Как свидетельствуют легенды и старинные картины, ниндзя мог в критический момент исчезнуть прямо на глазах у всех, словно растаяв в воздухе. Для этого ему было достаточно зажать в зубах свиток с волшебными заклинаниями и по-особому переплести пальцы. Вера в то, что подобные чудеса возможны, является отголоском учения «сюгэндо», утверждающего, что подражая действиям вселенского будды по определенным правилам, детально разработанным в сюгэндо, можно обрести сверхъестественные способности и с их помощью выпутаться из самой отчаянной ситуации.
Итак, весь мир в целом и каждая его частица в отдельности созданы взаимодействием первородных начал — элементов. Каждый из них обладает собственным энергетическим потенциалом. Пустота (ку) — сознательностью и протяженностью, Ветер, или воздух (фу) — подвижностью и мощью, Огонь (ка) — агрессивностью и неукротимостью, Вода (суй) — податливостью и текучестью, Земля (дзи) — постоянством и устойчивостью. Поскольку человек тоже часть мироздания, все эти виды энергии присутствуют и в нем. Задача заключается, во-первых, в том, как их пробудить в себе (осознать, ощутить) и, во-вторых, как применять в бою.
Кроме перечисленных в предыдущей главе чакр, в организме человека есть также центр, в котором накапливается космическая энергия «ки». Он называется «тандэн» и расположен в глубине живота в районе пупка. Как и центр Пустоты (Вишудха-чакра) он связан с большими пальцами рук. Из тандэн берется основная энергия для действий, которая затем как бы «пропитывается» качествами используемого первоэлемента. Для осознания и тренировки этого центра создан ряд методик. Вот одна из них: дыхательные упражнения сочетать с образным представлением энергетического сгустка в виде шара, пульсирующего внутри живота в ритм с дыханием. На вдохе шар как бы расширяется, на выдохе — сжимается.
|
Похоже выглядят методики, разработанные для осознания и развития энергетических центров первоэлементов.
Вот одна из них. Примите позу лотоса, или позу дза-дзэн, если лотос недоступен. Сосредоточьтесь на своем дыхании.
А затем представьте, что на уровне основания позвоночника ваше тело окружено ослепительно ярким красным облаком. Делая глубокий спокойный вдох (тип дыхания — брюшной), постарайтесь «увидеть», как это облако сжимается в горизонтальной плоскости и заполняет собой квадратную форму где-то внутри тела, в районе Муладхара-чакры. На выдохе квадрат опустошается, а вокруг тела снова развертывается плоское красное облако. Выдох сопровождается произнесением резонирующей мантры «лаум ». Делайте это упражнение без напряжения, не форсируйте, основное внимание обращайте на его ритмичность и на образное представление свертывания и развертывания облака. Это «земля».
Тренируя центр Воды (Свадхистана-чакру), втягивайте на вдохе в нижнюю часть живота оранжевое облако, а на выдохе произносите мантру «ваум ». Треугольный центр Огня (Манипура-чакру) тренируют с помощью облака желтого цвета и мантры «раум ». Полукруглый центр Воздуха (Анахата-чакру) ощущают и развивают с помощью зеленого облака и мантры «йаум ». Наконец, шарообразный центр Пустоты (размером с маленькую горошину, почти точку) «питают» облаком голубого цвета, в сочетании с мантрой «к'хаум ». Время на проработку одного центра от 5 до 15 минут, главное здесь — не переусердствовать.
|
Осознав стихийные центры, надо связать их с конкретными воплощениями, взятыми из реальной жизни. В качестве таковых целесообразно использовать яркие образы природы: лесной пожар, мощную волну, огромную гору, ураган, бездонное пространство и тому подобное. Выбрав подходящие образы, надо очень отчетливо представить каждый из них и «втянуть» на вдохе в соответствующий центр для того, чтобы на выдохе «пропитать» им все тело, которое становится при этом как бы воплощением конкретной стихии. Тренировки подобного рода лучше всего проводить перед сном, погружаясь в него не человеком, а тем, что согласно вашему выбору олицетворяет данную стихию. Проснувшись утром, следует «стянуть» эту стихию назад в центр, а потом с выдохом «выбросить» ее из себя, снова «стать человеком».
Следующий этап тренировки — создание каналов связи между стихийными центрами и соответствующими им пальцами. С этой целью обычно применяют так называемое «дыхание через пальцы». Иными словами, на вдохе как бы втягивают извне некую субстанцию в кончик нужного пальца и проводят ее к своему стихийному центру, а на выдохе выбрасывают через одноименный палец другой руки. Отработав данное упражнение, переходят к следующему, направленному на подключение центра стихии к центру жизненной энергии. Для этого, расслабив кисть встряхиванием, совмещают кончик большого пальца с кончиком пальца соответствующего стихийного центра. Потом образно представляют себе течение энергии между «тандэн» и этим центром через кольцо, образованное указанными пальцами. В левой руке энергия течет от «тандэн» к стихийному центру, в правой — наоборот (см. рисунок).
|
Чтобы проверить действенность созданного вами кольца стихийной силы, попросите кого-нибудь разорвать его руками. Если это не удается, вы на верном пути. Полное взаимодействие между центром жизненной энергии и желаемым стихийным центром осуществляется простым сцеплением соответствующих колец левой и правой руки, как это показано на рисунке, изображающем завершенное «кольцо огневой мощи» (ка-но-рин).
Кольцо «стихийной силы» (вверху) и «огневой мощи» (внизу)
В бою, точнее в его начальной фазе, ниндзя прежде всего образно представлял себе желаемый результат столкновения (убийство, отключение сознания, обездвиживание, устрашение и т. д.). Мгновенно из подсознания всплывал необходимый образ (например, пожара, урагана, обвала, лавины, волны, смотря что избрал боец в процессе тренинга). Одновременно ниндзя делал требовавшееся в данном случае пальцевое сплетение и произносил мантру. Тем самым он замыкал на «тандэн» энергию задействованного стихийного центра, или, говоря современным языком, запускал определенную программу в своем биокомпьютере. Все остальное происходило как бы само собой.
* * *
Выполняя задание, ниндзя обычно сохранял состояние Пустоты, позволявшее ему мгновенно реагировать на неожиданное нападение, вообще на любое нежелательное изменение ситуации. Таким образом, бой Пустоты считался основным видом боевой тактики. Отличительной его особенностью является эмоциональная отрешенность от происходящего, вследствие чего у противника возникает ощущение, что он сражается не с живым человеком, а с равнодушной и безжалостной высшей силой. Любые попытки, направленные на то, чтобы напугать, разозлить или удивить ниндзю, оказываются совершенно бесполезными.
По существу, бой Пустоты совпадает с дзэнскими представлениями о том, каким должно быть сознание воина, всегда и везде готового к смерти.
Рассмотрим в этой связи методику медитации Пустоты.
Ее назначение — в очищении ума от помех обыденности, приведении разлаженных систем организма в синхронизм и слиянии сознания с космическим бытием. Ученик обретает уверенность в себе, хладнокровие, мгновенную реакцию, интуитивное понимание людей и ситуаций. Постоянные занятия такой медитацией приводят к сокращению времени сна, необходимого для восстановления сил, улучшению ночного зрения и обострению всех воспринимающих чувств, включая ощущение надвигающейся опасности.
Приступая к практике, выберите тихое, спокойное, слабо освещенное место, памятуя о том, что расположение его может как затруднить, так и облегчить медитацию, причем площадка, подходящая для одного упражнения, может не соответствовать другому. Для медитации Пустоты используют так называемые «места жизни», определяемые либо по предпочитаемости их животными (чаще всего собакой), либо опытным путем по собственным ощущениям, либо с помощью современной методики, скажем, снятия биопотенциалов с человека.
Постелите соломенную циновку, шерстяное одеяло или шелковый платок (лишь бы не синтетические материалы).
Освежите холодной водой лицо и руки и прополоскайте рот. Сядьте на коврик и, согнув в колене правую ногу, подведите се ступню под левое бедро; стопу левой ноги разместите сверху, между бедром и голенью правой ноги.
Выпрямите позвоночник, расправьте грудь, слегка наклоните книзу лицо и кончиком языка коснитесь нёба у верхних зубов. Не вкладывайте в позу никакой силы, но следите за тем, чтобы спина не горбилась. Кисти рук располагаются у паха, причем правая складывается в кулак, а левая обхватывает этот кулак спереди так, что большие пальцы (левый над правым) скрещиваются сверху. Если такое положение рук вызовет ощутимый дискомфорт, кисти следует поменять местами. Полуприкрытые глаза отрешенно смотрят на кусок черной материи (с замкнутой белой дорожкой), расположенный примерно в метре перед вами. Эта позиция называется «ханка», и в ней важно обрести ощущение удобства (рис. А). В упрощенном варианте используется положение со скрещенными ногами (рис. Б).
Приняв медитационную позу, обратите внимание на легкость носового дыхания. Здоровый человек дышит преимущественно одной ноздрей, через несколько десятков минут переключаясь на другую. Дыхание каждой ноздрей активизирует свои районы мозга и, соответственно, улучшает или ухудшает определенные возможности организма.
Дыхание через левую ноздрю (ин), например, обостряет слух и нюх и применяется в техниках проникновения, а дыхание через правую ноздрю (ё) способствует активным физическим действиям и полезно при тренинге или в схватке.
Технические приемы медитации пустоты
Обычным методом переключения дыхания с одной ноздри на другую является блокировка активного легкого, для чего, например, можно лечь на бок (одноименный с действующей ноздрей) в результате через несколько минут дыхание переключится само собой, автоматически. Для ускорения этого процесса под бок следует подложить локоть и вдыхать, лежа, нижней ноздрей, а выдыхать верхней.
Навык быстрого переключения дыхания вырабатывается, если периодически затыкать одну из ноздрей ваткой и, сосредоточиваясь на движении воздуха, связывать это со словами «дыхание ин» или «дыхание ё», в зависимости от того, какая ноздря свободна. Конечная цель — обретение способности переключать дыхание легким изгибом корпуса в блокируемом направлении и мысленным произнесением формулы соответствующего дыхания.
Момент переключения дает короткий период времени, когда ноздри действуют примерно одинаково; именно этот промежуток необходимо для медитации Пустоты. Чтобы поддержать это состояние, надавите на две симметричные точки в центрах подзатылочных впадин на шее (рис. В).
Следующий шаг — поочередное дыхание через одну ноздрю, цель которого — снятие возможного напряжения и уравновешивание психических и физических сфер организма. При выполнении этого упражнения зажмите большим пальцем правой руки правую ноздрю (рис. Г) и медленно вдохните через левую. Затем освободите правую ноздрю и перекройте мизинцем с безымянным пальцем левую (рис. Д), сократив одновременно мышцы промежности. Выдержав паузу, сбросьте напряжение и выдохните через правую ноздрю, потом ею же сделайте и очередной вдох. Завершая цикл, задержите дыхание и выдохните через левую ноздрю. Вдыхать следует на 5 счетов, дыхание задерживать на 10, выдыхать на 5.
Выполнив три цикла предыдущей фазы, верните руки в исходное положение и обратите внимание на рисунок своего дыхания. Ваша задача — изменение резких переходов от вдоха к выдоху в плавные так, чтобы в конечном счете нельзя было понять, вдыхаете вы или выдыхаете. Представьте, что ваше дыхание идет по сплющенному кольцу, где равномерные вдохи и выдохи соединены ощутимыми тормозящими переходами. Ваше дыхание при этом как бы останавливается и сливается с великим космическим дыхание «ки» (подобная «остановка дыхания» используется также в некоторых техниках ускользания и прятанья). Поскольку вы сосредоточены на динамике вдоха-выдоха, остановка этого процесса знаменует исчезновение объекта сосредоточения, и концентрация переходит в медитацию.
Возможно, состояние возникшей пустоты испугает сознание, которое попытается зацепиться за какую-нибудь случайную мысль. Постарайтесь не обращать на эту мысль никакого внимания.
При выходе из медитации поморгайте глазами, потянитесь руками и ногами, помассируйте большие пальцы ног и выполните несколько циклов брюшного дыхания.
Все вышеописанное обобщено в краткой формуле «медитации Пустоты»: выбрать место — принять позу — установить равномерное дыхание обеими ноздрями — выполнить три цикла поочередного дыхания через одну ноздрю — применить технику остановки дыхания — войти в Пустоту — провести завершающие мероприятия.
Заниматься этой практикой следует по 15–30 минут утром, или вечером перед сном и, в сокращенном виде, перед тренировкой. Кроме общего развивающего она имеет и сугубо целевое предназначение, помогая выйти на оптимальный способ поведения в той или иной ситуации, осознать последствия своих акций, получить информацию о скрываемом. Другими словами, техника эта основана на целевом самопрограммировании и выходит за рамки начальных рекомендаций.
Ниндзя мог на какое-то время становиться сверхчеловеком, произнося магические заклинания (дзюмон), сплетая пальцы в замысловатые комбинации (кудзи-ин) и мысленно отождествляя себя с одним из мифических существ: вороном-оборотнем Тэнгу, небесным воином Мариси-тэн, повелителем ночи Гарудой, великаном Фудо-мё и другими.
В результате он обретал те психические и физические качества, которые требовались в данный момент: силу, быстроту движений, нечувствительность к боли и ранениям, прилив энергии и так далее. Этот метод называется «кудзи-госин-хо», то есть «защита девятью слогами».
Девять слогов — это названия девяти «ступеней могущества», которые ниндзя проходил одну за другой (или останавливался на какой-то из них), произнося соответствующие дзюмон, надлежащим образом складывая пальцы в девять магических комбинаций и концентрируя сознание на процессе слияния с мифическим существом (нэнрики), в истинность существования которого он верил самым сердцем. Названия данных ступеней, связанных с ними пальцевых комбинаций и заклинания следующие:
1. Рин. Произносится заклинание «он бай ши ра май та я со ва ка ». Фигура называется «локко» (рис. 1);
2. Хэй. Заклинайие-дзюмон звучит так: «он и ша на я ин та ра я со ва ка ». Фигура называется «дайконго» (рис. 2);
3. То. Дзюмон выглядит следующим образом: «он дзи рэ та ра ши и та ра дзи ба ра та но-о со ва ка ». Фигура «гайдзиси» (или «сотодзиси»), см. рис. 3
4. Ша. Магическая формула «он хая бай ши ра ман та я со ва ка », пальцевое сплетение называется «най-дзиси» (или «учи-дзиси»), рис. 4;
5. Кай. Дзюмон «он но-о ма ку сан ман да ба са ра дан кан », фигура «гай-баку» (или «гэбакукэн»), см. рис. 5;
6. Дзин. Слоги здесь таковые: «он а та на я ин ма я со ва ка », название кэцу-ин «най-баку», или «найбакукэн» (рис. 6);
7. Рэцу. Дзюмон «он хи ро та ки ша но га дзи ба тай и со ва ка », фигура «тикэн» (рис. 7);
8. Сай. Заклинание звучит как «он ти ри ти и ба ро та я со ва ка », а сплетение пальцев называется «нитирин» (рис. 8);
9. Дзэн. Заклинание-дзюмон «он а ра ба ша но-о со ва ка », название сплетения кэцу-ин «инкэй» либо «онгё» (рис. 9).
(В различных школах ниндзюцу использовались свои собственные варианты заклинаний, магических жестов и словесно-зрительных образов. Здесь даны те из них, которые приведены в книге японского исследователя Р.Отакэ «Божество и меч»).
Каждая ступень в этой формуле «рин-хэй-то-ша-кай-дзин-рэцу-сай-дзэн» имела собственный смысл и предназначение. Так, на ступени «рин» вводился образ-устремление (нэнрики), а заклинание в сочетании с жестом «докко» помогало обрести уверенность в себе и ощутить прилив сил. Заклинание «хэй» и сплетение пальцев «дайконго» направляло эту энергию в нужную сторону. Иначе говоря, образ-устремление начинал подчинять себе сознание. Ступень «то» давала возможность подключиться к энергетике окружающего пространства и благодаря этому познать его скрытую суть (например, ощутить засаду либо ловушку).
Следующая ступень — «ша» — мобилизовала внутренние ресурсы организма, что позволяло действовать за пределом обычных человеческих возможностей, не чувствовать боли, ранений, потери крови. Волшебная формула «кай» вместе с фигурой «гэбакукэн» обостряла чувствительность к приближающейся опасности любого рода. Дзюмон и кэцу-ин ступени «дзин» одаряли возможностью ощущать чувства других людей и животных, и навязывать им желаемое психоэмоциональное состояние. Заклинание «рэцу» и фигура «тикэн» освобождали человека от оков пространства и времени. Теперь он мог своим умственным взором видеть прошлое и удаленные места. Дзюмон «сай» и сплетение пальцев «нитирин» способствовали тому, чтобы усилием воли изменять ход событий вокруг в желаемом направлении. И, наконец, заклинание «дзэн» вместе с кэцу-ин «инкэй» делали лазутчика невидимым для врагов.
Что касается смысла заклинаний дзюмон, то составляющие их слоги ничего не значат ни по-японски, ни в каком-либо другом языке. Адепты сюгэндо считали, что это — особые звуки, фрагменты речи вселенского будды Дайнити, заряженные его сверхъестественной силой. Разумеется, с позиций современной физиологии механизм воздействия заклинаний на человека объясняется по-другому. Известно, что звук, в зависимости от частоты его волн и их ритма, может изменять психоэмоциональное состояние, вызывая у людей чувство покоя, радости, волнения, страха, напряжения, агрессивности… Различные комбинации звуков, резонирующие в гортани, воздействуют непосредственно на головной мозг и таким образом влияют на эмоции и чувства.
