Уровни самостоятельности.




 

Процесс развития самостоятельности человека сложен и противоречив. Это объясняется не только интегративностью и многомерностью самого качества, но и другими причинами. Главными из них являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка (обучаемость, особенности волевых процессов), педагогические, социальные условия (влияние семьи, направленность и уровень обучения в школе ценностные ориентации одноклассников и др.). Принято считать, что по мере накопления знаний и умений пропорционально возрастает и самостоятельность ученика. Если иметь в виду только операционную сторону качества (умение, навыки), то это действительно так. Но с развитием других его компонентов (мотивы, воля) все обстоит гораздо сложнее. Обратим внимание читателя на всем знакомые примеры: приобретая учебный опыт, многие учащиеся утрачивают положительные мотивы учения. Это одно из противоречий, которое тормозит развитие самостоятельности как качества деятельности. Поэтому случается нередко и так что в семье самостоятельнее младший, а не старший ребенок, у которого более высокий уровень знаний и умений, богаче жизненный опыт. Не будем, однако, отрицать и тот очевидный факт, что чаще все же наблюдается обратное: у самостоятельного ученика гармонично сочетаются высокая успеваемость, мотивация и усердие, высока мобильность знаний и умений.

Потребность установить уровни самостоятельности обучаемых появилась у педагогов и психологов давно. Но вместе с тем, выявились и трудности такой диагностики. Не случайно основным показателем самостоятельности большинство склонны считать учебные достижения ученика (умения). В зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями, выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий. Можно, конечно, ограничиться и таким подходом. Но если ориентироваться на более отдаленные результаты обуч­ения и развивать самостоятельность как качество деятель­ности и личности, то, определяя, ее уровни, необходимо меть в виду разные се стороны. Тогда критериями выде­ления уровней могут быть:

1) степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);

2) содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных или устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их общественная направленность, связь с жизненными планами учащихся);

З) отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества):

В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий). Раскроем кратко содержание каждого уровня.

 

Уровни самостоятельности Описание характеристик
Низкий уровень Ученик может выполнять действия по готовому образцу (копирование). Это - подражание, по­стоянный и необходимый спутник учения. Совершенно прав­ы психологи Л. С. Выготский, Л. Г. Ковалев, которые читали, что подражание является свойством развивающей­ся личности, а с другой стороны - способом познания действительности. Ведь любое действие человека, особенно ре­бенка, так или иначе, связано с деятельностью других лю­дей. Но, чтобы подражать, писал Л. С. Выготский, ре­бенок должен иметь какую-то возможность перехода оттого, что он умеет, к тому чего не умеет. Ценность же такой самостоятельности будет зависеть от того, какие образ­ы для подражания получает ученик. В среднем и старшем возрасте низкий уровень самостоятельности характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. Слабо выражена их системность, межп­редметные связи. Поэтому предметные и общеучебные умен­ия используются только в стандартных ситуациях. Слабо представлены умения; связанные с мыслительным анализом условий задачи. Самоконтроль проявляется редко, главным образом на стадии констатации результатов деятельности. Мотивы носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждением. Познавательная потребность не выражена. Активность проявляется редко; ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Выражена потребность в помощи товарищей, учителя
Средний уровень (активно-поисковый) Свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученик может уже сам. Выполняя типовые упражнения, примеры, излагая текст, ученик подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник или рассказ учителя. Проявляется интерпретирующая активность. Одна ко межпредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль, и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня самостоятельности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.).
Высокий уровень (интенсивно-творческий). Ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т. е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, умение ученика устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: ученик сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У школьников, обладающих высоким уровнем самостоятельности, может быть хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Процесс решения задачи непрерывно соотносится с ее условиями. Проявляется мотивация, часто связанная с жизненными планами и профессиональными намерениями учащихся. Наряду с этим хорош выражены и общественно значимые мотивы: активное отношение к работе товарищей, готовность сотрудничать с учителем, товарищами, работниками библиотеки, других внешкольных объектов. Отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

 

 

Приведен «обобщенный портрет» разных уровней познавательной самостоятельности, опираясь на исследование, опыт, наблюдения. Но у конкретного ученика каждый компонент этого качества может проявляться (и проявляется) индивидуально. Поэтому группировать учащихся класса по степени развитии самостоятельности нелегко, поскольку каждый уровень ее в «чистом», идеальном виде, как и темперамент человека, представлен не так уж часто. Тем не менее, стратегии обучения, ориентированная на развитие личности, побуждает сегодня творчески работающего учи­теля по возможности вести для себя такую дифференциацию. Это позволяет держать постоянно в поле зрения те стороны самостоятельности, которые «западают», целенаправленно их развивать. Эффективнее этот процесс протекает, если ученик тоже знает недостатки своей деятельности и стремится развивать у себя самостоятельность. И хотя в классе, разумеется, далеко не каждый может подняться до высокого уровня, но существенно продвинуться в чем-либо может каждый, если усилия, учителя помножены на усилия самого ученика.

Важно, что у школьников в процессе обучения формируются качества личности, свидетельствующие об их возросшей социально-психологической зрелости, появляется понимание социальной значимости своей деятельности. Проекты, создаваемые на занятиях факультатива, отличаются от «урочных» проектов большей содержательностью и сложностью. Особое внима­ние уделяется комплексным проектам, где реализуются межпредметные связи, куда включены более сложные и нетрадиционные технологии. Их выполнение требует более высокого уровня самостоятельности, активности и творчества детей.

По мнению психолога В.В.Дружинина, человек нередко переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Так происходит, когда взрослые ограничивают инициативу и самостоятельность ребенка, демонстративно подчеркивают его ошибки, недостатки и неудачи, свойственные его возрасту. Компенсация чувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, искусстве, каких-то увлечениях, общественной жизни».

Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Она связана, во-первых, с общим свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать действия не только элементарного, но и высшего уровня. Это свойство обнаруживается у детей уже в раннем возрасте и проявляется в стремлении без помощи других завладеть игрушкой, самостоятельно выполнять действия, которые называют взрослые, включаться в речевую деятельность и др. Малыш уже в возрасте одного - двух лет на вопросы «Как папа чистит зубы?», «Как дядя поет?», «Как Костя умеет танцевать?» охотно, а главное, точно воспроизводит и свои, и чужие действия. Известны случаи (а их было немало), когда в семье психологов детеныша шимпанзе воспитывали вместе с детьми. Но и в одина­ковых условиях действия ребенка оказывались более разнообразными и совершенными как по объему, так и по уровню созревания. Значит, сама природа дарит человеку великое благо - возможность быть самостоятельным, сильным! Скажем больше: нормально развивающемуся ребенку дана не только возможность, но и стремление к самостоятельности, столь хорошо выраженное уже у дошкольника. Всем известны типичные ситуации, на которые взрослые далеко не всегда правильно реагируют. Малыш, отвергая помощь старших («Я – сам!») старается, хотя и неумело, надеть шапку, застегнуть пальто, открыть дверь, рассказать сказку сверстнику. От этих действий ребенка до независимых суждений и самостоятельных поступков взрослого человека - долгий и сложный путь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: