РАННИЕ ТРУДЫ ВИНОГРАДОВА ПО ПОЭТИКЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Краткая биография В.В. Виноградова

2. Ранние труды Виноградова по поэтике русской литературы

3. Научные труды Виноградова

4. Виноградовская школа русистики

5. Особенности научного метода академика В.В. Виноградова

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Виноградов В.В. - один из виднейших специалистов по стилистике русского языка. Теоретическому анализу вопросов общеязыковой и индивидуальной стилистики на основе материала русской литературы посвящены его книги «О языке художественной литературы» и многие другие.

Научное наследие В.В. Виноградова огромно. Его труды, равно как и деятельность, составили целую эпоху в науке о русском языке. Все выше изложенные факты обосновывают актуальность данного исследования.

Объектом данного исследования выступает виднейший специалист по стилистике русского языка - Виктор Владимирович Виноградов.

Цель данной работы состоит в исследовании научных взглядов и основных работ академика Виноградова.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

изучены жизнь и деятельность В.В. Виноградова;

проанализированы основные труды академика Виноградова;

рассмотрены научные взгляды В.В. Виноградова и его вклад в развитие языкознания.

проведён анализ особенностей научного метода Виноградова.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое состоит из введения, нескольких разделов, заключения и списка использованных источников.


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ В.В. ВИНОГРАДОВА

 

Виктор Владимирович Виноградов (31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск - 4 октября 1969, Москва) родился в семье священника (отец был репрессирован в 1930 и вскоре умер в ссылке в Казахстане, как и поехавшая за ним мать). Среднее образование получил в Рязани, в духовной семинарии. В 1918 г. В.В. Виноградов одновременно окончил Историко-филологический и Археологический институты в Петрограде, и после этого, по рекомендации А.А. Шахматова, его оставили при историко-филологическом факультете Петроградского университета для подготовки к профессорскому званию. Работу в науке В.В. Виноградов начал в двух направлениях - как историк религиозных движений и как историк языка. Первая монография молодого ученого была посвящена одной из важнейших проблем истории русской церкви - проблеме раскола. Вторая была посвящена истории звуков русского языка: «Исследования в области фонетики севернорусского наречия. Очерки по истории звука «ять» в севернорусском наречии». В.В. Виноградов продолжал накапливать и обобщать наблюдения в области теории и истории языка художественной литературы. Его «Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX веков» послужили основой для новой отрасли в науке, занимающей промежуточное положение между языкознанием литературоведением, и долгое время были основным пособием для преподавателей и студентов.

В 1934 арестован по «делу славистов». 17 апреля 1934 сослан в Вятку, где отбывал ссылку до 1 мая 1936. С мая 1936 Виноградов жил под «минусом» в Можайске, получив даже возможность преподавать в Москве (в конце 1938 преподавание было воспрещено). Прописку в Москве получил в марте 1939 (ранее жил в Москве у жены нелегально), на другой же день после письменного обращения к Сталину (лично Виноградов и Сталин никогда не общались). Но после начала войны «как социально опасный элемент» выслан в Тобольск (7 августа 1941); находился в ссылке до 2 июня 1943.

 

РАННИЕ ТРУДЫВИНОГРАДОВА ПО ПОЭТИКЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

В России после грандиозных, но незавершенных построений Потебни и Веселовского вопросы поэтики попали в сферу журнальной критики - сначала символистской, затем околофутуристской. К 1920-м годам самой активной - и вызывавшей наибольшие споры - была формальная школа. Все сколько-нибудь значительные направления в изучении литературы - индивидуальные или групповые - соотносились с нею, соглашаясь, принимая частично, полемизируя, отрицая полностью или отрицая частично.

Влияние формальной школы на раннего Виноградова усматривается в проявлении общего его подхода к литературе как имманентному ряду, усвоении некоторых терминов и понятий (ставших, впрочем, скоро - особенно после выхода первого издания книги Б. Томашевского «Теория литературы. Поэтика». Л., 1925, - общим достоянием) - таких, как «канонизация», «мотивировка», «доминанта». На изучение Виноградовым различных форм повествовательного сказа воздействие оказала известная статья Б. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя» (1919).

Первыми работами Виноградова по поэтике русской литературы были его статьи о Гоголе и другом любимейшем с юных лет писателе - Достоевском. Первый доклад о Гоголе был сделан им осенью 1920 г. в «Русском библиологическом обществе», членом которого Виноградов состоял, принимая активное участие в его работе и его изданиях, опубликовав там несколько рецензий - на книги В. Жирмунского, Ю. Тынянова, Р. Якобсона. Вскоре появились статьи о сюжете и композиции повести Гоголя «Нос» (1921), о «Двойнике» (1922) и «Бедных людях» (1924) Достоевского, о поэзии А. Ахматовой (1923 и 1925) и др.

Уже рецензенты этих первых работ Виноградова отмечали необычайно широкий историко-литературный фон, на который проецировал он все рассматриваемые художественные явления. В первой же его статье о повести Н. В. Гоголя «Нос» был дан столь полный перечень «носологической» литературы, на которой взросла гоголевская повесть, что прошедшие с тех пор полвека почти ничего не добавили к нему.

Максималистские требования, предполагавшие освоение грандиозного исторического материала, предъявлялись Виноградовым уже с самого начала его научной деятельности к исследованию литературы, выполненному представителем любого научного, критического или литературно-эстетического течения. «Ученые художники из лагеря символистов <...> - писал он в 1924 г., - не исследуют гоголевского стиля как историческое явление - узел оформившихся литературных стилей и отправную точку развития последующих» («Гоголь и натуральная школа», стр. 195).

Несмотря на то, что последователей Виноградова в детальном описании - строка за строкой - всего произведения было не так уж много, в целом его метод оказал существенное влияние на последующую поэтику - сам тип описания, способ «препарирования» многопланного повествования, наконец, терминология, охотно используемая в работах, по самому подходу к литературе чрезвычайно далеких от виноградовских.

На основе системного анализа Виноградов рисовал картины эволюции стилей русских писателей XVIII-XIX вв. - Карамзина, Дмитриева, Загоскина, Крылова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Лермонтова, Толстого, Лескова; для него писатель существовал только в непрерывном движении форм его стиля.

Метод Виноградова с самых первых его шагов целиком определял стиль его научного изложения. Стиль этот нелегок. Страстное тяготение к исчерпывающей историко-эмпирической индукции, стремление дать возможно большее число параллелей, откликов, отзвуков, оценок, мнений (причем, в слове самого оценивающего лица) - это первое, что делает виноградовский текст существенно сложным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: