контракта.
14. Акцепт - УР о приеме предложения о заключении сделки на предложенных офертой условиях.
Известны так же следующиеформы реализации, посредством которых может быть обеспечено выполнениеУР: беседа, предложение, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, обучение, совет, деловая игра, совещание и т.д.
10. По типу личности менеджера, принимающего решения:
импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»;
рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;
инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;
осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;
уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
11. По степени достижения целей:
допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
Критерии оценивания:
5 (отлично) –приведены примеры управленческих решений по всем группам
4 (хорошо) – приведены примеры управленческих решений не по всем группам
3 (удовлетворительно) – примеры не соответствуют группам
2 (неудовлетворительно) – задание не выполнено