Служба профориентации, обучения и развития персонала
Учебно-производственный центр
Учебное пособие
для работников Службы движения
(ДСП и ДСЦП)
Организация коммерческой работы касс станций метрополитена
Содержание
1. Общие положения. 2
2. Организация работы касс. 2
3. Контрольно- пропускной пункт. 4
4. Проездные документы, реализуемые в кассах метрополитена. 6
5. Стоимость поездок (с 1 января 2017 года) 8
6. Порядок оплаты и условия проезда и провоза багажа. 9
Общие положения
Основными задачами работников, связанных с обслуживанием пассажиров являются:
– создание необходимых условий для обеспечения пассажиров через кассы станций всеми видами проездных билетов;
– культурное обслуживание пассажиров, правильные расчеты с ними;
– сохранность материальных ценностей;
– ежедневная обработка поступающей выручки и своевременная сдача её в банк;
– обеспечение бесперебойной работы автоматических пропускных пунктов, автоматов по продаже проездных билетов и технических средств, установленных в кассовых помещениях;
– обеспечение работы технических средств, установленных в кассах станций: автоматизированных рабочих мест кассира билетного и старшего билетного кассира, счетно-денежных машин и т. п.
Для осуществления контроля оплаты пассажирами проезда и провоза багажа на станциях установлены АКП.
К материальным ценностям относятся:
Ø все виды проездных билетов (проездные билеты, временные проездные билеты и т.п.),
Ø бланки проездных билетов,
Ø транспортные карты всех видов кодируемые в кассах станций,
Ø бланки БСК,
Ø деньги и материальные ценности сторонних организаций, реализуемые через кассы станций с разрешения руководства метрополитена.
Организация работы касс
Работа касс должна быть направлена на качественное обслуживание пассажиров.
Расстановка кассиров по рабочим местам и составление графика их работы должны производится с учетом пассажиропотока.
Подмену кассиров на время обеденного перерыва необходимо осуществлять в соответствии с установленным графиком. Подмена кассиров на время обеденного перерыва производится билетными кассирами или старшими билетными кассирами.
При заступлении кассира на смену старший билетный кассир должен выдать ему материальные ценности в количестве, достаточном для работы в течение всей рабочей смены. Кассир обязан пересчитать и принять материальные ценности под роспись в соответствующих книгах учета.
Билетный кассир и старший билетный кассир не должен допускать конфликтных ситуаций с пассажирами. По первому требованию пассажира любой работник кассы обязан выдать ему «Книгу жалоб и предложений», которая должна находится в кассе каждом вестибюле станции. В случае возникновения конфликта билетный кассир должен сообщить об этом старшему билетному кассиру. Старший билетный кассир обязан выяснить его причину, предложить пассажиру способ его разрешения и сообщить бригадиру или руководству дистанции о сложившейся конфликтной ситуации на станции.
Билетный кассир или старший билетный кассир обязан обеспечить правильные расчеты с пассажирами. В случае предъявления претензии пассажира на неправильные расчеты кассира с ним, старший билетный кассир должен произвести проверку наличия денег и материальных ценностей у кассира в той кассе, где имеется жалоба, и принять меры к разрешению конфликта. Проверка наличия денег и остатков материальных ценностей у кассира производится старшим билетным кассиром на виду у пассажира при закрытой форточке (лотке) и открытых жалюзи (шторах). По результатам проверки составляется акт произвольной формы в 3-х экземплярах. В акте указываются выявленные отклонения (излишки или недостача). В случае выявления излишка денежных средств, он выдается под роспись пассажиру, о чем делается запись в каждом экземпляре акта. Первый экземпляр акта направляется на дистанцию, второй остается в кассе, третий экземпляр выдается пассажиру по его требованию.
Если претензия пассажира касается действий старшего кассира, последний обязан предложить пассажиру «Книгу жалоб и предложений», либо обратиться к бригадиру, либо к заместителю начальника дистанции, помощнику начальника дистанции для разрешения конфликтной ситуации.
Билетному кассиру или старшему билетному кассиру запрещается хранить на рабочем месте и продавать через кассу неучтенные материальные ценности.
В случае выхода из строя оборудования, установленного в кассовом помещении (АРМ КБ, АРМ старшего билетного кассира и т. п.) и на вестибюле станции старший билетный кассир обязан сделать запись в «Книге ремонта оборудования» и сообщить об этом оператору Центра управления расчетами. При приеме и сдаче смены старшие билетные кассиры обязаны передавать друг другу информацию о состоянии оборудования, находящегося в кассе и на вестибюле станции.
Требования к кассам
Все элементы и конструкции кассовых помещений: стены, пол, потолок, двери с дверными коробками, окна и оконные проемы должны обеспечивать сохранность материальных ценностей, находящихся в кассах метрополитена, и защиту от проникновения посторонних лиц.
Для обеспечения сохранности материальных ценностей должны соблюдаться следующие требования:
Ø помещения касс должны быть изолированы от других помещений;
Ø рабочие места старших билетных кассиров и билетных кассиров должны быть оборудованы специальными устройствами (кнопками, педалями) тревожной сигнализации для вызова сотрудника полиции с выводом сигнала в комнату полиции и на вестибюль;
Ø кассы станций нового строительства и подлежащие реконструкции должны быть оборудованы охранной сигнализацией с выводом звукового и светового сигнала в комнату полиции и на вестибюль;
Ø помещения старшего билетного кассира и кассы должны иметь административно-хозяйственную связь с выходом в город;
Ø входные двери должны быть оборудованы глазком, цепочкой и двумя замками (врезным, накладным);
Ø окна, выходящие на улицу, должны быть зарешечены;
Ø в дверном проёме должна быть установлена дополнительно вторая металлическая решетчатая дверь, оборудованная задвижкой, исключающей возможность открытия снаружи;
Ø в помещение кассы должен быть проведен электрический звонок.
Вход в кассу должен быть постоянно закрытым: дверью на замок или металлической решетчатой дверью-на задвижку.
Входить в кассовые помещения при предъявлении служебного удостоверения имеют право следующие лица:
– начальник метрополитена и его заместители;
– начальник, заместитель начальника и бухгалтеры -ревизоры контрольно-ревизионного отдела метрополитена;
– главный бухгалтер метрополитена и его заместитель;
– начальник Службы сбора доходов и его заместители;
– главный инженер и начальники отделов Службы сбора доходов;
– инженеры ПТО Службы сбора доходов;
– бригадиры Службы сбора доходов;
– инженеры дистанций Службы сбора доходов;
– работники СТП Службы связи;
– курьер дистанции;
– инкассаторы банка;
– уборщицы производственных помещений;
– начальники дистанций Службы сбора доходов и их заместители, помощник начальника дистанции Службы сбора доходов;
– ДС, ДСП (для получения ключа с дополнительной аварийной доски).
Перемещение материальных ценностей вне кассовых помещений должно производится в закрытом виде с участием материально ответственного лица в сопровождении работника полиции.
Контрольно- пропускной пункт
Для осуществления контроля оплаты пассажирами проезда и провоза багажа, станции оборудуются КПП, состоящими из:
– пунктов ручного контроля, через которые контролеры пропускают детей до 7 лет, инвалидов и пассажиров с багажом;
– АКП оборудованных устройствами чтения проездных билетов и транспортных карт, для пропуска пассажиров на станцию по различным вида средствам оплаты проезда;
– ПКА для исключения входа на станцию пассажиров через выходные двери.
Контроль и оперативная передача информации о работоспособности КПП осуществляется работниками Службы движения и сбора доходов, а обслуживание, ремонт и оперативное устранение неисправностей- электромеханиками Службы связи.