ЗАНЯТИЕ №21
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 21 «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫИ ОРГАНИЗАЦИИ»:
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ( стр.78 Социология Краткий курс Елсуков)
В повседневной практике часто используется понятие «организация». Что же такое организация? Это понятие имеет различные значения.
Во-первых, под организацией понимается учреждение, выполняющее определённые социальные функции.
Банк в этом смысле представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления, распределения и упорядоченного использования денег, а школа – организация, коллектив которой участвует в выполнении функции передачи знаний молодому поколению. Министерство, завод, фабрика, вуз, театр, спортивное объединение – всё это примеры социальных организаций.
Во-вторых, под организацией понимается степень упорядочения элементов структуры, внутреннее строение объекта. В данном случае говорят о высокой или низкой степени организованности объекта. В этом плане понятие организация близко по своему значению с понятиями строение, структура. Говоря, в частности, что какая-либо группа организована, если в ней существуют устойчивые социальные роли (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела), правила, регулирующие поведение людей, а также упорядоченные связи с окружающими группами. Все социальные объекты имеют свою организацию, т.е. определённую связь составляющих элементов. Семья, группа, общность, учреждение имеют свои отличительные организационные признаки.
В- третьих, под организацией понимается человеческая деятельность, направленная на организацию чего-либо, на координацию действий социальных объектов. В этом смысле говорят об организации митингов, театральных представлений, предвыборных кампаний и т.д.
|
В своей совокупности эти определения передают разные аспекты любой социальной системы: её объективность, структурную сложность, целесообразную деятельность. Таким образом, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – это целостная формализованная подсистема, включающая определённое число исполнителей, нацеленных на выполнение определённых социальных функций, на достижение социально значимых целей. - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур.
Можно выделить 2 специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп:
1. Организация – это социальная группа, ориентированная на достижение специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия её членов определённым образом скоординированы для достижения общего для неё результата в определённой области человеческой деятельности. Так, предприятия существуют для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия – для реализации политической программы, больница – для лечения больных.
2. Организация – это такая группа, для которой свойственная высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения её членов. Они точно ясно сформулированы и охватывают практически все роли независимо от личностных качеств индивида, занимающего те или иные позиции в структуре организации. Директор, его помощники или рядовые исполнители – все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств.
|
1.2.СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
Основным стержнем организационной структуры являются ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Поэтому в ней выделяются:
- УПРАВЛЯЮЩИЙ БЛОК (руководитель с соответствующими функциями и штат вспомогательных работников)
- БЛОК УПРАВЛЯЕМОЙ ПОДСИСТЕМЫ(исполнители).
Организации подразделяются по масштабам и выполняемым функциям: кто-то производит, кто-то обучает, кто-то лечит, развлекает и т. д. Иначе говоря, в рамках организаций осуществляется РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Исходя из этого выделяют следующие типы соц. организаций: общественные (партии, движении. фонды..), производственные (бригады, коллектив предприятия….). военные (армия), полицейские (милиция, КГБ), фискальные (налоговые службы). Все организации, из которых складывается общество являются социальными, т.к. они имеют отношение к общественному существованию людей. Совокупность всех организаций составляет социальную структуру общества.
Высшей формой социальной организации является ГОСУДАРСТВО. Именно через организации, через разделение их функций и их связи друг с другом определяется целостное строение и функционирование государства и общества в целом. Социальная система предстаёт как иерархия организаций. Каждая сфера социальной жизни (экономика, политика, культура и социальная сфера) имеет свою ИЕРАРХИЮ организационных структур вплоть до малых групп. Например, в системе средне специального образования такую иерархию можно выразить следующим образом:
|
-студенческая группа,
-отделение,
-курс
-колледж
-Министерство образования.
Функционирование организации предполагает: (стр. 80 1 абзац Социология Краткий курс Елсуков)
· переработку большого количества информации (внутренней и внешней),
· выработку команд и их исполнение, что обусловливается служебными инструкциями и правилами, определяющими функциональные обязанности структурных единиц организации и отдельных исполнителей,
· обеспечение её деятельности материальными ресурсами.
В любой организации отношения строятся по ВЕРТИКАЛИ (субординация) - контроль и по ГОРИЗОНТАЛИ (координация) - управление, что придаёт её деятельности цельный организованный характер.
При выполнении своей основной социальной функции каждая организация выполняет и СОЦИАЛИЗИРУЮЩУЮ РОЛЬ. Нет более сильного социализирующего фактора, чем общение со своими коллегами. а также реализация дисциплинарных правил и требований, регламентирующих деятельность членов организации.
