Веревка, цепь и рогатина




 

«Мусубинава », длинная и тонкая веревка, сплетенная из конского волоса, с грузилом на одном конце, была неотъемлемой частью снаряжения ниндзя. С ее помощью преодолевали водные преграды, переправлялись через ущелья, взбирались на стены замков, соскальзывали вниз с большой высоты, устраивали ловушки, связывали лошадей и пленников, транспортировали грузы — всего не перечесть.

Веревка в случае необходимости служила и оружием. Привязанное к ней грузило давало ускорение при броске, не позволяя сматываться в клубок на лету. Но в то же время, при достаточно метком и сильном броске, им можно было оглушить или даже убить противника. Веревка с отягощением использовалась также для того, чтобы спутать руки противника и благодаря этому обезоружить его, чтобы подсечь ноги, захлестнуть шею и задушить.

Однако веревку довольно легко перерезать, перепилить или перерубить. Поэтому для боевого применения ее лучше заменить цепью, которая сохраняет такое важное качество веревки, как гибкость, но существенно выигрывает в прочности. Цепь, или вернее цепи, состоявшие на вооружении ниндзя, были двух типов. Первый — это «кусари » (или «гусари »), тонкая крепкая цепь длиной от трех до четырех метров, с грузилами конической формы (иногда в виде металлических колец либо шаров) на обоих концах. Грузила у такой цепи (весом 0,3 кг каждое) являлись ударными элементами. Одновременно они позволяли применять не только броски и захлесты, но и сложную технику движений типа восьмерок или кругов со сменой уровней, когда цепь вращали наподобие мельничных крыльев, перехватывая ее обеими руками. Сложность здесь в том, что цепь все время должна оставаться натянутой, иначе она становится опасной для владельца.

 

Эту технику ниндзя заимствовали от своих китайских собратьев «линь гуй» (лесных дьяволов). Иногда неподалеку от грузил (в 10–20 см от них) к цепи прикрепляли острые звездочки (или шипы). Они впивались в руку при захлестывании и заставляли выпустить оружие. Иногда грузила обматывали ватой, пропитанной горючим составом, и поджигали. Работая ночью с подобным оружием, ниндзя как бы окружал себя огненным кольцом, что в определенных случаях производило сильное впечатление на врагов. Понятно, что длинная цепь могла заменить веревку, по крайней мере тогда, когда производимый ею шум не играл никакой роли (напомню, что цепь, в отличие от веревки, звенит).

Более короткая цепь имела длину около метра, а весила всего полкилограмма. Согласно легенде, ее изобрел самурай по имени Масааки Тосимицу, служивший начальником охраны главных ворот Эдо (нынешний Токио). Он исходил из мысли о том, что в узком проеме ворот, в тесной комнате или на висячем бамбуковом мостике с длинной цепью не развернуться, а короткая, да еще с увесистыми отягощениями, гораздо эффективнее, чем меч, шест или алебарда. Он назвал ее «манрики-кусари », что дословно переводится как «цепь силой в десять тысяч», а литературно — «всесильная цепь». Обычно ее носят на поясе, оборачивая вокруг талии таким образом, чтобы грузила (которые у этой цепи имеют цилиндрическую форму или делаются в виде ручек) соприкасались спереди, либо сбоку. Это позволяет, зажав одно грузило в руке и отпустив другое, внезапным движением с разворотом корпуса оглушить либо обезоружить противника.

 

Существуют четыре варианта работы короткой цепью.

Первый, это те же круги и восьмерки, что и длинной. Только из-за меньшей длины цепи такая техника становится еще более сложной и опасной. Второй вариант употребления короткой цепи в бою сводится к ударам ею с размаха (как нунтякой или дубинкой). Третий — к блокированию вражеских атак цепью, натянутой за счет разведения рук в стороны, с немедленным переходом на захват и обезоруживание, либо контратаку. Четвертый — это бросок в голову грузила. Понятно, что все четыре типа действий можно комбинировать в любом сочетании, что делает цепь оружием очень высокой эффективности.

Нередко в связи с ниндзя упоминают еще одну цепь — «кусари-фундо », длиной всего 50–60 см. Однако в данном случае имеет место путаница. «Кусари-фундо», хотя и похожа внешне на «манрики-кусари», однако оружие не японское, а окинавского происхождения.

Длинная цепь с тяжелым кольцом (либо шаром) на одном конце, на другом могла иметь весьма оригинальное приспособление — «кёкэцу-сёгэ». По форме это наконечник рогатины, с прямым обоюдоострым лезвием длиной от 20 до 40 см, от основания которого отходит в сторону второе лезвие, загнутое как крюк или серп. Еще его можно сравнить с расплющенным багром. «Кёкэцу-сёгэ» использовали двояко, как подсобный инструмент и в качестве оружия. Его возможности были столь обширны, что «кёкэцу-сёгэ» являлся излюбленным средством представителей большинства кланов ниндзя.

Такую рогатину удобно применять вместо абордажного крюка, альпенштока, якоря, «кошки» и т. д. Иными словами, в комплекте с цепью она давала возможность лазать вверх и вниз, форсировать всевозможные препятствия, взламывать замки, передвигать тяжелые грузы. Кольцо на другом конце цепи нередко служило в качестве карабина для скольжения по веревке. Втыкая рогатину в расщелины скалы или стены, ее превращали в упор для ноги.

 

Многофункциональность рогатины проявлялась и в использовании ее как оружия. Например, можно было держать в руке кольцо, а лезвие раскручивать на цепи, превращая его в своего рода алебарду. Можно было также метать рогатину в цель как копье (или, скорее, как тяжелый дротик). Если противник успевал отклониться, то его нетрудно было порезать крюкообразным лезвием, дернув цепь на себя. Вообще, двойное лезвие позволяет выполнять самые разнообразные действия: колоть, рубить, подсекать, резать, вспарывать, выворачивать.

Наиболее типичные приемы работы кёкэцу-сёгэ сводились к следующим двум. Первый: броском грузила захлестнуть руки противника с оружием, а рогатиной провести удар либо тычок. Второй: поймать в «вилку» между лезвиями клинок врага и резким поворотом в сторону вырвать его из рук (либо хотя бы отклонить), а броском грузила оглушить или опутать цепью. Кольцо, кстати, тоже иной раз обматывали промасленной тряпкой и поджигали. Так сравнительно легко удавалось ослепить противника, поджечь на нем волосы и одежду.

Как и боевые серпы (кама, или гама), эту рогатину ниндзя пытались сделать складной. Известны такие ее образцы, где лезвия прячутся в рукоять и выстреливаются на пружинах простым нажатием защелки. Понятно, что цепь никак не могла поместиться в ручку, поэтому ее заменяли четырехметровой веревкой все из того же конского волоса. Но где начинается сложная механика, там кончается надежность. Поэтому распространения подобные образцы не получили, хотя существовали далеко не в единичном экземпляре.

Ясно, что кёкэцу-сёгэ, соединяющее в себе возможности таких разных устройств как рогатина, цепь и отягощение, является оружием мастеров. На то, чтобы в совершенстве овладеть всеми его возможностями, надо потратить многие годы систематических тренировок. Вряд ли это подходит тем, кто любит создавать видимость вместо того чтобы постигать суть. Ну, а немногочисленным приверженцам истинного Пути хочу сказать: если вы овладеете кёкэцу-сёгэ, в ваших руках появится абсолютное оружие (не считая, разумеется, огнестрельного).

 

Звезды и шипы

 

Вес виды метательного оружия ниндзя, вместе взятые, называют общим термином «тонки» и подразделяют на три основные группы: ножи для метания и метательные стрелки (бо-сюрикэн), метательные пластинки (хира-сюрикэн, или сякэн) и различные шипы (тэцу-биси). Благодаря кинофильмам, наибольшую известность среди них получили пластинки «сякэн», которые из-за их формы нередко называют «звездами (или картами) смерти». Впервые подобные снаряды упоминаются в исторической хронике XII века «Хэйкэ-моногатари» как «сирикэн».

Разумеется, самураи тоже использовали метательное оружие. В случае необходимости, любой из них мог поразить врага метнув в него дротик или кинжал. Но столь «неблагородным» методам ведения боя они предпочитали поединок на мечах и стрельбу из лука. Видимо поэтому в большинстве школ дзю-дзюцу техника использования метательного оружия не изучалась. В тех школах, где ей уделяли некоторое внимание она являлась вспомогательной дисциплиной.

Для ниндзя, этих изгоев феодального общества, воевавших партизанскими методами, такое оружие имело гораздо большее значение. Хотя бы уже потому, что все свое вооружение и снаряжение они делали сами, в кустарных условиях, а не в мастерских профессиональных ремесленников.

Не удивительно, что дешевые и простые в изготовлении сюрикэны, которые, к тому же, можно было легко прятать и применять, получили довольно широкое распространение среди «воинов тьмы». Но даже у них это оружие, эффективное в основном на коротких дистанциях, составляло только часть обширного арсенала.

 

Различные типы сюрикэнов

 

Предшественниками сюрикэнов были предметы различного назначения: короткие дротики, обычно прикрепленные к веревке (ко-яри, или учи-нэ), заостренные напильники на деревянной рукоятке (ядзири), ручное острие для пришпоривания коня (ума-бари), а также молитвенные колеса буддийских монахов (хорин) — последний аргумент святых отцов в спорах с заблудшей паствой.

Итак, «сякэны» («ся » — колесо, «кэн » — меч) — это плоские металлические пластины разнообразной формы (звезды с числом лучей от трех до девяти, кресты, свастики, просто круги или квадраты) с остро заточенными ударными поверхностями. Для увеличения поражающего воздействия режущую кромку сякэнов часто покрывали ядом.

Диаметр сякэнов составляет от пяти до десяти сантиметров, толщина не превышает грех-четырех миллиметров, а вес колеблется в пределах от 30 до 60 граммов. Посредине часто имеется круглое либо квадратное отверстие для нанизывания на кожаный шнур, деревянную палочку или металлический прут.

Сякэны носили «обоймами» по 9—15 штук и метали, как правило, не одиночно, а сериями, очень быстро один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти, отправляющей сякэн в полет. Благодаря вращению вокруг своей оси, пластина не переворачивается и своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска. Впрочем, даже при сильном и метком броске сякэн был по-настоящему опасен на расстоянии не более десяти метров. Сцены из кинофильмов о ниндзя, где бегущего человека убивают одной «звездочкой», брошенной с дальней дистанции, являются фантазией сценаристов и режиссеров.

 

Различные типы сякэнов: року-хоси-сюкаси (1,3), сангаку-сюкаси (2); року-хоси (4); сангаку-хо (5), сикаку-хо (6), мандзи (7), си-хо (8)

 

«Сюрикэны» («сю » — рука, «ри » — держать, «кэн » — меч) — это металлические стрелки и ножи длиной от десяти до двадцати сантиметров, с заточкой как на одном, так и на обоих концах. Острие тоже часто смазывали ядом. В сечении они бывают плоскими, треугольными, многогранными и круглыми. Самые простые сюрикэны, которыми может обзавестись каждый, это 15-см гвозди и плоские надфили, заточенные на острый угол. Сюрикэны носили вставленными в гнезда кожаных браслетов, одевавшихся на руки или на голени по 4—12 штук в каждом браслете. Нередко их размещали в потайных карманах, пришитых в удобных местах с изнанки одежды, например, за воротником.

При броске вращение сюрикэна вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму, в отличие от сякэна, где оно должно быть максимальным. Кроме того, он должен быть хорошо отбалансирован. Тогда, правильно брошенный (так, чтобы в конечной фазе броска рука как бы тянулась к цели по прямой линии) он летит почти по прямолинейной траектории. За время полета на дальней дистанции он успевает совершить полный оборот вокруг оси, на средней — полоборота, а на короткой и того меньше. Это надо учитывать для того, чтобы сюрикэн вонзился в цель острым концом. По той же причине предпочтительнее стрелки, острые с обоих концов. Впрочем, сюрикэн является эффективным средством поражения на расстоянии, еще меньшем, чем сякэн — не более восьми метров.

 

Существует множество вариантов техники метания сякэнов и сюрикэнов с места, при ходьбе, на бегу, в падении, в прыжке и т. д. Можно их бросать одной рукой и сразу двумя, в том числе несколько «звезд» одновременно. Пусть при этом теряется сила и точность, зато подобная «очередь» приостановит целую группу противников. Выбор техники диктуется самой ситуацией. Надо снять из засады часового — одна ситуация, прикрыть собственное бегство — другая, направить преследование по ложному направлению — третья и так до бесконечности. Отмечу в этой связи, что сюрикэны иногда метали даже для того, чтобы заранее из укрытия подготовить себе нечто вроде ступеней в деревянной стене или стволе дерева!

 

Как правильно держать сюрикэн и сякэн

 

Ниндзя нельзя сравнивать со спортсменом, стремящимся каждый раз попадать в центр неподвижной мишени. Он лишен возможности метать свое оружие с одного и того же расстояния, из одной и той же позы, чтобы набрать как можно больше очков. Ведь в боевой обстановке метание сюрикэнов производится в сочетании с другими действиями. Появился враг и ниндзя, ныряя в укрытие или убегая, успевает на ходу запустить в него свой снаряд. При этом гораздо важнее ускользнуть от противника, чем убить хотя бы одного врага.

Поэтому жесткие правила и детальные рекомендации по технике «сюрикэн-дзицу» лишены смысла. Надо уметь правильно метать звезды и стрелы в любом направлении, из любого возможного положения и в любой момент времени. Напомню, что «правильным» во всех восточных искусствах является такое действие, которое происходит без участия сознания, столь же естественно, как у диких животных. «Сильное желание добиться успеха является самым большим препятствием» — говорят японские мастера фехтования и стрельбы из лука. Как только стрелок начинает осмысливать свои действия с целью их корректировки — я должен взять чуть правее или повыше, я не имею права промахнуться — он мешает родиться спонтанному движению. А только оно является наиболее целесообразным.

Тигр не думает о том, как ему прыгнуть, чтобы схватить добычу. Он прыгает, и его прыжок — само совершенство!

 

* * *

 

Определить наиболее подходящую для вас технику и закрепить ее на уровне навыков можно только практическим путем, в процессе длительного и усердного тренинга. Но это не означает, что вообще не существует никаких рекомендаций для изучения «сюрикэн-дзицу». Ведь начинающий не знает об этом искусстве ничего. Поэтому на самом первом этапе, когда он будет иметь дело как раз с неподвижной мишенью и отрабатывать элементарную технику, кое-какие советы не помешают.

 

1. Исходное положение для метания правой рукой следующее: левая нога выдвинута вперед, вес тела на слегка согнутой правой ноге, корпус развернут левым боком к цели, левая рука вытянута в том же направлении, правая производит замах.

2. Прицеливание и метание производится с упреждением выше точки, намеченной для попадания, и вдоль воображаемой вертикальной плоскости, проходящей через центральную линию тела стрелка и через середину мишени.

3. В момент броска левую руку отдергивают назад, а вес тела переносят с правой ноги на левую, которая при этом немного сгибается в колене. Правая нога выпрямляется, корпус разворачивается фронтальной плоскостью по отношению к цели (это положение похоже на стойку «дзэнкуцу-дачи» в каратэ).

4. Сам бросок осуществляют на выдохе, резким движением кисти руки. Движение тела как бы обрывают в момент вылета снаряда из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения (это подобно тому, что в каратэ называют «кимэ» и «киай»).

5. В конечной точке траектории, описываемой рукой с оружием, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Но никаких судорог!

6. Движение ног и обеих рук, вращение корпуса, завершающее движение кисти, все это должно быть слитным, подобно всплеску волны. Гармоничная последовательность всех элементов приема, их нерасчлененность — самое важное.

7. Наиболее распространенная ошибка у начинающих заключается в стремлении вложить в свой бросок побольше силы вместо того, чтобы все внимание сосредоточить на координации движений.

И в заключение несколько слов о правилах безопасности:

1. Помните, что сякэн и сюрикэн — это опасное оружие.

Подтверждением тому служит их запрет во многих странах.

2. Начинайте тренинг с бросков на расстояние в три метра. Не увеличивайте дистанцию и не переходите к сложным приемам до тех пор, пока не освоите базовую технику в совершенстве.

3. Будьте серьезны и сосредоточены на тренировках. Помните, что работа с оружием — это не игра.

4. Прицеливайтесь и бросайте звезды и стрелы только в мишени и никогда — в людей или животных. Подобные шутки характерны для идиотов.

5. Мишени следует делать из мягкого дерева, соломы, дерна, ткани или поролона, т. е. из материалов, исключающих рикошет.

6. Держите оружие крепко, чтобы не выронить, но не сжимайте его изо всех сил, иначе не избежать порезов и проколов кожи.

7. Прежде, чем метать оружие в цель, убедитесь, что позади вас, а также между вами и мишенью никого нет и не будет.

8. Если вы тренируетесь в составе группы, то не подходите к мишени до тех пор, пока все не закончат свои броски. Располагайтесь в линию фронта по отношению к мишеням, с интервалом в несколько метров между соседями.

9. Заканчивайте тренировку при появлении первых признаков усталости. Помните, что ниндзя — человек смелый, но благоразумный и предусмотрительный.

10. Никогда не носите стрелы и звезды на себе, за исключением боевых операций. Дома и в пути храните их в прочных футлярах. Иначе в давке, при внезапном падении или сильном толчке можно пораниться самому либо травмировать окружающих.

 

 

Часть III

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: