Занятие №6
ТЕМА: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
ТЕСТЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ»
Репродуктивный уровень:
1. Вставьте нужное слово, каждое из которых обозначает одну из форм чувственного познания:
А) ……- исходный, самый простой элемент познания.
Б) …… - целостный образ, который отображает предметы и явления, непосредственно воздействуя на наши органы чувств.
В) …… - высшая форма чувственного отображения предмета.
Назовите причины относительности наших знаний.
Продуктивный уровень:
Процесс овладения теми знаниями, которые уже добыты, является творчески или репродуктивным? Ответ аргументируйте.
Чем, на ваш взгляд, научный закон отличается от юридического?
Как взаимосвязаны познающий предмет и познающий человек в процессе познания?
Творческий уровень:
В чём, на ваш взгляд, следующих фактов?
Известны случаи, когда дети с врожденными повреждениями почти всех органов чувств при надлежащем психолого-педагогическом руководстве становились полноценными людьми, способными осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе и интеллектуальную.
Известны факты, когда отдельные люди в силу уникального стечения обстоятельств в младенческом возрасте были изолированы от человеческого общества. Эти индивиды даже возвращённые в лоно цивилизации, не могли восстановить утраченную способность к познанию.
Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один»? Свой ответ аргументируйте.
Согласны ли вы с тем, что таинственное явление полтергейст – факт, не вписывающийся в современные научные представления из-за несовершенства последних? Ответ аргументируйте.
|
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ»
1....... – научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты. не укладывающиеся в старую теорию. (гипотеза)
2. ……. – учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательного процесса. (гносеология)
3. ……. – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним, искажённое отражение действительности.(заблуждение)
4. ……. – отражение объективной реальности в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. (знание)
5. ……. – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, правильное отражение действительности. (истина)
6. ……. - результат синтеза знаний, получаемых в разных науках, содержащий общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития. (научная картина мира)
7. ……. - объективно-истинное, обоснованное знание. (научное знание)
8. ……. - часть материального мира или духовного, на которые направлена познавательная деятельность субъекта (объект)
9. ……. – обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение; это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание. (познание)
10. ……. – способность человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные существенные черты и качества. (рациональное познание)
|
11. ……. – отдельный человек или социальная группа, которые целенаправленно осуществляет познавательную деятельность. (субъект)
12…….. – деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее не бывавшее (творчество)
13. ……. – уровень научного познания, при котором преобладает рациональный момент – понятия, теории, законы и другие формы мыслительных действий. (теоретическое познание)
14. ……. – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности. (теория)
15. ……. – установленное, доказанное знание о каких-то характеристиках, свойствах изучаемых объектов (факт)
16. ……. – восприятия внешнего мира с помощью чувств, данных человеку природой. (чувственное познание)
17. ……. – уровень научного познания, при котором исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения. (эмпирическое познание)
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕГО СТРУКТУРА И ДИНАМИКА»
1. ВИДЫПОЗНАНИЯ:
Среди обилия видов познания можно выделить некоторые основные виды познания. Они отличаются друг от друга определённой спецификой:
А) наличием особой подготовки человека для осуществления им той или иной формы познания;
Б) ориентацией познания на определённые сферы и стороны реального мира;
В) применение специфических средств, помогающих осваивать мир;
|
своеобразием деятельности. лежащей в основе познания.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ:
1. обыденное
2. мифологическое
3. художественное
4. философское
5. религиозное
6. научное
7. экстрасенсорное, мистическое
2. СПЕЦИФИКА ОБЫДЕННОГО ПОЗНАНИЯ:
--первичная наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта;
--осуществляется стихийно каждым человеком на протяжении все жизни;
--служит приспособлению к реальным условиям житейского бытия,
--направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день;
--знания довольно поверхностные; не всегда обоснованы и систематизированы;
--достоверное тесно переплетается с заблуждениями и предрассудками;
--но в них воплощён реальный житейский опыт – мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально
--открыто для результатов других видов познания (здравый смысл способен усваивать простые истины науки) и становиться «теоретизированным»
--ограничено определёнными рамками: ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта.
3. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
Научное познание отличается от обыденного:
· оно доступно не любому человеку, а лишь тому, кто прошёл спец. подготовку (получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности;
· ориентировано на изучение явлений, неизвестных сегодняшней обычной практике;
· наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте;
· добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованы и выражаются с помощью особого, научного языка.
--Для возникновения научного познания нужны определённые социокультурные условия. исследования показали, что научное познание не могло возникнуть в ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (Древний Восток, для которого характерны:замедленные темпы развития, социальных изменений, авторитарная власть, приоритет традиций в мышлении. Знание здесь ценилось не само по себе, а лишь в своём практическом приложении. В таких условиях человек склонен больше следовать устоявшимся образцам, чем искать новые пути познания.
