написано | надо |
«Больше времени уделять времени домашней работе» | «Учить правильному распределению времени на преодоление поставленных задач» |
«Играть в ансамбле» | «Развивать навык ансамблевого музицирования» |
«Начинать работать с полифонией» (в 3 классе) | «Продолжать работу над контрастной полифонией» или «знакомство с имитационной полифонией» или… |
«самостоятельно дома делает разбор» | «умеет грамотно самостоятельно разбирать пьесы» |
«больше думать и запоминать» | «Работать над развитием памяти (используя короткие попевки) и умения анализировать нотные тексты» |
«ознакомиться с работой в паре с преподавателем» |
Составление характеристики.
Характеристика в конце учебного года должна отражать то, чего достиг (или не достиг) ученик в течение учебного года. Характеристика должна быть структурирована: успехи и недостатки, формулировки должны быть ясными и понятными не только преподавателю, который пишет характеристику, но и всем, кому придется её читать. Нельзя смешивать положительное и отрицательное.
Например,
«…сценически устойчива, ритмична, музыкальна, занимается дома не самостоятельно (помогает мама). Плохо читает нотный текст, к урокам готовится хорошо».
«В этом году занималась неплохо. Старательная, исполнительная, но данных маловато. Внутренне очень зажата, но успехи есть. Хорошая голова. Запоминает текст подолгу. С программой справилась».
Читая характеристику, должно возникнуть ясное представление о развитии ученика: что было правильно, что еще не получается, на что следует обратить особое внимание.
В 1 классе, первая характеристика ученика должна включать в себя такие понятия, как ритм, память, слух, эмоциональность соответствие исполнительского аппарата ученика данному инструменту, эмоциональность, собранность. Это все данные, с которыми учащиеся поступают в музыкальную школу и которые могут развиться на дальнейших занятиях. Над такими качествами, как, «работоспособность», «умение заниматься самостоятельно», степень грамотности, отношение к музыке и музыкальным занятиям должны работать преподаватели.
По ежегодным характеристикам можно проследить развитие ученика, его рост (или его отсутствие), правильность поставленных преподавателем задач.
Пример№1
класс | характеристика | итог |
IV | «…ученица со средними данными, несколько заторможена, с трудом разучивает тексты, есть некоторая беглость. Музыкальна. Хорошая домашняя обстановка, есть контроль учебного процесса» | |
V | «Ученица развивается медленно, запоминает и реагирует на замечания не сразу, заторможена в освоении нового материала, недостаточно занимается дома. Обладает средней беглостью, хорошим звуком. Музыкальна» | |
VI | «Ученица хорошо занималась в течении года, увлеклась музыкой. Более качественно занимается дома. Но долго учит тексты. | |
VII | «Начало учебного года складывалось трудно: болела, плохо занималась, но к середине года все наладилось. К выпускному экзамену подошла очень ответственно, в хорошей пианистической форме» | |
VIII | «С удовольствием продолжает заниматься ансамблевым исполнительством» | - Городской конкурс ансамблей – Диплом II степени; - Краевой конкурс камерного исполнительства - Диплом лауреата II степени; - Всероссийский конкурс - Диплом лауреата II степени; |
В развитие данного ученика достигнута главная цель обучения в музыкальной школе – органичное развитие ученика и воспитание музыканта-любителя, правильно выстроена педагогическая работа.
Пример №2
класс | характеристика | итог |
I | «Девочка старательная, внимательная. Хороший контроль со стороны родителей. В учебном году было хорошее пианистическое развитие» | |
II | «Ослаблен домашний контроль со стороны мамы. Девочка занимается без подготовительного класса, а также у нее замедленная реакция на новый материал. Все это создает трудности в работе» | |
III | С 3 класса переведена на ОЭМ |
Педагогом рано сделан вывод о возможностях ученика, не использованы все формы педагогической работы, способствующие поднятию интереса к занятиям музыкой.
Пример №3
класс | характеристика | итог |
III 1полугодие | «Ученица до 3 класса училась у другого преподавателя. Музыкальные данные средние» Задачи: развитие слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Грамотный разбор текста. Концентрация внимания» | |
III 2 полугодие | «Ученица с трудом разбирает новые тексты, медленно учит наизусть. Нет выдержки при исполнении. Отстает технически. Рекомендовано обучение на ОЭМ» | Обучаясь у другого преподавателя не отличалась особыми успехами. После перевода к другому преподавателю, не достигнуто улучшения обучения: программа не выполняется, на академических концертах и контрольном уроке получила оценку 3. Переведена на ОЭМ по решению переводной комиссии, с согласия заведующей отделения |
Ребенку была предоставлена возможность заниматься с другим преподавателем. Но положение не изменилось. Дан еще один шанс – переведена на ОЭМ.
Репертуар
Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков. Доступность, яркость, конкретность – именно эти качества должны быть учтены при подборе пьес для учащихся. «Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты понятные, близкие детскому сердцу, способные вызвать у них сочувствие. Музыкальная мелодия должна отличаться простотой (на начальном этапе). В противном случае искусство остается для детей чуждым элементом и не будет иметь образовательного влияния».
При составлении репертуарного плана для учащихся младших классов (для детей 5.6,7 лет) следует учитывать ограничение объема внимания и выдержки.
При составлении репертуарного списка следует учитывать:
· включать произведения различных стилей и направлений;
· включать произведения, которые будут вынесены на открытые выступления и произведения, которые будут пройдены эскизно (для расширения музыкального кругозора);
· поощрять самостоятельный выбор учащегося;
· дополнять и корректировать репертуар, при появлении новых проблем и других обстоятельств (по решению преподавателя);
При заполнении репертуарного списка обязательно указывать орus (соч.), номер этюдов, тональности и номер сонатин, сонат, инвенций, инициалы композиторов.
Например:
К.Черни ор.299 Этюд №21
А.Лешгорн, соч.136 №1, фа диез минор
И.С.Бах Прелюдия и фуга до мажор из I тома ХТК
При переходе в другую музыкальную школу администрация требует от родителей учащегося предоставить в числе документов и индивидуальный план. Именно он показывает уровень подготовки ученика: количество пройденных произведений, успеваемость, перечисление концертов и конкурсов, в которых участвовал ученик. Индивидуальный план –это «музыкальный паспорт» учащегося детской музыкальной школы.