1. 3.ТИПЫОРГАНИЗАЦИЙ: (стр. 80 Социология Краткий курс Елсуков)
Организации подразделяются на административные, общественные и ассоциативные, на формальные и неформальные.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ отличаются жёстко заданной структурой, высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями. Наиболее жёсткими в этом плане являются организации силовых структур (армия, таможня, полиция…).
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ представляют собой добровольные объединения людей, они менее формализованы и более демократичны. К ним можно отнести политические партии, профсоюзы, различные фонды, движения и т.д.
АССОЦИАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ имеют весьма подвижные структуры, в них нет жесткой формализации отношений, цели не декларируются, а определяются спонтанно, индивиды имеют больше возможностей для выражение своих целей и свободной деятельности. это различные объединения по интересам, со свободным вхождением в организацию и выходом из неё (общества филателистов, нумизматов, болельщиков, меломанов…)
ФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это основа административной структуры общества с жёстким распределением функций, прав и обязанностей.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ образуется стихийно, имея две разновидности.
Во-первых, это простое стихийное объединение людей без жёсткой регламентации поведения её членов и отсутствия чётко обозначенной цели. Чаще всего это дворовые объединения подростков, соседей, дачников...
Во-вторых, это организация преступной (либо религиозно-культовой) группы, которая может отличаться чётко обозначенной целью (формируемой главарём), неукоснительным выполнением требований и жёсткой дисциплиной.
В рамках формальной организации могут устанавливаться и НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Именно эти отношения в значительной степени определяют морально-психологический климат в коллективе, выражая неофициальную оценку деятельности руководителя или отдельных членов коллектива.
Неформальные отношения имеют свою НОРМАЛЬНУЮ и АНОМАЛЬНУЮ ФОРМЫ. В качестве последних могут быть названы неуставные отношения в армии (дедовщина), неделовые отношения между преподавателями и студентами, панибратские отношения между руководителями и подчинёнными и т.д.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, образуемые в формальных организациях, чаще всего возникают как реакция на поведение администрации, когда возникает недоверие к руководителям, происходит злоупотребление авторитарными методами и т.д. Социологи отмечают большую роль неформальных групп в поддержании социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Неформальные группы выступают своеобразным буфером между индивидом и жёсткой формальной организацией, смягчая её воздействие на людей. В этом позитивная роль нефо рмальных групп для функционирования организации.
Но неформальная группа может выполнять и негативную роль, уводя организацию в сторону от решения её задач. Индивиды необязательно полностью разделяют цели организации. Ясно, чем жёстче формальные отношения, тем вероятнее создание неформальных групп и их деятельность будет направлена не на достижение формальных целей, а на реализацию целей этих групп людей.
Обобщая, можно указать на следующие специфические признаки социальной группы: (стр. 81. Социология краткий курс Елсук.)
1. Организация создаётся рационально для удовлетворения возникающих общественных потребностей.
2. Организация – это группа людей, действующих совместно, с определённым разделением труда для наиболее рационального достижения поставленных целей, имеющая определённую материальную базу, принимающая и перерабатывающая информацию с целью выработки управленческих решений и команд, целесообразно координирующих и организующих деятельность всех её членов.
3. Организация представляет иерархическую систему со своей собственной структурой, основными элементами которой являются блок управления и управляемые системы, где выстраиваются отношения субординации и координации, осуществляющие контроль и управление.
4. Каждая организация характеризуется особым набором своих статусно-ролевых признаков.
5. Организация выполняет определённые функции по отношению как к внешним социальным объектам. так и к своим собственным членам, и одной из таких функций является процесс социализации личности. Внешние функции определяются целями, для достижения которых и образуется организация.
6. Возникает организация как процесс институализации (упорядочивание, формализация, стандартизация)
социальных потребностей.
1.4.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. (стр. 82 социология Елсуков)
Так как социальных организаций бесконечное множество и каждая выполняет определённый набор функций. то всех их перечислить невозможно. Но можно выделить некоторые типичные ФУНКЦИИ, которые выполняет как отдельная организация. так и целостная система.
ФУНКЦИИ, выполняемые организацией, подразделяются на ВНЕШНИЕ и ВНУТРЕННИЕ.
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ связаны с изменением предметной среды, с производством предметов культуры (материальной и духовной)и удовлетворением потребностей человека и общества.
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ связаны:
во-первых, с самим человеком, т.е. направлены на поддержание и улучшение его здоровья, на развитие духовной структуры личности (отдых, оздоровление, образование, воспитание);
во-вторых, с организационными мероприятиями направленными на укрепление самой организации (интеграция, координация, контроль, укрепление трудовой дисциплины и т.д.);
в-третьих, управление можно рассматривать в качестве одной из основных функций социальной организации. В любой организации есть блок управления со своим штатом – бюрократией или администрацией, со своей иерархией служебно-должностных отношений, и тот факт, что все блоки связаны между собой горизонтальными и вертикальными связями, можно считать, что всё общество пронизано управленческими связями примерно так, как организм нервной системой.
От стиля управления и качества работы бюрократии зависит политический климат в государстве, и, наоборот, от политического режима, существующего в обществе, зависят характер деятельности бюрократии, структура и качество управления.
Таким образом, мы перешли к проблеме УПРАВЛЕНИЯ.
1.5.УПРАВЛЕНИЕ: это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.
Управленческий цикл носит название АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – это система официальных отношений, определённых предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, штатным расписанием, техническими нормативами.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ включает в себя ряд компонентов:
1) распределение функций: горизонтальную специализацию между группами (бригадами, участками, цехами, отделами…) – структура и способы деятельности этих групп обычно оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами.
(стр. 254 УМК ОСГН Г.И.Бобко Мн.2005г.)
2) субординацию должностей, т.е. вертикальное распределение прав, обязанностей и полномочий, объема и меры ответственности в принятии решений на различных уровнях.
3) Систему коммуникаций, т.е. систему передачи информации, которая действует «сверху вниз» и «снизу вверх» и по горизонтали. Эти функции объединяют руководство, т.е. организацию процесса управления, обеспечивающего принятие оптимального решения и его практическое осуществление, а также действенный контроль и проверку исполнения.
Эффективность управления во многом зависит от качества принимаемых решений. РЕШЕНИЕ – это центральный элемент управления и организации производства. Все управленческие решения могут быть разделены на 2 типа:
- жестко обусловленные решения – это стандартизированные решениями, обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями, они не зависят от качеств и ориентаций руководителя.
- ситуативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрения, наказания), так и с изменениями механизмов, структуры, целей организации.
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА во многом определяет эффективность и авторитет руководителя. Существует 3 стиля руководства:
1. ДИРЕКТИВНЫЙ (автократический). Руководитель строит своё поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных отношений. он берёт на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации. решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. руководитель властен. требователен, ориентирован только на целевую функцию.
2. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ (демократический). Руководитель сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений с подчинёнными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремиться разделить власть между собой и подчинёнными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремиться контролировать только конечный результат. Работники получают достаточно полную информацию о своём рабочем месте в выполнении общего задания.
3. ПАССИВНЫЙ (попустительский). Этот стиль максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им полномочий и ответственности. Руководитель представляет подчинённым полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность. Руководитель лишь в случае необходимости включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.
Чистые стили руководства редко проявляются в деятельности организации. Как правило, имеет место сочетание различных стилей. Не существует также и универсального оптимального стиля руководства в организации.
1.6.ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ:
Важное значение в системе взаимоотношений членов социальной организации имеют такие понятия как власть и авторитет.
ВЛАСТЬ – это способность или возможность влиять и определять действия других людей.
Различают 2 вида власти:
· одна исходит от позиции (должности) – формальная власть руководителя
· другая - от самой личности – неформальный авторитет лидера
ВЛАСТЬ означает также способность манипулировать или контролировать поведение других в собственных целях.
АВТОРИТЕТ – это общепризнанное влияние, которым пользуется лицо в силу определённых качеств или заслуг. Его можно считать специфическим способом проявления власти. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной и производственной дисциплины.
АВТОРИТЕТ – персональная характеристика. В средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства – бизнесмены.
Английский философ Т. Гоббс называл авторитетом того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту. Таким образом, авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Авторитет подразумевает добровольное подчинение людей другому человеку лишь потому, что он выступает личностью, а не назначенным лицом.
ВЛАСТЬ – форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение других не благодаря выдающимся к5ачествам личности, а посредством административных механизмов – занимаемому положению, должности. Система власти включает в себя отношения господства и подчинения, отношения субординации и иерархии. Если авторитет – это добровольное подчинение, то власть – вынужденное подчинение безличным правилам. Добровольное подчинение базируется на внутренней мотивации, а формальное подчинение власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Когда человек имеет дело с авторитетот он волен подчиняться или не подчиняться в любой момент. Но не подчинение власти карается и расценивается как отклоняющееся поведение.