--Научное познание сложилось в ТЕХНОГЕННОМ ОБЩЕСТВЕ, для которого характерны: высокие темпы изменений во всех сферах жизни общества, демократическое устройство общества, свобода граждан, что способствовало развитию активности индивида, поиску новаций во всех видах деятельности. Предпосылки складывались в культуре Древней Греции, где зародился первый образец теоретической науки – геометрия Евклида. Затем – в европейском Ренессансе, где происходит становление профессионального научного познания.
-- Научное познание осуществляется на 2 УРОВНЯХ:
* ЭМПИРИЧЕСКОЕ
* ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ.
4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ:
Эмпирическое познание – уровень научного познания, при котором исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения.
· оно даёт сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их.
· МЕТОДЫЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ:
НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное и планомерное восприятие изучаемых объектов и явлений в их естественных условиях существования. При наблюдении учёный не вмешивается в естественный ход вещей, чтобы не исказить его.
ЭКСПЕРИМЕНТ – специально подготовленный опыт, в ходе которого объект помещается в точно учитываемые искусственные условия. Для этого метода характерна высокая активность учёного, пытающегося получить как можно больше знаний о поведении объекта в различных ситуациях и даже искусственно получить новые вещи, не существующие в природе.
МЕТОДЫЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ИНДУКЦИЯ, ДЕДУКЦИЯ, ОБОБЩЕНИЕ, СРАВННИЕ…
· Эмпирическое знание выражается в 3 основных ФОРМАХ:
НАУЧНЫЙ ФАКТ – фиксация того или иного свойства (температура кипения 100 градусов)
НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ – фиксация целостной системы свойств и параметров явления (в энциклопедиях, справочниках, учебниках…)
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – знание, которое отражает определённые связи, присущие какой-то группе явлений (планеты движутся вокруг солнца по эллиптическим орбитам).
5. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ:
Теоретическое познание – уровень научного познания, при котором преобладает рациональный момент – понятия, теории, законы и другие формы мыслительных действий.
· раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы бытия.
· это знание более высокого порядка, чем эмпирическое.
· применяются особые мыслительные операции, позволяющие прийти к новому знанию. Эти мыслительные методы всегда связаны с использованием научных понятий и так называемых «идеальных объектов», с которыми учёные проводят мыслительные эксперименты, применяют
ГИПОТЕТИКО – ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД -рассуждения, позволяющие выдвинуть гипотезу и вывести из неё следствие, которые можно проверить.
МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – операция объединения новых научных понятий с уже имеющимися с целью построения более общей теории конкретного объекта.
· ФОРМЫТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:
ПРОБЛЕМА – вопрос, ответа на который пока нет, своеобразное знание о незнании.
ГИПОТЕЗА – научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему.
ТЕОРИЯ – достоверное знание о сущности и законах бытия определённого класса объектов.*
· ДИНАМИКА ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: возникновение проблемы---выдвижение гипотезы ---проверка гипотезы---построение новой теории(если гипотеза подтвердилась) --- возникновение новой проблемы (ни одна теория не даёт абсолютно полного знания)---и т.д.
ВЫВОД:
Эмпирический и теоретический уровнивзаимосвязаны в научном познании. Эта связь проявляется в следующем:
А) опыт проводится на основе тех или иных теоретических предпосылок с целью проверки определённого теоретического предположения;
Б) эмпирическое исследование даёт учёному новые факты, которые нуждаются в теоретическом истолковании и требуют дальнейшего развития теории.
Л.Пастер: «Теория и эксперимент неизбежно идут рука об руку, причём всякое движение вперёд связано с принятием некоторой специальной гипотезы».
Научное познание - постоянное восхождение с эмпирического уровня на теоретический и непрерывное прогрессивное развитие теоретического знания.
При всей важности научное познание ограничено в своих возможностях. Она в принципе исключает вопросы, наиболее животрепещущие для человека, а именно вопросы о смысле человеческого существования. Для ответа на эти вопросы человек всё больше обращается к мировоззренческим сферам знания – философии, религии, мистике. Поэтому в последнее время всё больше распространяется идея равноценности всех видов познания.
Подводя итог сказанному, обратимся к знаменитому кантовскому вопросу: «Что я могу знать?» И сейчас мы имеем право сказать: «Я могу знать с определённой степенью достоверности»:
· содержание своего внутреннего мира;
· мой непосредственный жизненный мир, данный мне в собственном чувственном и рациональном опыте;
· свойства, связи, законы и т.д. внешнего мира, выраженные в многообразных формах человеческой культуры (философии, религии, науке, искусстве…)
Достаточно ли этого знания? Один из учеников Цицерона говорил, что счастлив человек, ищущий истину, даже если бы он никогда её не смог найти. А может прав другой философ, утверждающий, что в мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь?
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закреплённых в языке (искусственном или естественном)