Научно-исследовательская деятельность Дмитрия Константинович Зеленина




Зеленин Дмитрий Константинович (1878 – 1954)

Известный русский ученый Дмитрий Константинович Зеленин родился 21 октября 1878 года в селе Люк Сарапульского уезда Вятской губернии. Он был выходцем из бедной семьи, его отец работал дьячком в местной церквушке. Мальчик рано остался сиротой. По семейной традиции он непременно должен был стать священником или продолжить свое образование в Духовной академии. Начальное образование Дмитрий Зеленин получил в Вятской духовной семинарии, а в 1904 году он окончил историко-филологический факультет Юрьевского (Тартуского) университета. Таким образом, у него было два основных образования — богословское и филологическое.

Окончив университет, как перспективный студент, Дмитрий был оставлен при кафедре сравнительного языкознания для подготовки к профессорскому званию. Подготовленная им кандидатская работа называлась «Германские, романские и латинские элементы, вошедшие в русский язык до XV века».

Юрьевский университет помог Дмитрию зеленину стать профессиональным диалектологом, а сплоченная работа с академиком А. А. Шахматовым над созданием академического словаря русского языка способствовала формированию исторических взглядов Зеленина. Так, он приходит к убеждению о том, что объяснение всем диалектологическим явлениям следует искать не в языковой среде, а в первую очередь, в истории и этнографии. В последующем, на протяжении десяти лет, ученый усердно трудится над диалектологической монографией под названием «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей русской колонизации». Этот фундаментальный научный труд впервые был издан в Петербурге, в 1913 году.

Научно-исследовательская деятельность Дмитрия Константинович Зеленина

Уже в начале своей этнографической деятельности ученый Дмитрий Зеленин интуитивно понимал, что любые факты народного быта, в частности, формы традиционной культуры, не могут быть поняты сами по себе. Их происхождение, смысл, функционирование и изменение можно истолковать только в контексте всей системы народного быта, включая социальную общность, обряды, верования, фольклор и язык. Таким образом, этнограф Дмитрий Зеленин выступал сторонником системного подхода к изучению народной культуры.

В молодые годы Дмитрий Зеленин достаточно много и активно занимался полевой этнографической работой, в этот период его исследовательский интерес был сконцентрирован преимущественно на родном Вятском крае. В своих первых научно-исследовательских работах по восточнославянской этнографии Зеленин широко использовал такие практические материалы, как записи фольклора, описание образа жизни и обрядов, рисунки традиционной одежды, жилищ, орудий труда, а также предметов крестьянского быта, собранных с разных уездов Вятской губернии.

Уже будучи известным ученым, он никогда не терял связи со своими земляками и даже с особым энтузиазмом принимал участие в работе Вятской ученой архивной комиссии. Первые научные труды Дмитрия Зеленина начали публиковаться еще в годы его учебы в университете. Эти работы были в основном посвящены русской народной поэзии, а также изучению различных Вятских говоров на территории родной губернии, куда молодой ученый часто приезжал с этнографическими экспедициями. Постепенно Дмитрий Зеленин вышел и в сферу народной психологии, бытовых представлений и верований Вятского народа, выраженных в особых формах социального поведения, в частности, обрядового, речевого и повседневного.

В результате научных этнографических экспедиций в Вятскую губернию, ученый Зеленин пишет ряд публикаций, которые свидетельствуют о его профессиональных интересах. Так, в свет выходят следующие работы Д. К. Зеленина: «Особенности в говоре крестьян юго-восточной части Вятской губернии», «Отчет о поездке в Яранский уезд для изучения народного говора», «Новые веяния в народной поэзии» и еще целый ряд публикаций.

В 1916 году Дмитрий Зеленин был назначен на должность заведующего кафедры русского языка и словесности в Харьковском университете. Спустя почти десять лет, видный российский ученый становится профессором кафедры этнографии Ленинградского университета и по совместительству является членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Благодаря выдающемуся ученому-этнографу Д. К. Зеленину, казалось бы несовместимые по содержанию научные материалы из области региональной этнографии, складываются в монументальную мозаику народной культуры, которую в последствии объясняет гуманитарная наука.

Сборники сказок Вятской и Пермской губерний, которые были составлены Дмитрием Зелениным, во многом способствовали развитию восточно-славянского фольклора. По сей день эти сборники являются одними из наиболее авторитетных изданий сказок в европейской фольклористике ХХ века. Особенно ценными стали мысли ученого о значении русских частушек, а также об эстетическом потенциале самого фольклорного жанра.

Зрелые этнографические труды Зеленина, главным образом, были посвящены особенностям материальной культуры и верованиям славян. В частности, большую известность принесла ученому его монография под названием «Восточнославянская этнография», которая оставалась наиболее авторитетной научной работой по этнографии русских, украинцев и белорусов на протяжении как минимум полувека. Вся материальная культура славян систематично описывалась Зелениным в восьми главах: «Земледелие», «Животноводство, рыболовство и пчеловодство», «Пища и ее приготовление», «Тягловый скот, сбруя и повозки», «Изготовление одежды и обуви», «Одежда и обувь», «Личная гигиена», «Жилище». Таким образом, монография ученого по своему размаху охватывала все основные сферы народного быта восточных славян.

Большой интерес у ученого вызывал вопрос о взаимоотношении восточных славян с балтскими, тюркскими и финно-угорскими народами. Так, на страницах «Восточнославянской этнографии» он с определенной долей уверенности заявляет о том, что «...великорусы возникли в результате смешения славян и финнов. Это предположение принять невозможно. Не подлежит никакому сомнению, что великорусы, как и все народы на земле, не избежали смешения, однако нет никаких оснований считать, что в их происхождении финны сыграли особенно большую роль. Массовая ассимиляция финских народов началась достаточно поздно, по крайней мере позже, чем сформировались великорусы».

Лучшие работы великого русского этнографа Дмитрия Зеленина были всегда наполнены глубоким смыслом и методическим знанием. Его особое научное мышление было логичным и комплексным, а исследовательские приемы и методы совершенно подходили для объектов исследования ученого. Он всегда учитывал данные смежных наук, так как в своем взаимодействии он взаимно объясняли друг друга. В каждой области научного знания Дмитрий Зеленин являлся не гостем или дилетантом, но хозяином и профессионалом. Поэтому имя Д. К. Зеленина легко вписывается сегодня не только в контекст этнографии, но также и в русскую диалектологию, фольклористику и даже в русское религиоведение.

Вскоре, изданные научные труды Дмитрия Константиновича Зеленина уже стали широко известны не только в России, но и за рубежом. Так, например, в 1946 году российский ученый Дмитрий Зеленин был избран в качестве иностранного члена Болгарской Академии наук.

Скончался великий русский ученый Дмитрий Константинович Зеленин 31 августа 1954 года в Ленинграде. До сих пор его фундаментальные научные труды не потеряли своей актуальности, более того, без изучения работ Дмитрия Зеленина были бы невозможно многие современные исследования, направленные на изучение народной культуры славян.

Список основных работ:

  • Новые веяния в народной поэзии. М., 1901.
  • Песни деревенской молодежи. Вятка, 1903.
  • Великорусские говоры…. СПб., 1913.
  • Великорусские сказки Пермской губернии. Пг., 1914.
  • Великорусские сказки Вятской губернии. Пг., 1915.
  • Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700—1910 гг. СПб., 1913.
  • Очерки русской мифологии. В. 1. Пг., 1916.
  • Russische (Ostslavische) Volkskunde, В. — Lpz., 1927. (рус. Русская (восточнославянская) этнография)
  • Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. (перевод с немецкого)
  • Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг.. М.: Индрик, 1994

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: