Личность, человек как участник исторически-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя. В общественных науках личности рассматривается также как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле обществ отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических, философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
Особое значение процесс развития личности приобретает в отрочестве и раннем юношеском возрасте, когда подросток или юноша начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Первоначально оценивая окружающих, он использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не может быть отождествлена с уходом юноши в мир внутренних переживаний. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Потребность в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что юноша должен осознать свои возможности перед лицом тех изменений в его жизни, которые принесёт в ближайшем будущем трудовая деятельность. В случае, если между уровнем потребностей развивающейся личности и её возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.
Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения учебного задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - например при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной каждый школьник выполняет отдельное задание, например пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или др. школьном помещении), во время внеклассных или внешкольных мероприятий (на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке, в уголке живой природы, на экскурсии и т. д.), дома. Наиболее распространённые виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытническая работа, конструирование, моделирование и т. д.
Исходя из внутреннего содержания, можно выделить 3 ступени самостоятельной учебной деятельности учащихся: репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника), репродуктивно-практическая (получая знания из различных источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта), критически-творческая (отражает критическое отношение учащихся к знаниям и продуктивный характер мышления). Содержание самостоятельной работы обусловливает характер учебных заданий: обучающие задачи (учитель предъявляет ученикам задание и показывает, как его выполнять); тренировочные задачи для самостоятельного решения по образцу; поисковые задачи, решение которых целиком возлагается на учащихся.
В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К. Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» (Собр. соч., т. 6, 1949, с. 256). Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения.
В 70 - 80-x п. методисты-естественники А. Н. Бекетов, А. Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ (опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций («новое воспитание», «педагогика действия», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. 19 в. практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт были провозглашены основным источником знаний.
Организация самостоятельной работы требует соответствующих условий: дидактических пособий (рабочие тетради для младших и средних школьников; книги для чтения, справочники, словари, энциклопедии - для старших), специализированных помещений (для работы больших и малых групп, индивидуальной работы и т. д.), особого расписания (сдвоенных и строенных уроков, свободного дня для работы в библиотеке и т. д. По мнению американских и английских дидактов, самостоятельная работа (iпdерепdепt study, а также self-directed learning, или sеlf-iпstruсtiоп) - это самоуправляемая учебная деятельность, тогда как виды учебной деятельности, управляемые другими, являются прямой её противоположностью.
Самостоятельность, одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т. ч. требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность не является врождённой чертой, она формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. На 5--6-м месяце жизни ребёнок начинает предпринимать самостоятельные действия - садится, пытается достать игрушку и т. п.; к концу 1-го года жизни - стоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия. Т.о., пробуждается стремление к самостоятельности, связанное с потребностью ребёнка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых. На 3-м году жизни в силу возросших физических возможностей ребёнку становятся доступны разнообразные действия. В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребёнком себя, выделение себя из окружающего мира, т. е. закладываются основы самосознания. Это проявляется в обострённом стремлении к самостоятельности, нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает так называемый кризис 3 лет - этап становления личности, для которого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждений ребёнка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить детскую активность, сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удаётся сделать подчинение главным механизмом поведения ребёнка, это серьёзно затрудняет формирование самостоятельности.
Становление самостоятельности в младшем школьном возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обострённая потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искажённом представлении о самостоятельности, которая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учёт растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную самостоятельность.