Функциональная грамотность и оценка качества образования




Особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу, процессам, предопределяющим новые открытия и их использование в различных областях человеческой деятельности.

Однако прежде, чем, говорить о повышении уровня функциональной грамотности, следует определить, что подразумевается под данным понятием.

Определение функциональной грамотности заложено в основном вопросе: «Обладают ли учащиеся, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»[1]

Другими словами - «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[2].

Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. На обеих картинках есть как одинаковые компоненты (например, коммуникативная, информационная грамотность), так и различающиеся сферы. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

 

Исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment) – в 2019 г. выявила - В шести из 64-х стран, в число которых вошла и Россия, в 2018 году результаты повысились по сравнению с 2009 годом.

Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.

Для этого Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России, к.пед.н., необходимо, в первую очередь, не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:

· работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);

· работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;

· поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;

· активно разрабатывать «PISA-подобные» задания и разворачивать программы повышения квалификации учителей.

· включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие функциональная грамотность связано с другим важным понятием «качество образования», ведь оценка качества образования в международных рейтингах опирается на данные международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA.

Под качеством образования в широком смысле понимается соотношение цели и результата, меру достижения цели.

с 2014 г. в России начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), которые состоят из отдельных проектов исследования качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях образования в рамках общей программы.

Кроме этого, российские школы участвуют в различных международных исследованиях качества образования, среди которых можно отметить Международное сравнительное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS, Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISA, Сравнительное исследование качества общего образования TIMSS, Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS и др.

 

В 2017г. Был презентован электронный ресурс «Мои достижения» для дистанционной самоподготовки. Данный сервис представляет собой единую онлайн-систему, где публикуются проверочные работы по всем школьным предметам, задания в формате ЕГЭ и ОГЭ и международные тесты. На портале myskills.ru также представлены метапредметные диагностики и задания предпрофессиональной направленности, которые актуальны для учащихся инженерных, кадетских и медицинских классов. Также в этом году в сервисе появилась возможность потренироваться в заполнении бланков государственной итоговой аттестации. Онлайн-тренажер указывает школьнику на имеющиеся недочеты, обучает самоконтролю, и позволяет сократить время на заполнение бланка на реальном экзамене.

 

 

Можно сформулировать примерный алгоритм действий в управлении качеством образования:

1. Сбор информации о состоянии школьника: диагностика уровня обученности, сформированности общеучебных умений и навыков, владения творческой деятельностью, уровня воспитанности

2. Анализ полученной информации;

3. Мотивация школьников;

4. Постановка целей и задач;

5. Определение содержания образования;

6. Построение прогнозов, планирование, программирование;

7. Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами;

8. Контроль за уровнем образования школьников;

9. Повторная диагностика и анализ ее результатов;

10. Самоанализ

11. Регулирование управления качеством образования, коррекция действий.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: