Конспект урока
Тема урока: «Театр кукол»
Тип урока: изучение новых знаний
Цель: - Познакомить с видами театральных кукол – выполнением перчаточной куклы.
- Научить применять полученные знания на практике: при выполнении собственного проекта – перчаточная кукла.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование положительного отношения к учению; широкой мотивационной основы творческой деятельности.
метапредметные:
- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
предметные:
- приобретение новых знаний о кукольном искусстве;
- освоение практических приёмов выполнения перчаточной куклы.
Словарная работа: «театр», «театр кукол», «верховые куклы», «срединные куклы», «низовые куклы» «пальчиковые куклы», «марионетка», «ростовая кукла», «перчаточная кукла».
Орг. момент
Повто-рение ранее изученного
- С чем познакомились на прошлом уроке?
- Что мы рисовали на прошлом уроке?
Знакомство с новым материалом
- Прочитайте стихотворение. Предположите тему урока:
Здравствуйте, ребята!
Театр – весь мир, волшебная страна.
В нем скрыта тайна древнего искусства,
Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстра
И в зале воцарится тишина.
В театре занавес, - как дверь в прекрасный мир,
В котором есть волшебники и феи,
Разбойники, принцессы и злодеи,
В котором жили Данте и Шекспир.
- Предположите тему урока.
- Тема нашего урока сегодня: «Театр кукол».
- Что мы выполним сегодня на уроке, как вы думаете?
Задачи этого урока:
1)познакомиться с видами кукол;
|
2)выполнить перчаточную куклу.
- Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре.
-Куклы в театре необыкновенные.
-Что они умеют делать? (Ответы детей: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться.)
-Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки.
-Кукольный театр знали многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки.
-У каждого народа – свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, их приводят в движение с помощью ниток; у других – мягкие, их надевают на руку, как перчатку. У народов Востока, например, - плоские фигуры, вырезанные из промасленной кожи или плотной бумаги.
-В давние времена по городам и селам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали “петрушечники”. Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей.
-Кто же был главным героем этих представлений?
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
-Наш любимый герой – Петрушка. Родился он на площади, за едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым.
-В кукольном театре куклы бывают разные. Есть куклы, которые надевают на руку, как перчатку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.
-Бывают куклы огромные, выше человека. Такую куклу на руку не наденешь.
-Это тростевые куклы. Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни – трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.
|
-У тростевой куклы руки длинные, движения – более грандиозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможность орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести – это пальцы артиста помогают кукле. Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее.
-Сегодня на уроке мы создадим перчаточную куклу.
– Расскажите, что вы запомнили про перчаточную куклу.
4.
1. – Приступаем к работе над куклой, пользуясь с эскизом. Но сначала послушайте меня, я объясню, как мы будем работать.
2. Основа для куклы
3. Стержнем нашего будущего изделия будет «патрон», на который крепится голова, с его помощью мы будем и управлять куклой. Чтобы его сделать, скручиваем трубочкой полоску картона, предварительно смазав одну сторону клеем. Внутренний диаметр данной детали должен быть таким, чтобы будущий кукловод мог надеть его на палец, но не до его основания, а так, чтобы палец мог сгибаться. Этот параметр стоит учитывать, если куклой будет управлять ребенок. Патрон в таком случае должен примеряться на детский пальчик. Высоту патрона делаем примерно 8 см.
Далее устанавливаем барьер с одной стороны патрона, на который в дальнейшем будет крепиться ткань перчатки. Нарезаем полоски простой бумаги шириной около 3 мм и наклеиваем их на край патрона, хорошо промазывая ПВА. Так мы наращиваем необходимую нам ступеньку высото
|
1. около 3-4 мм.
2. Готовый патрон кладем на батарею, что бы дать ему высохнуть и обрести прочность.
Делаем голову перчаточной куклы из капрона и ваты.
3. Для головы понадобятся два отреза из чулка по 20 см. Каждый из них мы сшиваем с одной стороны прочным швом, слегка округляя углы. Можно было бы, конечно, использовать ту сторону чулка, где есть фабричный шов, но для нашей затеи ширины носочка будет недостаточно, кроме того зачастую в этом месте у колготок сильная утяжка.
4. Теперь один из получившихся мешочков набиваем ватой. Для этих целей хорошо использовать «рулонную» вату. Ею можно создать равномерную поверхность без видимых перепадов.
5. Утрамбовывая ватой чулок, хорошо его натягиваем, чтобы получающийся у нас «мячик» был плотным и упругим. Так у нас получилась заготовка головы.
6. Теперь вставляем в будущую голову куклы патрон и, протянув по краю иголкой нитку, туго стягиваем капрон вокруг патрона.
Рисуем лицо
Теперь начинается самое интересное. Мы будем создавать лицо нашего персонажа. На сегодняшнем мастер-классе мы решилисделать цыпленка — это, как нам показалось, самый простой вариант для изготовления своими руками куклы-перчатки.
1. Пришла пора вспомнить о втором «мешочке», который мы сшили из отреза чулка. Его натягиваем поверх нашей основы-головы и подкладываем под него сформированные кусочки ваты. Один ватный валик помещаем на месте гребешка, а там, где впоследствии образуется клюв, подкладываем скрученную вату в виде конусов.
2. Чтобы придать более четкую форму гребешку и клюву, закрепляем эти части нитками, пришивая их к основе.
3. Щедро покрываем всю поверхность клеем ПВА.
4. А далее — беремся за краски! Сначала задаем основной цвет, прокрашивая им всю поверхность. Хорошо этот слой сделать краской, размешенной с клеем.
5. Чтобы раскрасить разными цветами гребешок, клюв и глаза, нет необходимости ждать пока первый слой высохнет. Рисуя по-мокрому, мы можем красиво растушевывать переходы и, кроме того, так всегда остается возможность стереть неудачный штрих.
Расписав голову будущего персонажа, оставляем ее сохнуть, а сами переходим к следующему этапу создания куклы своими руками.