Товарищи, коршуны, ездоки на подножках




Норберт Классен

Карлос Кастанеда. Действующий театр магии

 

Краткая история магии

«История — это ангел, летящий в будущее. История — это куча осколков. Ангел хочет вернуться назад, чтобы отремонтировать то, что разбилось. Однако из рая дует штормовой ветер и все время относит ангела назад в будущее.

Этот штормовой ветер называется прогресс.

 

Л. Андерсон, «The Dream Before»

 

«Десятки тысяч молодых и старых читателей знают о первой встрече Кастанеды с доном Хуаном в 1960 году на пыльной автобусной станции в Аризоне вблизи от мексиканской границы больше, чем о встрече Данте с Беатриче на берегу Арно. Пожалуй, это объясняется тем, что учение дона Хуана было опубликовано во времена, когда большее, чем когда бы то ни было, число людей было склонно причислить к действительности также и иррациональные вещи», — жаловался американский журнал весной 1973 года. Журнал видел в произведениях Кастанеды и в их популярности неоспоримое свидетельство падения ценностей цивилизации, закат западной культуры просвещения.

Подобные опасения высказал в 1994 году и критик Ганс Штайн в своей рецензии к «Искусству сновидения», в которой он полемизирует с «отказом Кастанеды от ценностей общества, морали и разума». Штайн ставит произведения Кастанеды в один ряд с «Виннету» Мэя и «Демиан» Гессе: «Кому в семядисятые годы все еще было мало, тот читал Кастанеду. В его произведениях были еще раз рассказаны те же самые истории успеха». Можно было бы понять это высказывание как комплемент. Однако для Штайна Кастанеда — соблазнитель молодых людей, «малообразованный шарлатан», его индейский учитель дон Хуан — «типичная проекция, критикующая цивилизацию» и само учение — «скрытый плагиат: мешанина из Витгенштейна, Гуссерля, восточных мудрствований и психологических учений о спасении».

Похоже, универсальный метод защиты от мыслей, которые не нравятся, всегда один и тот же: тому, кто высказал эти мысли приписывают либо заимствование из одного источника или исторической данности, либо из суммы разных — и дело с концом. Или все же дело обстоит не так? «А что, если Кастанеда ничего не выдумал?» — cпрашивает обвиняющий в смысле ответа.

Пожалуй, эта мысль питала и скрытый страх физика, автора ряда ряда книг и критика Кастанеды Ганса Петера Дюерра, когда Кастанеда пригласил его в 1982 году открыто высказаться. На этой встрече Дюерр познакомился также с Флориндой Доннер-Грау, другой ученицей дона Хуана, что устранило его сомнения в том, происходило ли в действительности то, о чем Кастанеда сообщил в своих книгах. Он после этой встречи был «склонен верить, что существует (или существовал) как дон Хуан, так и группа учеников мага».

Между тем еще два члена этой группы — Флоринда Доннер-Грау и Тайша Абеляр — опубликовали сообщения о времени своего ученичества, что подтверждает достоверность изложенного Кастанедой и со всей очевидностью показывает, что полемика, развернутая Штайном и другими, по меньшей мере несвоевременна. Можно крутить хоть так, хоть эдак — Кастанеда и дон Хуан — это историческая действительность, да, они сами писали историю. Для читателей, кто не знаком с произведениями Кастанеды или кто прочитал много лет назад лишь «Учения дона Хуана», мы кратко воспроизводим здесь основные события.

Летом 1960 года Карлос Кастанеда, студент антропологии, посещает пограничный регион между Аризоной (США) и Сонорой (Мексика), чтобы провести полевые исследования лечебных и психотропных растений среди коренного индейского населения. На автобусной станции его друг обращает его внимание на старого индейца-яки, который представляется как дон Хуан Матус.

Встреча этих совершенно непохожих друг на друга мужчин подобна столкновению двух миров. С головой ушедший в науку исследователь, ищущий добровольного информатора, и традиционный шаман, узнавший в собеседнике своего избранного ученика, которого привели к нему силы Универсума. Недоразумения, которые следуют из такого культурного шока, запрограммированы.

Вначале Кастанеда принимает роль ученика магии только для вида, чтобы добраться до нужной ему информации. А дон Хуан прилагает все усилия, чтобы прорвать огрниченное восприятие своего ученика и привести его в состояние, в котором он может видеть мир таким, каким он является в действительности. Кастанеда подводит итог: «Его поучения были как дубинка, которая долго стучала по моей глупой голове, пока я не понял, что мой драгоценный взгляд на мир в действительности является конструкцией, сотканной из всевозможных фиксированных интерпретаций, которые я использовал для того, чтобы защитится от чистого, удивительного восприятия».

Кроме всего прочего, дон Хуан использовал психотропные растения (растения Силы), чтобы разрушить устоявшиеся представления о мире своего ученика. Эту фазу своего ученичества Кастанеда изложил в первых книгах «Учения дона Хуана: путь знания индейцев яки» и «Отдельная реальность», в которой переживания, связанные с приемом психоделиков, занимают центральное место. Кастанеда был убежден, что он достиг заветной цели и получает информацию из первых рук для своих этноботанических исследований. Потребовалось довольно продолжительное время, чтобы он понял, что ввязался во что-то, не имеющее никакого отношения к его академическим амбициям, и что с помощью растений Силы дон Хуан лишь пытался преодолеть его привязанность к определенным понятиям.

Последующие книги — «Путешествие в Икстлан» и «Сказки о Силе» излагают основные фундаментальные аспекты учения дона Хуана. Кастанеда продвигается вперед по пути воина, учится и без растений Силы покидать застенки повседневного мира: «Дон Хуан показал мне, что мир намного больше того, что мы обычно признаем, что наши нормальные представления о действительности являются следствием нашего социального соглашения, которое само по себе является лишь трюком. Нас приучают рассматривать и понимать мир через процесс социализации, который, если он правильно функционирует, убеждает нас в том, что интерпретации, с которыми мы соглашаемся, определяют и границы реального мира. Дон Хуан во мне прервал этот процесс, показав, что мы обладаем способностью перемещаться в другие миры, которые существуют постоянно и независимо от нашего в высшей степени ограниченного сознания. Магия приносит с собой новое программирование наших способностей воспринимать сферы, которые столь же действительны, единственны в своем роде, авсолютны и привлекательны, как и наш повседневный нечестивый мир».

Это перепрграммирование достигает своей высшей точки в конце обучения Кастанеды, что выражается в действии, только от попытки представить которое волосы становятся дыбом. После основательной подготовки под руководством дона Хуана и его сподвижника Хенаро, Карлос и его соученик Паблито прыгнули в отнюдь не символическую пропасть. Этой захватывающей сценой завершается четвертая книга цикла о доне Хуане.

Кастанеда приходит в себя в своем бюро в Лос-Анжелесе. Он совершенно ошеломлен. Чтобы выяснить, что же в действительности произошло, он отправляется в Мексику распросить дона Хуана. Но его учитель исчез и не появляется больше. Он находит лишь группу учеников, среди которых и Паблито, который, со своей стороны, так же озадачен прыжком в пропасть, как и сам Кастанеда.

Книги «Второе кольцо силы» и «Дар Орла» отражают замешательство, в котором Кастанеда находится в это время. Фрагментами, кусочками всплывают снова и снова разрозненные воспоминания, которые в начале, как кажется, не имеют никакого смысла. Однако затем все складывается вместе, и он вспоминает. Дон Хуан вводил его каждый раз в состояние, которое он сам называл состоянием повышенного осознания. Одной из особенностей этого необычного состояния сознания является то, что, возвращаясь в нормальное бодрствующее состояние сознания, люди не могут вспомнить о событиях, происходивших с ними.

Согласимся, это звучит невероятно. Однако если подумать о сравнимых состояниях, как например лунатизме, о котором также не остается никаких сознательных воспоминаний, то можно представить себе, что понимается под этим расширенным осознанием. Сравнимым является и то обстоятельство, что мы не сохраняем никаких воспоминаний о большинстве наших снов. Но хороший гипнотизер может вызвать все эти воспоминания, так как они, очевидно, просто хранятся в нашей памяти в каком-то ином месте, чем обычные.

Кстати, это похоже на объяснения, имеющиеся для таких состояний у самих магов. Кастанеда знакомит нас в книгах «Огонь изнутри», «Сила безмолвия» и «Искусство сновидения» не только с вновь обретенными воспоминаниями об учении дона Хуана, которые он накопил в этой достопримечательной области сознания, но также и с высокоразвитым мировоззрением магов, базирующемся на их столь своеобразных исследованиях сущности сознания и сущности мира. Эти исследования, однако могут быть понятны только в контексте истории тех магов.

По словам дона Хуана, более чем десять тысяч лет назад на высокогорной территории нынешней Мексики уже жили люди, которые то ли из-за голода, то ли из любопытства принимали психотропные растения. Под их влиянием они могли воспринимать другие миры или другие аспекты известного нам мира.

Древние шаманы вовсе не были столь «примитивные», как некоторые могут подумать. Это были исключительно трезвые мыслители, которые начали систематизировать свой опыт. Они не отдавались в своих психотропных путешествиях воле случая, а планировали их как научные маневры в области человеческого сознания.

Они узнали, что повседневное восприятие является лишь продуктом произвольного соглашения и с помощью определенных средств может быть прервано и заменено другими, столь же фактическими и объективными формами восприятия. Так, они, например, умели превращаться с помощью их «растений Силы» в зверей и птиц и совершать другие непредставимые действия — и умели это не только на уровне психологических желаемых представлений, но и в реальности. Они были, собственно, основателями магии — манипуляции осознанием, которая включает в себя намного больше того, о чем мы осмеливаемся сегодня мечтать.

Те древние маги поколение за поколением проникали все глубже и глубже сквозь внешнюю оболочку явлений, пока наконец не достигли восприятия, которое больше нельзя было редуцировать: восприятия мира как энергии — того, что дон Хуан называет видением. Это название нередко вводит в заблуждение, поскольку мы идентифицируем его с деятельностью глаз, Видение — в противоположность обычному смотрению — акт всего тела или, как говорят маги, акт восприятия всего собственного энергетического тела.

Для предшественников дона Хуана, линии магов, пережившей свой расцвет между восьмым и пятым тысячелетиями до нашей эры, достижение такого видения сделалось основной целью, а знания, которые они получили, достигнув видения, легли в основу учения для всех последующих поколений магов. Кастанеда так излагает эти основные пункты:

1. Вселенная является бесконечным скоплением энергетических полей, похожих на нити света.

2. Эти энергетические поля, которые называют эманациями Орла, излучаются из источника непостижимых размеров, метафорически называемого Орлом.

3. Человеческие существа также состоят из несчетного количества таких же нитеподобных энергетических полей. Эти эманации Орла образуют замкнутые скопления, которые проявляются как шары света размером с человеческое тело с выступающими по бокам руками, подобные гигантским светящимся яйцам.

4. Только небольшая группа энергетических полей внутри этого светящегося шара освещена точкой интенсивной яркости, расположенной на поверхности шара.

5. Восприятие имеет место, когда энергетические поля из этой небольшой группы, непосредственно окружающие точку яркого сияния, распространяют свой свет и освещают идентичные поля вне шара. Поскольку воспринимаются только те поля, которые озарены точкой яркого сияния, эта точка называется «точкой, где собирается восприятие» или просто «точкой сборки».

6. Точка сборки может быть сдвинута со своего обычного положения на поверхности щара в другие места на поверхности же или внутри шара. Поскольку свечение точки сборки может озарить все энергетические поля, с которыми она приходит в контакт, она немедленно высвечивает новые энергетические поля, делая их воспринимаемыми. Это восприятие известно как видение.

7. Когда точка сборки смещается, становится возможным восприятие совершенно иного мира — такого же объективного и реального, как и тот, который мы воспринимаем обычно. Маги отправляются в этот другой мир, чтобы получить силу, энергию, решение общих и частных проблем, или для встречи лицом к лицу с невообразимым.

8. Намерение — это проникающая сила, которая дает нам возможность восприятия. Мы осознаем не благодаря восприятию — скорее, мы воспринимаем в результате давления и вмешательства намерения.

9. Целью магов является достижение полного осознания для того, чтобы овладеть всеми возможностями, доступными человеку. Это состояние осознания предполагает даже совершенно иной способ ухода из жизни.

Маги древности также видели, что точка сборки у новорожденного еще не фиксирована в определенной позиции, но колеблется туда-сюда. Только процесс социализации, когда родители и воспитатели обучают ребенка, каким он должен воспринимать мир, постепенно фиксирует точку сборки в позиции, из которой ребенок воспринимает действительность точно также, как и его «указчики места», и может теперь взаимодействовать с ними осмысленно и в соответствии. Его шаг за шагом знакомят с действительностью, которую он учится воспринимать, защищать и удерживать как «истинную реальность». Другими словами, он учится самостоятельно удерживать точку сборки в одном фиксированном положении.

Сила подобной фиксации столь велика, результирующая действительность столь всеобъемлюща, что практически нет возможности выйти за ее пределы. Вся энергия, находящаяся в нашем распоряжении, используется для удержания нашего мира, так что у нас не остается достаточно энергии, даже чтобы увидеть что-нибудь за краем действительности, не говоря уже о том, чтобы покинуть ее пределы.

Растения силы давали магам древности необходимую для сдвига точки сборки энергию. Однако этот сдвиг был неконтролируем и принудителен, а его последствия для тела и энергетических параметров ужасны. Поэтому они стали искать альтернативы. Они видели, что точка сборки смещается также в экстремальных ситуациях, например под влиянием голода, температуры, болезни, старческой слабости и так далее. Бессоница, пост, эмоциональные неурядицы и глубокая медитация также вызывали подобное смещение. Однако достигнутые смещения редко оказывались стабильными, а цена за них была по-прежнему велика.

Решающее открытие было сделано, когда они направили свое видение на спящих. Когда человек засыпает, его точка сборки начинает вибрировать и затем перемещаться вглубь светящегося яйца. Чем далее сместилась точка сборки, тем более необычными были сновидения, о которых, проснувшись, сообщали спящие. Таким образом, маги древности не только обьяснили причину ночных сновидений но и получили подтверждение правильности их предположений относительно точки сборки.

Из их обьяснений следует, что необходимость сна возникает из того обстоятельства, что фиксация точки сборки в одной позиции — восприятия повседневного мира — постепенно истощает всю имеющуюся в запасе энергию и делает необходимой регенерацию. Необходимость в этом, снижающуюся фиксацию, мы ощущаем как чувство усталости.

При засыпании фиксация прекращается, и точка сборки скользит внутрь нашего светящегося кокона. При этом она освещает другие эманации, что приводит, в зависимости от места локализации эманаций, к более или менее чужеродным восприятиям. Если точка сборки смещается незначительно, то мы переживаем фантомные картины нашего повседневного мира. Если же она смещается далее, мы переживаем фантастические сценарии, которые имеют лишь очень немного общего с известной нам действительностью.

Однако подобные перемещения непостоянны, вследствие недостатка энергии точка сборки скользит вдоль полей эманации и освещает то одну, то другую световую нить. Подобный феномен известен всем нам: он проявляется всегда, если последовательный поток событий сновидения прерывается. Лица и места превращаются в другие, вещи переходят одна в другую, и действие теряет всякую логику. Такие переходы манифестируют постоянное смещение точки сборки во сне.

Пытаясь контролировать подобные перемещения и фиксировать точку сборки в новых позициях, маги древности разработали две основы толтекской магии: искусство сновидения и искусство сталкинга. При этом речь идет о двух нераздельных методических системах, причем техники сновидения направлены на то, чтобы сдвинуть точку сборки, а принципы сталкинга нацелены на ее удержание в любой позиции, в которую она сдвинулась.

Начало сновидения очень просто описать, но трудно выполнить. Человек ставит перед собой задачу сохранить во сне осознание того, что он спит. Маги применяют для этого различные трюки, например сохранять осознание в момент засыпания или дают себе задание увидеть во сне собственные руки. Результатом будет так называемое осознанное сновидение, в котором можно действовать и принимать решения, как и в повседневном мире. При этом человек осознает, что его физическое тело во время происходящего лежит в постели и спит.

Однако толтекские маги не остановились на ступени осознанного сновидения, которое, кстати, изучается также и в других традициях, например в тибетской, и используется сегодня все чаще для терапевческих целей. Вначале они с помощью упражнений развили особый вид внимания, которое сделало их способными наблюдать картины сновидения столь долго и интенсивно, сколь им было угодно. Это внимание сновидения, которое Кастанеда называет, чтобы подчеркнуть его противоположность обычному вниманию в повседневном мире, вторымвниманием, стало основой одного из самых значительных открытий.

Звездный час магов древности наступил, когда они перенесли во второе внимание свое видение. При этом они обнаружили, что большинство их снов представляли только фантомные миры, не обладающиее энергетической основой, и, очевидно, были вызваны некоторыми аспектами воспоминаний или процессами в их собственном энергетическом поле. Однако в этих сновидениях все время появлялись существа, которые, если сновидящий изолировал их с помощью видения, излучали энергию. Очевидно, у них было собственное энергетическое поле, что отличало их от обычных феноменов во сне. Эти существа были столь действительны, как и сам сновидящий.

Маги обнаружили, что данные существа являются лазутчиками из других миров, которые пытаются через сновидение вступить в контакт с другими формами жизни. Они происходили из мира, существующего параллельно нашему, из универсума — близнеца, в котором существа хотя и обладают осознанием, но не имеют органического, материального существования. В традиции дона Хуана они были поэтому названы «неорганическими существами».

Неорганические существа значительно отличаются от известных нам органических форм жизни. Их энергетическая структура такова, что по сравнению с нами они живут бесконечно долго. Они очень старые, и их осознание, соответственно, очень развито. Нет ничего удивительного, что древние маги попытались заключить с ними соглашение.

Контакт с неорганическими существами был верстовым столбом в истории магии. С помощью более высокого осознания последних сновидение магов древности стало безукоризненным. Им удалось проникнуть телесно в мир неорганических существ и воспринять энергетическую структуру последних. В определенном смысле они тоже сделались неорганическими и бессмертными. Но какой ценой!

Они очутились в мире, который исполнял все их малейшие желания, но и сама вечность превратилась в ходе тысячелетий в мучение. Многие из тех древних магов живут и поныне в том другом мире, из которого нет выхода, поскольку их собственный давно прошел и позабыт. Согласно дону Хуану, они попали в западню, заключив соглашение с союзниками и подписав соглашение, столь же связывающее и привлекательное, как и соглашение нашей социализации, которое мы научились воспринимать как «единственный реальный мир».

Однако не все попали в ловушку. Некоторые маги были достаточно трезвыми, чтобы посмотреть фактам в лицо. Тот новый мир был, точно такой же, как и повседневный мир, лишь одной позицией точки сборки и его восприятие — интерпретацией одного энергетического потока. Они стали двигаться дальше и открыли что существует много таких позиций, представляющих собой вход в другие миры, каждый из которых столь же фактический, реальный и привлекательный, как и мир, известный нам. При этом они пришли с помощью видения к новому пониманию термина «действительность»: реальными для них были только те миры и существа, которые вырабатывают собсственную энергию. Все остальные — миры-фантомы, проекции нашей фантазии или воспоминаний, которые не произдят никаких энергетических эффектов.

Маги исследовали новые миры и обнаружили, что они подобны кожуре луковицы: к каждому миру непосредственно примыкает следующий. Одной из этих оболочек является и наш повседневный мир. Все эти миры — или позиции точки сборки — особо прочны и объеденяющи, поскольку они вырабатывают энергию; поэтому из некоторых практически нет выхода. Дон Хуан сообщает, что целые группы магов никогда не вернулись назад из своих путешествий. Другие сознательно искали спасения в иных мирах, но никто не знает, что они там нашли.

В те времена, примерно три тысячи лет назад, некоторые маги, так называемые Нагвали, сделались особенно влиятельными. Нагваль — это маг, который от рождения имеет особенную энергетическую структуру, отличную от энергетической структуры других людей: его светящееся яйцо кажется другому видящему двойным, с энергетической точки зрения у него большая масса. Светящееся тело обычного человека состоит из двух отделений, у Нагваля — из четырех. Такая структура не только ведет к необычным резервам силы, но и к тому, что Нагваль может сдвигать точку сборки других людей или синхронизировать ее. Данная способность делает Нагваля — это может быть как мужчина так и женщина — прирожденным вождем группы магов.

Под руководством мужчин и женщин такой энергетической конфигурации в классической Мексике расцвела высокая культура, которая никогда не была по настоящему понята историками. Маги того времени настолько идеально развили свои способности сновидеть, что с помощью своего связанного внимания сновидения смогли проецировать копии городов и сооружений в иные миры, чтобы потом проследовать туда и жить там. Они сновидели вместе новый мир.

Пример тому — храмовое сооружение Теотихуакан вблизи Мехико. Археологи до сих пор удивляются размерам этого сооружения и спорят о его назначении. Так, пирамида Солнца имеет в своем основании значительно большие размеры, чем самое монументальное сооружение Старого мира — египетская пирамида Хеопса. Другая загадка — улица мертвых, названная так потому, что в нишах стены этой крепости длиною более километра обнаружили деформированные человеческие останки. Вряд ли это были жертвы военных действий, потому что в Теотихуакане не обнаружили никаких следов войны, более того — никакого оружия. И куда могло деться население — столь бесследно, что историки до сих пор ломают голову, что же это за народ там жил?

Согласно Кастанеде, Теотихуан был городом древних магов. Он сообщает, что по всей длине улицы мертвых в маленьких нишах располагались сновидящие, чтобы закрепить пирамиду Луны, находящуюся в конце улицы, во внимании сновидения:

«По сигналу они стали пристально созерцать пирамиду, чтобы сохранить ее для сновидения под различными углами зрения. В интенсивном совместном созерцании некоторые сгорели в огне изнутри, причем остались только некоторые части тела, и из благоговения их там и оставили, потому что сочли, что они пропитаны необычной силой. Другие сновидящие тут же занимали место ушедших.

Их целью было совместно сновидеть пирамиду на другом месте и сохранить ее там на несколько десятилетий, а может, и на более длительное время. Конкретный город Теотихуакан и его сооружения были для них лишь некотого рода проектом. В действительности речь шла о версии сновидения города. Они увековечили картину. И население целых городов исчезло здесь, как и в других местах — например на Юкатане — между 800 годом до нашей эры и 800 годом нашей эры, или еще позже, уйдя в иные миры, в свои города сновидения».

Падение той чужеродной культуры произошло, однако, не из-за такой необычной формы путешествий. Это волны переселяющихся народов смели древних магов. Между 600 и 1200 годами нашей эры в Северной Америке царил страшный период засухи, и воинственные народы проникали в сравнительно благополучные плодородные пространства Юга. Древние маги с болью в сердце узнали, что все их способности не могут помочь против человеческой вражды, а их неорганические союзники не могут сделать их недоступными для ранений. Их просто-напросто растоптали.

Завоеватели присвоили себе культурные достижения толтекских магов, однако ядро их знаний они не смогли постичь. Согласно дону Хуану, они так и не смогли научиться видеть:

«До сих пор по всей Мексике встречается множество магов — последователей тех завоевателей. Они следуют по пути Толтеков, но понятия не имеют ни о том, что сами делают, ни о том, о чем говорят, поскольку не являются видящими».

Маги, пережившие падение их мира, ушли в подполье и стали решать, что следует предпринять. Они были твердо убеждены, что причину падения их культуры следовало искать в их собственной слабости, и пришли к решению подвергнуть все их знание тщательной проверке. Они хотели раз и навсегда исключить все возможные ошибки.

Из этой реформации вышла и линия традиции дона Хуана, которую ее наследники могут проследить назад вплоть до времени исторических Толтеков примерно до десятого века нашей эры. Те новые видящие преодолели маниакальное стремление своих предшественников находить все новые и новые позиции точкисборки, все новые магические трюки, чтобы властвовать над подданными как человеческого, так и нечеловеческого вида. Они видели, что именно это конкретное стремление к собственной выгоде, чувство собственной важности древних магов и связанная с ним переоценка самих себя и послужила причиной их поражения.

Чувство собственной важности стало главным врагом новых видящих, которому они объявили войну. Они повернулись спиной к конкретному и ко всем формам магии, преследующим определенные цели, и устремились отныне лишь к абстрактному. Этим словом они обозначили некую силу, которая была известна и их предшественникам, но которой прежде не придавалось существенного значения. Новые видящие познали, что это и есть та самая сила, которая правит положением точки сборки, восприятием и, следовательно судьбой любого существа. Они видели, что эта сила определяет положение точки сборки примерно так же, как сильное магнитное поле определяет положение стрелки компаса. По этой причине они назвали эту силу абстрактным, духом или намерением.

Свою новую цель новые видящие сформулировали одним словом: свобода — свобода от принуждения воспринимать то, что предписывает позиция точки сборки. Цель, выводящая за пределы оболочки луковицы и, по определению, находящаяся вне всех конкретных положений точки сборки, а значит, вне всех конкретных миров. Но поскольку в конце концов положение точки сборки определяется намерением, им следовало сначала овладеть последним.

Так овладение намерением сделалось еще одним краеугольным камнем учения нового цикла. Задача оказалась непростой, потому что намерение является чем-то вроде власти судьбы, с которой не шутят. Надо сначала подружиться с намерением, войти с ним в доверительные отношения. Для этой цели новые видящие использовали реформированную практику сновидения, которая направлялась отныне не на цели конкретной магии, а концентрировалась на овладении осознанием, на свободе, которой они достигали намереванием новых позиций точки сборки.

Параллельно они обратились к сталкингу, распространившемуся отныне на намеревание собственного поведения. преимущество получили техники выслеживания самого себя, которые не только позволяли контролировать позицию точки сборки, но и одновременно были направлены против чувства собственной важности и переоценки своих возможностей. Возник своеобразный кодекс, связывающий воедино три основы магии — сталкинг, сновидение и намерение — и ведущий практиков по пути к свободе. Это Путь воина.

Этот путь закнчивается единственным маневром, который невозможно себе представить: абстрактным полетом, огнем изнутри. При этом практик заставляет свою точку сборки скользить по всей ширине его светящегося яйца, по всему спектру возможных для человека восприятий и таким образом зажигает одновременно все внутренние эманации. Соответствующий кокон как-будто взрывается, маг превращается в чистую энергию и обретает истинную свободу.

Скольким магам это до сих пор удалось — не известно, точно так же, как мало что известно из истории первых двенадцати поколений линии дона Хуана, о которых Кастанеда и его спутницы до сих пор поведали очень немного. Точная геналогия представлена нам лишь со времен испанских конкистадоров, другому значительному событию в истории магии.

Дон Хуан сообщает:

«Новый цикл только-только сформировался, когда пришли испанские захватчики. К счастью, новые видящие успели как следует подготовиться к такого рода опасности. Они уже стали непревзойденными мастерами практики искусства сталкинга.

Последовавшие за этим столетия порабощения обеспечили новым видящим идеальные условия для дальнейшего совершенствования мастерства. Это может показаться довольно странным, но именно исключительная суровость и жестокость тех времен дали им импульс к выработке новых принципов. А благодаря тому, что они никогда не афишировали свою деятельность, их оставили в покое, так что они получили возможность разобраться в своих находках».

После того как новые видящие поняли, что коммуникация с завоевателями бесполезна, они ушли в подполье. Они не были партизанами, но они хранили в тайне свое знание, они защитили его тем, что каждый Нагваль изолировал свою группу от любых открытых контактов с другими видящими. Этим они предотвратили свое окончательное уничтожение между жерновами инквизиции с одной стороны и местническим сознанием групп — с другой. Последствием данного эдикта новых видящих стало образование отдельных школ, которые развивали учение дальше индивидуальным образом.

Не каждая школа находила последователей, что частично можно объяснить отношением новых видящих к чувству собственной важности. Они больше не избирали своих учеников сами, как делали все их предшественники, но позволяли намерению указать на них. Это означает, что маг нового цикла уже не ищет сам никаких учеников, но ученик может искать себе учителя. Всегда имеется омен, знак намерения, духа, который руководит их соединением. Но даже если подобные предпосылки имелись, могло случиться, что полученный от намерения кандидат вовсе не интересовался магией, и соответствующая школа была обречена этим на вымирание.

Школа дона Хуана имела, начиная с конца пятнадцатого века и до сегодняшнего дня, включая дона Хуана и Карлоса Кастанеду, шестнадцать Нагвалей. Первые восемь руководили своими группами до конца семнадцатого столетия в полном соответствии с кодексом новых видящих. Большинство этих групп воинов были невелики и состояли из восьми-шестнадцати членов. Каждая из таких генераций передавала непосредственно следующей свое традиционное знание и весь свой накопленный опыт.

Однако в 1723 году случилось нечто такое, что в корне изменило дальнейшее развитие школы. Девятый Нагваль, Себастьян, встретился с одним из магов древности, внезапно появившемся перед ним во плоти и попросившем у него помощи. Его собственные силы иссякли, ему срочно нужна была энергия двойного существа, иначе он был обречен умереть.

Древний видящий находился 7000 лет в заточении в параллельном универсуме, пока он в начале 18 века не нашел лазейки из ловушки неорганических существ. Теперь ему срочно нужна была помощь, которую и оказал Нагваль Себастьян после некоторого колебания. Он поделился энергией, необходимой древнему видящему для дальнейшей жизни в созданном им мире сновидения. В награду дон Себастьян получил непосредственное знание: позиции точки сборки, открытые в незапамятные времена магами древности.

Нагваль Себастьян заключил с древним видящим соглашение, по которому и все его последователи обязывались отдавать энергию в обмен на знание других положений точки сборки. И Бросивший вызов смерти, получивший после заключения пакта также прозвище «Арендатор», является с тех пор всем последующим Нагвалям: Сантистебану, Лухияну, Розендо, Элиасу, Хулиану, Хуану и Карлосу Кастанеде. Последний описывает в «Искусстве сновидения», как он встречается с Бросившим вызов смерти в церкви и следует за ним в его город сновидения.

Нагваль Карлос Кастанеда был первым в этой длинной цепочке магов, который не потребовал от Бросившеговызов смерти никакой ответной услуги. Однако, как оказалось, это было не единственным, что отличало его от дона Хуана и его предшественников. Когда на пыльной автобусной станции дон Хуан узнал в страстном антропологе избранного ученика, посланного ему намерением, он еще не знал, что встретился с окончанием своей линии. Или, может быть, он увидел новое начало?

 

О конце одной линии

 

Все начинается и все заканчивается в нужном месте, в нужное время.

 

Джоан Линдсей, «Пикник в День Валентина»

 

После того как Нагваль дон Хуан нашел в Кастанеде своего предполагаемого наследника, он и его спутники занялись составлением партии воинов для нового Нагваля. При этом они полностью отдались воле намерения, которое также определило и конфигурацию их группы. Новая команда должна была быть точной копией команды предшественников. Они следовали правилу Нагваля, мифу, который предполагает, что союз Нагвалей — мужчины и женщины — ведет группу воинов к свободе. Эти воины принадлежат к различным основным типам, из которых и состоит человечество: четыре женских и четыре мужских типа. Женщины к тому же представлены двумя группами: сталкеры и сновидящие.

Такая классификация является у магов не психологической изощренностью, а энергетической данностью. Светящиеся коконы отдельных типов явно имеют отличительные параметры, которые выражаются также в поведении и предпочтениях типов. Да, можно сказать, что четыре различных человеческих типа имеют различное представление о том, что такое счастье в жизни, представление, которому уравниловка нашего современного повседневного мира не дает возможности развиться.

Ученый человек найдет осуществление в понимании, человек действия — в деле, организатор — в планировании, а курьер — в практическом исследовании новых путей и возможностей.

С женской стороны четыре типа соответствуют четырем сторонам света: Восток соответствует порядку, Север — силе, Запад — чувству и Юг — росту. Восточная женщина найдет свое счастье в творческом оформлении, северная женщина — в борьбе, западная женщина — в интуитивном познании, а южная — в заботе и уходу за другими существами.

Согласно правилу, партия воинов составляется из представителей всех этих типов. Наибольшая мыслимая разнородность отдельных членов ведет в совместных действиях к наибольшему возможному потенциалу активности, потенциалу, который вообще возможен для человеческого сообщества



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: