Социальный институт ( «ОСГН, УМК» стр. 91-95)




А) ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГЬ ИНСТИТУТА:

Социальные институты - это социальные структуры, которые обеспечивают устойчивость связей и отношений в обществе.

Что они представляют собой?

Начнём анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к внешней среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных долгой эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А человек? Ведь он растерял почти все инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся мире. Такова СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА – система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ– мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование, но не отдельному индивиду, а всему обществу. Их предназначение – удовлетворять важнейшие потребности коллектива. Каждый наделён ими в избытке, к тому же у каждого – индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего 5, но ровно 5 и основных социальных институтов:

· потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

· потребности в безопасности (политические институты);

· потребности в добывании средств к существованию (экономические институты);

· потребности в передаче знаний, социализация, подготовка кадров (институты образования, включая науку и культуру);

· потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институты религии).

Понятие «социальный институт» (СИ) не абстракция, они предстают перед нами в качестве зримых объектов.

Внешняя сторона СИ представляет собой совокупность лиц и организаций, имеющих материальные средства. Например, институт образования включает людей, работающих в данной сфере, учреждения (школы, техникумы, министерство…), а также материально-техническое обеспечение в виде зданий, учебников, пособий и т.д.

Внутренняя сторона СИ выступает как набор определённых стандартов поведения в конкретных ситуациях – это социальные нормы, которых люди придерживаются (учителя, учащиеся, инспекторы …).

 

ВЫВОД: «Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм».

Б) ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ:

«Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые связи. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно это стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм.

НОРМЫэто предписания, требования и ожидания соответствующего поведения; это стандарты действий в типичных ситуациях.

Они охраняются с двух сторон – культурными ценностями и социальными санкциями.

ЦЕННОСТИ – не подвергаемые сомнению абстрактные понятия добра, любви, справедливости, патриотизма.

САНКЦИИ – это система наказаний за невыполнение норм, т.е. за девиантное поведение.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы становились коллективной привычкой, обычаем, традицией.

Отсюда и слово «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ » - закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, служб, лабораторий, открытие школ при университетах, подготовку профессиональных специалистов, издание журналов, учебников …

 

 

В) ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:

Внутри основных институтов скрывается более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только не основными, неглавными.

Что они собой представляют?

Дело в том, что у каждого института свои системы наработанных практик, методов, приёмов, процедур.

Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональной подготовки, расстановка и оценка труда работников, маркетинг и т.д.

Социологи говоря об института целибата (безбрачия) в католичестве; крещения и исповеди в православии; инквизиции, монашества и т.д., относящихся к основному институты религии.

Среди неглавных политических институтов есть институты судебной медицины, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, президентства, королевской власти…

Внутри института семьи – институты отцовства и материнства, имянаречения, кровной мести и т.д.

 

ВЫВОД: Задачи главных институтов осуществляются через функционирование неглавных, неосновных; это частные социальные практики либо обычаи».

ФУНКЦИИ СИ – та польза, которую институт приносит обществу; совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг(польза обществу)

Функция семейно-брачных институтов: забота, выхаживание и воспитание детей.

Экономических: добывание пищи, одежды, жилья.

Политических: поддержание законов, правил, стандартов.

Религиозных: углубление веры, содействие церковным отношениям и установкам.

Образовательных: социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам.

 

Если от института происходит вред, то это ДИСФУНКЦИЯ. Н апример, функция института образования – готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Функция превратиться в дисфункцию, плюс – в минус. Плюс, т.е. функция, стабилизирующая общество, минус – дисфункция, его расшатывающая.

ВЫВОД: У социальных институтов есть не только функции (приносимая польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

 

Функции и дисфункции бывают ЯВНЫЕ, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны и ЛАТЕНТНЫЕ, если они скрыты от глаз, не заявляются.

У школы явные функции – приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Скрытые функции – приобретение определённого социального статуса, завязывание дружеских связей…

ВЫВОД: Социальные институты имеют явные и латентные функции. Латентные функции отличаются от дисфункций тем, что не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно получить гораздо большую, чем об этом официально заявляется.

 

 

2. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (стр. 83 Социология Краткий курс Елсуков)

Практика общественного развития показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать, определённым образом формализовать основные социальные действия, связи, отношения. Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты, которые также представляют собой определённую организующую силу.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫэто совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, совокупность специальных учреждений, системы норм, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом.

Социальными институтами являются: государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и т.д.

Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Соц. институты - системы учреждений, в которых определённые люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определённых общественных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.

Каждый институт включает в себя:

· определённую сферу деятельности,

· группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных функций на основе установленных прав и обязанностей;

· организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчинённый, преподаватель-студент…)

· материальные средства (здания. оборудование…), необходимые для решения поставленных задач;

· цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

Рассмотрим для примера структуру средне специального образования. Она включает работников Министерства образования, преподавателей, администрацию, общественные организации ССУЗов, органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми средствами (лаборатории, библиотеки, учебные здания…). Основная цель – удовлетворение общественных потребностей в подготовке специалистов средней квалификации.

 

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды:

· Экономические (вся система производства, распределения, торговли, финансов, объекты инфраструктуры),

· Политические (система государственных и политических органов)

· Культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество),

· Семейно-брачные (функционирование и распад семьи),

· Здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения спорта и туризма)

· Информации и коммуникации (СМИ) (стр. 86 Социология краткий курс Елсуков)

По характеру организации различаются ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕН ИНСТИТУТЫ.

Деятельность ФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ основана на строго установленных предписан иях (право, устав, должностные инструкции) – это государство, суд, армия, школа. Они осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.д. или административное или уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играю т НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ (группа ровесников-подростков). В таких институтах отсутствуют чётко определённые и закреплённые в специальных законодательных актах и нормативных документах предписани я, касающиеся функций, средств и методов деятельности. Но и эти институты выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, т.к. являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения, фонды различного назначения, коллективы творческой самодеятельности…) Социальный контроль осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях, т.е. на основе неформальных санкций.

Часто общественное мнение более эффективные средства контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

 

Поскольку большинство институтов – бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Во времена коренных социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. Для ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ необходимы следующие УСЛОВИЯ:

1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций.

Если функции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества.

2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.

3. Деперсонализация действий – официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических целях работающих в них людей – очень распространённое явление, которое называется «бюрократизацией».

4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.

5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество, где сохранились сильные родовые или клановые социальные связи.

6. Внутренняя согласованность в деятельности института. Так, неопределённость в распределении полномочий законодательной и исполнительной власти стала причиной кризиса в России в 19993г, закончившегося насильственным разгоном парламента.

 

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение поставленных перед ним задач, взаимодействие не вызывает существенных осложнений. Однако под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых общественных потребностей социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия могут возникнуть явления дисфункции. Эти явления могут сказаться как в сфере внешней организации, так и в характере, содержании деятельности. Например, система Советов не соответствовала современным демократическим методам политической организации общества с точки зрения формальной (внешней) организации,

т. к. отсутствовало разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти. А в содержательном отношении институты образования нуждаются в изменении самой концепции образования, т.е. должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений.

Поэтому государство должно контролировать экономические и социальные последствия деятельности таких институтов, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков и т.д.

 

Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности называется ИНСТИТУАЛИ-

ЗАЦИЯ – это процесс становления итого или иного социального института.

На ранних стадиях развития общества институализация носила стихийный характер, регулируясь традицией. Но постепенно (через религию, мораль, право, государство) социальные институты приобретают характер рационально организованных систем. В ходе общественной практики люди производят отбор из разных вариантов деятельности, сохраняют наиболее приемлемые образцы, которые постепенно превращаются в социальные обычаи и нормы, а затем и правовые системы, поддерживаемые силой государства, и наконец, приобретают форму учреждения. Таким образом, можно сказать, что социальные институты представляют собой плазму, объединяющую людей в устойчивые системы и организации. Итак…

Институализация включает в себя следующие этапы:

1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместной, целенаправленной деятельности.

2. Формирование общих целей и мотивов.

3. Пробные действия и отбор наиболее успешных из них в качестве общих правил.

4. Формирование традиционных форм деятельности.

5. Закрепление и канонизация общих правил, выработка общественных санкций на их поддержание.

6. Материализация и символизация институализированных форм деятельности, т.е. окончательное оформление социального института в качестве полноценной организации.

 

Исходя из этого можно выделить и основные ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ в обществе: (стр. 86 Социология. Краткий курс. ЕлсуковА.Н.)

1. Основное предназначение – удовлетворение социальных потребностей субъектов путём выработки общих правил профессионального действия. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и социализации личности. Потребность в средствах существования удовлетворяется институтом производства. Общественный порядок и безопасность удовлетворяется силовыми институтами.

2. Регулирование действий и взаимодействий социальных субъектов согласно общим правилам.

3. Обеспечение устойчивости и стабильности общественной жизни.

4. Интеграция и сплочение субъектов социального действия

Гармоничная и сбалансированная система институтов, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и развития общества как целого.