Концентрация сознания на мысленных образах сверхъестественных существ, это обычное программирование психики путем самогипноза. Суть здесь в том, что каждое из таких существ обладает жестко зафиксированным набором приписываемых ему качеств. Их надо перенять, полностью отождествив себя с этими существами. Не просто вообразить себя, скажем, вороном Тэнгу, а в самом деле стать им в собственном сознании. Тогда удастся обрести и те способности, которыми обладает этот оборотень.
Пальцевые комбинации западная физиология пока не объясняет. Но согласно воззрениям теоретиков восточной медицины, каждый палец на правой и левой руке связан с конкретным энергетическим меридианом. Складывая пальцы в те или иные фигуры, ниндзя по-разному замыкал каналы, по которым движется внутренняя энергия. Вслед за нэнрики и дзюмон, это оказывало существенное воздействие на его психическое и физическое состояние. Например, для того, чтобы снять волнение и обрести нужную сосредоточенность, достаточно соединить концы выпрямленных указательных пальцев, а также согнутых и отведенных вниз больших пальцев. Остальные пальцы переплести и опереть на них основания ладоней, которые не должны соприкасаться между собой. Для усиления эффекта этой кэцу-ин кисти следует держать на уровне живота, а взгляд устремить в точку соединения указательных пальцев, выставленных вперед от живота. Кстати, наряду с девятью основными кэцу-ин, существовали и производные от них, так что общее число пальцевых комбинаций равняется 81 фигуре (9x9). Число 9 в сюгэндо (впрочем, как и во многих других верованиях) считается священным…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что искусство кудзи-госин-хо позволяло воину-призраку быстро входить в транс, достигать измененного состояния сознания.
А это, в свою очередь, приводило в действие скрытые ресурсы организма, что буквально удесятеряло его возможности и творило настоящие чудеса. В подобном состоянии ниндзя мог перепрыгнуть через высокую стену, бегом догнать скачущую лошадь, подняться без всяких инструментов по отвесной скале, запомнить с одного взгляда множество иероглифов, загипнотизировать преследователей и так далее.
Возвращаясь в этой связи к легендам об исчезновении ниндзя средь бела дня, следует подчеркнуть, что речь идет именно о случаях коллективного гипноза. Околдовав присутствующих таинственными жестами и звуками, значения которых никто не понимал, ниндзя на короткое время парализовал их волю и переключал внимание. А когда они снова приходили в себя, лазутчика здесь уже не было.
Обычный фокус эстрадного гипнотизера, однако большего и не требовалось, чтобы приписывать ниндзя сверхъестественные способности! Другое дело, что для осуществления сеансов коллективного гипноза необходимо обладать могучей силой духа, что свойственно лишь немногим.
Чисто технически схема действий по системе кудзи-госин-хо была довольно проста. Ниндзя образно представлял себе желаемый результат, замыкал пальцами необходимое в данный момент энергетическое кольцо и произносил заклинание, запускавшее всю эту систему в действие. Важно отметить, что помимо образов мифических существ, ниндзя мог использовать и более простые образные представления. Например, какого-то определенного зверя (тигра, змеи, орла, обезьяны, крота и кого угодно еще), мощной волны, бушующего пламени, прочной балки, большого камня, дерева с пышной листвой и раскидистыми ветвями, словом, любого объекта живой и неживой природы. А в результате он превращал себя для глаз противника в ветку или камень, извлекал максимум возможного из приемов рукопашного боя, подавлял врага взглядом или звуком, мгновенно располагал к себе нужных людей, а иной раз действовал так, что неприятель вообще не мог понять, как случилось то, что случилось…
Однако следует прямо сказать, что попытки постижения искусства кудзи-госин-хо современными людьми Запада обречены на провал. Во-первых, его надо знать во всех тонкостях, ибо малейшее несоответствие не только не даст желаемого результата, но и вызовет обратный эффект. Во-вторых, локализация мозговых функций у европейцев и японцев несколько различается. Это связано с особенностями письменности, фонетики и лингвистической структуры языка у тех и других. Европейцам нужны иные дзюмон, кэцу-ин и нэнрики, нежели японцам, так сказать, «отечественного образца». И наконец третье, самое главное. Никакие заклинания и сплетения пальцев не помогут тем, кто не верит в истинность существования тех сверхъестественных существ, на мистической связи с которыми зиждется все учение сюгэндо. Многое в ниндзюцу навсегда останется недоступным для нас именно потому, что его сокровенную суть составляет то, что делает невозможное возможным, самая могучая сила на свете — вера!
Заключение
Итак, мы прошли по зыбким следам неуловимых воинов-теней средневековой Японии. Этот обзор был очень кратким и, без сомнения, не всегда точным. Но как добиться полной определенности в разговоре о ТАЙНОМ (!) искусстве, к тому подвергнувшемся разрушительной деградации в течение более чем трех столетий? Небольшие группы современных энтузиастов пытаются проникнуть в забытые или утерянные тайны ниндзя. Однако что они могут сделать реально? Пожалуй, только одно: создать заново некую комплексную систему психофизического тренинга, рукопашного боя и выживания в условиях дикой природы.
Такая система может оказаться пригодной для решения некоторых прикладных задач. Например, в партизанской войне, в деятельности армейских разведывательно-диверсионных подразделений. Но чем эффективнее будет эта система в прикладном аспекте, тем меньше она сохранит черты классического ниндзюцу. Слишком радикально условия современной цивилизации и современной войны отличаются от тех, в которых жили и воевали старинные ниндзя. А чем больше она будет походить на древнее искусство, со всеми его тонкостями, тем вероятнее окажется просто игрой для «больших мальчиков».
Именно поэтому «игра в ниндзей» наиболее распространена в США. Во всяком случае, намного шире, чем в Европе, не говоря уже о самой Японии, где ниндзюцу по своей популярности даже близко не может сравниться ни с дзюдо, ни с каратэ, ни с айкидо. По общему мнению наших соотечественников, часто бывающих в Штатах, «простые американцы», составляющие 80 % нации, по своей психологии всю жизнь остаются как бы подростками. Это хорошо видно и здесь по американским кинофильмам и рекламе, музыке и моде, выступлениям их проповедников и политиков. Вот они и играют — до седых волос — в индейцев и скаутов, в гангстеров и полицейских, в игрушечные самолетики и кораблики, в компьютерные войны и в аттракционы с чудовищами. А теперь еще и в ниндзя…
Существует также вероятность превращения ниндзюцу в спорт. Разве трудно представить некое «многоборье ниндзя», включающее преодоление различных полос препятствий, рукопашные схватки, демонстрацию умения обращаться с десятком видов холодного оружия? Тут же найдутся «знатоки», которые с умным видом начнут утверждать, что успех в подобном многоборье требует от спортсмена такой тренированности, какая настоящим ниндзя даже не снилась. Только ведь ниндзюцу никогда не сводилось к атлетизму. В нем всегда главным было состояние духа, а не соревнование с себе подобными. Это было искусство выживать в обществе, где шла война всех против всех, война без начала и без конца, где не существовало безопасных мест ни для кого.
Кажется, кто мог быть безобиднее нищего, просящего подаяние? Но в феодальной Японии любой самурай имел законное право зарубить его ради «пробы меча!». И еще он мог сделать то же самое с любым, чье поведение, слова или взгляд (!) показались ему оскорбительными. А поскольку считалось, что самурай неспособен лгать, постольку ему достаточно было сообщить, что оскорбление взглядом или словом имело место. Ну, а ниндзя, чьи ряды поголовно составляли отщепенцы, не вписавшиеся в тогдашнюю структуру общества, вообще не обладали правом на жизнь.
Отсюда вытекает значение «высшего ниндзюцу».
Вот как характеризует его упоминавшийся в этой книге 33-й соке Тогакурэ-рю, мастер Тосицугу Такамацу:
«Выполняя свой план, дзенин скрывал то, что воздействовал на ситуацию. Он старался всегда вызывать у противников клана такое ощущение, будто все происходит естественным путем, само собой. Обман и провокация, явные убийства и смерть от непонятных болезней, пожары и несчастные случаи, слухи и колдовство — все служило орудием в закулисном управлении событиями в стране, раздираемой борьбой за верховную власть и распрями мелких феодалов».
В этом смысле уместно сравнить ниндзя с так называемыми «машинистами сцены» в театре. Они поднимают и опускают занавес, меняют задник и декорации, открывают и закрывают люки, откуда появляются и куда исчезают актеры. «Машинистов» никто из зрителей не видит. Так же действовали руководители кланов ниндзя. Они всегда оставались за кулисами исторической сцены. Именно поэтому достоверной информации о высшем ниндзюцу практически нет. И в этой книге речь шла в основном о низшем уровне «искусства быть невидимым». Утешимся двумя обстоятельствами. Во-первых, любой «дзёнин», прежде чем стать таковым, обязательно проходил все ступени подготовки и боевой практики, начиная с уровня «гэнин». Во-вторых, любые замыслы «дзёнин» претворяли в жизнь именно рядовые исполнители.
И все же имеет смысл привести хоть пару примеров, дающих представление о том, какое содержание вкладывается в слова «управление событиями». Все комбинации высшего ниндзюцу имели кодовые обозначения типа «плевок в небо», «дождь в деревне», «заметание следа» и тому подобные. Вот как выглядела операция по схеме «Горное эхо».
В середине XVI века даймё Мори Мотонари по совету состоявшего у него на службе ниндзи сделал следующее.
Он приказал выпустить из тюрьмы преступника, приговоренного к смерти, и направить его в качестве шпиона в соседнее княжество Амако. Взамен бандиту пообещали не только полное прощение, но и деньги. Для маскировки он должен был притвориться паломником, направлявшимся с целой группой настоящих паломников на поклон к святым местам Синто в Амако. Однако на границе самураи князя Мори изобразили бандитов, напавших на группу паломников, и во время нападения закололи своего агента. Одеть ему на шею амулет, внутри которого скрывалось послание, написанное на тончайшей бумаге, было секундным делом.
Защищая несчастных странников от бандитов, в стычку ввязалась стража с пограничной заставы Амако. Естественно, что под их натиском «бандиты» поспешно бежали. Труп погибшего паломника тщательно обыскали, письмо, адресованное одному из военноначальников Амако, нашли. Из его текста однозначно следовало, что не только этот воевода, но и ряд других давно уже завербованы даймё Мори.
Князь Амако поверил фальшивке и немедленно казнил лучших своих командиров. А спустя некоторое время княжество Мори напало на княжество Амако и без особого труда разгромило его войско.
Однако истинная суть происшедшего заключается вовсе не в том, что с помощью хитрости один феодал победил другого. Князь Амако, так уж вышло, хотел уничтожить клан ниндзя, чьи селения находились в горах на территории Амако. Более того, он даже попытался уничтожить одно такое селение. И хотя предупрежденные своими лазутчиками жители деревни заблаговременно скрылись, с жестоким лаймё надо было кончать. В результате разыгранной комбинации враг навсегда вышел из игры, а князь Мори и его потомки еще долго выказывали расположение «своим» ниндзя.
Пример прекрасно проведенной комбинации типа «Вывернутый мешок» (Фукуро-каэси) можно найти в истории китайского князя Ли Сюна и его придворного по имени Пу Тай.
Однажды Ли Сюи при всех своих приближенных обвинил Пу Тая в различных проступках и приказал страже жестоко его избить. Затем окровавленного сановника за ноги выволокли из замка и бросили в ров. Спустя некоторое время Пу Тай, которому пришлось удалиться в глухую деревню, вошел в тайную связь с Ло Шаном, властителем соседнего княжества. А затем он перебежал к нему вместе с самыми верными своими друзьями, слугами и всей семьей.
Ло Шан поверил тому, что Пу Тай горит жаждой мести, приблизил его к себе и даже назначил помощником командующего войском. Но когда Ли Сюн пошел войной на Ло Шана, Пу Тай в самый ответственный момент, накануне решающей битвы, вместе со своими друзьями убил Ло Шана, его сына-наследника и предводителя армии. После чего приказал солдатам не оказывать сопротивления Ли Сюну. Оказалось, что ссора между Пу Таем и Ли Сюном была инсценирована ради внедрения Пу Тая в стан врагов…
* * *
Многие думают, что самое ценное в традиционном ниндзюцу — это его мистическая часть. Парапсихология и оккультизм сегодня у всех на слуху. Множество людей всерьез верят, что существует «тайная» сторона человеческой натуры, и что ниндзя сумели поставить ее себе на службу.
Тем, кто так считает, следует серьезно задуматься над одним фактом: в ноябре 95 года комиссия сената Соединенных Штатов огласила результаты изучения ею двадцатилетней исследовательской деятельности секретных центров министерства обороны. Там упорно пытались использовать в интересах военного ведомства хоть что-нибудь из «черной магии», «высших сил», «астральных способностей», о которых увлекательно рассказывают те брошюры и книжки, что заполонили лотки уличных торговцев в странах СНГ. Вывод оказался просто убийственным: ничего! Полный ноль. Все, абсолютно все, что с давних времен «проходит» по данной рубрике — обман, заблуждения, иллюзии и прочие фикции. Чудес на свете все-таки нет, все явления бытия подчиняются законам физики, механики, химии, психологии. Максимум, о чем может идти речь, так это об измененных состояниях сознания типа транса, гипноза или самогипноза. Но для их достижения сегодня не требуется никакого ниндзюцу. Достаточно научной психотехники.
В современном обществе традиции ниндзюцу в какой-то мере продолжают бойцы «элитных» спецподразделений вооруженных сил, полиции, органов государственной безопасности, а также организации, занимающиеся коммерческим шпионажем. Разумеется, речь идет лишь о технике и методике действий на уровне «гэнин» и, отчасти, «тюнин». Но на основе совершенно иного вооружения и снаряжения, характеристики которого превосходят кустарные разработки ниндзя в сотни и даже в тысячи раз. Возможности «настоящего» ниндзюцу в «настоящей» войне выглядят сегодня более чем скромно.
Может быть ниндзюцу способно дать что-то особенное обычным людям, не имеющим никакого отношения к спецназу? Это сложный вопрос. Если говорить об ощущении собственного «суперменства», то оно не более чем опасная иллюзия. Шагать по трупам ныне никому не дозволяется. Рано или поздно общество уничтожает тех, кто плюет на его законы, пытаясь силой утверждать свое превосходство над всеми другими. Что, в таком случае, остается? Умение выживать в неблагоприятной природной среде, воевать в условиях дикой природы партизанскими методами, побеждая врагов не числом, а терпением, хитростью, трюками. Можно ли это назвать ниндзюцу? Не ошибемся ли мы временем и местом, пытаясь решать сегодняшние проблемы с помощью средств, эффективных совсем для другой эпохи и для иного социального строя?
Как автор, я обязан сделать однозначный вывод, не оставляющий лазеек для двусмысленных толкований. Он сводится к следующему: традиционное ниндзюцу безвозвратно исчезло в пучине времени. Пытаться сегодня его возрождать во всех деталях, это значит сознательно играть в «индейцев». Можно добиться абсолютно точного повторения технических приемов древних ниндзя. Все равно, после самого эффектного выступления перед зрителями (или перед объективом видеокамеры) человек снимет с себя балахон и отправится на работу в свой офис. Что же тогда его увлечение, как не игра? Настоящий ниндзя был таковым в силу своего образа жизни, а не из прихоти.
Я надеюсь, что эта книга поможет читателям самостоятельно придти к аналогичному заключению.
Анатолий ТАРАС,
9 декабря 1995 года
Литература
На русском языке:
1. Долин А.А. Ниндзя — шпионы средневековья. — Набережные Челны: МП «Издатель». 1990. - 46 с.
2. Драгер Д. Ниндзюцу: Искусств быть невидимым /пер. с англ. — Минск: «Сэкай-пресс», 1995. — 72 с.
3. Кто ты, ниндзя? Учебно-методик, пособие-комикс. — Рига: ТРИА «Лэтра», 1992. - 112 с.
4. Момот В.В. Рожденные во тьме. — Харьков: РИП «Оригинал», 1992. - 160 с.
5. Момот В.В. В гармонии со Вселенной. — Харьков: СП «Катана-Сай» лтд, 1994. - 176 с.
6. Музруков Г.Н. Ниндзя: воины-тени. — Москва: Центр ушу, 1990. - 48 с.
7. Поляков А.С. Основы искусства ниндзя. — Одесса: изд. автора. 1995. - 110 с.
8. Санада Ю. Руководство для обучения ниндзя /пер. с англий. — Харьков: РИП «Оригинал», 1992. — 196 с.
9. Тай Г. Ниндзюцу: тайное искусство ночных демонов (практические рекомендации). — Москва: «Бобок». 1992. — 128 с.
10. Хацуми М., Хайес С. — Синоби-гатори (Беседы ниндзя). — б.м.: ЧПФ «Синто», 1994. - 150 с.
На французском языке:
1. Гинтар С. Тогакурэ ниндзюцу: базовая техника Бусинкан ниндзя тайдзюцу. — Париж: «СЕМ», 1988. — 112с.
2. Гинтар С. Ниндзя; история и традиции. — Париж: «СЕМ», 1991. - 112 с.
3. Кондо В., Рауш X. Бой ниндзя: 100 приемов выживания ниндзя. — Париж: «Амфора», 1990. — 192 с.
4. Телен И. Ниндзя: самураи тьмы. — Париж: «Мзсни», 1987. — 184 с.
5. Хаберзетцер Р. Ниндзюцу (Ниндзя, воины-тени) — Париж: «Амфора», 1986. - 160 с.
* * *