 

Обобщенно систему основных социальных институтов можно выразить в виде следующей таблицы. (раздаточный материал тема 15)

Институты в их общем и частном проявлении Функции институтов Основные статусы и роли Физически-утилитарные признаки Символы, символические действия и идеология
Семья Брак. Супружество. Родительство. Родство. Обеспечение совместного существования и взаимной поддержки членов семьи. Воспроизводство людей, продолжение рода Жених-невеста. Муж-жена. Отец-мать. Родственники Усадьба, дом, квартира. Обстановка. Элементы культурного быта (радио, телевизор, телефон, книги, газеты, журналы). Хозяйственно-бытовая деятельность Помолвка. Обручение. Кольца. Свадебные ритуалы и обряды. Крестины. Дни рождения. Панихида. Поминки. Почитание предков. История и теория семьи и брака
Религия Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм. Новые религиозные течения Интеграция людей на основе веры Папа. Патриарх. Епископ. Экзарх. Пастор. Священник. Верующие. Раввин Прихожане Собор. Костёл. Церковь. Мечеть. Кирха. Синагога. Монастырь. Религиозно-хозяйственная деятельность Крест. Иконы. Святыни. Мощи. Молитва. Поклонение. Почитание святых. Паломничество. Литургия. Вера в сверхъестественное. Религиозные учения. Книги Священного писания (Тора,Библия,Коран Трипитака)
Образование Средняя школа. Средние специальные учебные заведения. Высшие учебные заведения Трансляция знаний от поколения к поколению. Обучение детей основам научного знания. Обучение подростков основам профессиональной деятельности. Подготовка профессионалов высшей квалификации Обучающий- обучаемый. Учитель-ученик. Преподава-тель-учащийся. Профессор-студент Школа.Урок. Домашнее задание. Внеурочная воспитательная деятельность. Здания техникумов, училищ, колледжей, вузов. Занятия. Лекции. Семинары.Практика. Зачёты. Экзамены Знаки школ,техникумов, училищ и вузов. Аттестаты. Дипломы. Грамоты. Дни знаний. Выпускные торжества. Педагогика. Дидактика. Методика преподавания
Наука Получение нового знания Организатор. Учёный. Исследователь. Профессор. Научный сотрудник. Инженер. Лаборант. Академик Здания академий, институтов, центров и лабораторий. Библиотеки. Научные труды. Изобретения. Исследовательская деятельность Знаки научных заведений. Уставы. Выборы. Специальная униформа. Торжественные заседания. Научные премии и почести. Культ знания. Философия и методология науки
Искусство Создание предметов искусства. Нравственно-эстетическое воспитание членов общества Деятель искусства- потребитель искусства. Литератор. Поэт. Композитор. Музыкант. Художник. Скульптор Театры. Музеи. Библиотеки. Архитектура. Живопись. Скульптура. Предметы прикладного искусства. Телевидение. Радио. Кино. Интернет. Газеты. Журналы Особые идеологические установки искусства (реализм, импрессионизм и т.д.). Академическое и инновационное искусство.Премии. Церемонии награждения. Фестивали. Смотры. Конкурсы. Философия искусства. Эстетика
Производство Производство материальных ценностей Руководители производства (менеджеры). Практические работники (рабочие, техники, инженеры) Фабрики. Заводы. Фирмы. Фермы Боги-покровители (кузнецов, мореплавателей, торговцев и т.д.) Профессиональные талисманы. Клубы профессионалов. Культ профессионализма
Торговля Распределение и перераспределение материальных ценностей Бизнесмены. Торговцы. «Челноки». Покупатели Магазины. Маркетинги. Лавки. Палатки. Бары. Базары. Ярмарки Торговый знак. Реклама. Маркетинг. Логотип. Идеология рынка
Государство Интеграция людей в общество на основе административно-правовых и силовых действий. Территориально-административная структура Руководители. Политики. Граждане. Выборщики Конституция. Правительственные здания. Государственно-управленческая деятельность Герб. Флаг. Гимн. Столица. Внешняя граница. Территориальное деление. История и теория государства
Администрация (бюрократизм Управление Премьер-министр. Министры. Руководители областей и регионов. Члены законодательных и исполнительных органов власти Законы. Распоряжения. Указы. Приказы. Административные сооружения. Административная деятельность Символы административных органов. Служебные привилегии. Идеология служебного почитания и исполнительской дисциплины. Теория управления
Юстиция Пресечение незаконной деятельности Министр. Прокурор. Судья. Следователь. Адвокат. Судебный пристав. Подсудимый. Осуждённый Кодексы. Здания правоохранительных органов. Тюрьма. Лагеря. Каторга. Судебные заседания. Следственная деятельность Знаки отличия. Форменная одежда. Служение закону. История и теория правоохранительной деятельности
Полиция (милиция) Поддержание порядка в обществе Министр внутренних дел. Командиры подразделений. Рядовые полицейские Уставы. Административные здания. Казармы. Действия по наведению порядка Форма. Чины. Звания. Награды. Верность служебному долгу
Армия Защита Отечества от внешнего врага Министр обороны. Адмирал. Генерал. Офицер. Прапорщик. Рядовой УставыПриказы. Штабы. Гарнизоны. Лагеря.Отработка навыков военных действий в мирное время(учения). Проведение боевых операций во время войны.Выполнение командСтроевое передвижение   Знамя. Чины. Фирменная одежда. Строевая музыка. Награды. Парады. Смотры. Патриотизм. Отвага. Героизм.Служение Отечеству. Боевая солидарность. Воинская честь. История и теория боевых действий

 

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ 21 «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИМТУТЫИ ОРГАНИЗАЦИИ»

А)- Какие значения имеет понятие «организация»? (учреждение, выполняющее определённые социальные функции; человеческая деятельность, направленная на организацию чего-либо, на координацию действий социальных объектов; степень упорядочения элементов структуры, внутреннее строение объект а)

Б)- Перечислите 2 специфические черты организации, отличающие её от других видов социальных групп? (ориентированная на достижение специфических целей, действия её членов определённым образом скоординированы;

группа, для которой свойственная высокая степень формализации, их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения её членов).

В)- Какие отношения являются основным стержнем организационной структуры общества? (властно-управленческие)

Г)- Из каких 2-ух блоков состоит организация с позиции выше названных отношений? (управляющий блок и блок управляемой подсистемы).

Д)- Перечислите известные типы социальных организаций. (общественные, производственные, военные, полицейские, фискальные…)

Е)- Что является высшей формой социальной организации? (государство)

Ж)- Правильно ли будет утверждение, что каждая сфера социальной жизни имеет свою иерархию организационных структур? (да)

З)- Перечислите 3 условия, необходимых для функционирования социальной организации. (обеспечение её деятельности материальными ресурсами выработку команд и их исполнение переработку большого количества информации).

И)- Какие типы социальных организаций вы знаете? (административные, общественные, ассоциативные; формальные и неформальные).

К)- Чем отличаются административные организации от общественных? (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ отличаются жёстко заданной структурой, высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ представляют собой добровольные объединения людей, они менее формализованы и более демократичны).

Л)- Чем отличается формальная организация от неформальной? (формальная организация образуется целенаправлено, это основа административной структуры, с жёстким распределением функций; неформальная организация образуется стихийно)

М)- В чём позитивная и негативная роль неформальных отношений в формальной организации? (позитивная – снятие социальной напряжённости, поддержание высокой самооценки у работников; негативная – уводят организацию в сторону от решения основных задач).

Н)- Перечислите специфические признаки социальной группы? (создаётся рационально; люди действуют совместно с разделение труда; представляет собой иерархическую систему; характеризуется особым набором статусов и ролей; выполняет определённые функции (социализация) для которых она и создаётся; возникает как процесс институализации т.е. упорядочивания соц. потребностей)

О)- Назовите внешние функции организаций? (изменением предметной среды, с производством предметов культуры (материальной и духовной)и удовлетворением потребностей человека и общества).

П)- Назовите внутренние функции организаций. (направлены на поддержание и улучшение его здоровья, на развитие духовной структуры личности (отдых, оздоровление, образование, воспитание); направленными на укрепление самой организации (интеграция, координация, контроль, укрепление трудовой дисциплины и т.д.)

Р)- Что обозначает данное определение: это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени? (управление).

С)-Какие стили управления вам известны? Какой стиль вам импонирует больше и почему? (директивный, коллегиальный, пассивный).

Т)- Чем отличается власть от авторитета? (. Если авторитет – это добровольное подчинение, то власть – вынужденное подчинение безличным правилам. Добровольное подчинение базируется на внутренней мотивации, а формальное подчинение власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Когда человек имеет дело с авторитетом он волен подчиняться или не подчиняться в любой момент. Но не подчинение власти карается и расценивается как отклоняющееся поведение).

У)- Что такое социальный институт? (это совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, совокупность специальных учреждений, системы норм, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом).

Ф)- Перечислите виды социальных институтов. (экономические, политические, культурно-духовные, семейно-брачные, здравоохранения, информации и коммуникации).

Х)- Охарактеризуйте признаки неформальных институтов. (отсутствуют чётко определённые предписания, выполняет управленческие и контрольные функции, соц. контроль осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях).

Ц) Перечислите условия функционирования социальных институтов? (Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.Деперсонализация действий. Внутренняя согласованность в деятельности института. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Признание и престиж).

Ч) Перечислите этапы институализации. (Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместной, целенаправленной деятельности. Формирование общих целей и мотивов. Пробные действия и отбор наиболее успешных из них в качестве общих правил. Формирование традиционных форм деятельности. Закрепление и канонизация общих правил, выработка общественных санкций на их поддержание. Материализация и символизация институализированных форм деятельности, т.е. окончательное оформление социального института в качестве полноценной организации).

Ш) Назовите функции социальных институтов? (1.Регулирование действий и взаимодействий социальных субъектов согласно общим правилам. 2. Обеспечение устойчивости и стабильности общественной жизни. 3.Интеграция и сплочение субъектов социального действия. 4.Удовлетворение социальных потребностей субъектов путём выработки общих правил проф. поведения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: