Очень ответственно преподаватель должен отнестись к постановке задач для работы с учеником. Поставленная задача должна подкрепляться правильно подобранным музыкальным материалом, который должен способствовать решению поставленных задач. Обозначив проблему, которую необходимо решить, преподаватель должен обозначить пути её устранения.
Примеры:
Недостаток ученика | Запись преподавателя в индивидуальном плане | рекомендации |
«Ученица плохо читает нотные тексты» | «Не перегружать трудными текстами. Увлекать музыкальными сочинениями» Правильно поставлена | Больше читать с листа. Заниматься анализом нотной записи. |
«В исполнении не хватает выразительности» (следует понимать как мало эмоциональное исполнение) | В задачах не указаны пути решения проблемы | На небольших образных пьесах добиваться яркости звука, точного звука для передачи конкретного образа |
«слабая мотивация к занятиям» | В задачах не указаны пути решения проблемы | Кто виноват? Прежде всего вопрос к себе. Встретиться с родителями, узнать, как можно больше о ребенке, попытаться найти ту струнку, которая поможет решить данную проблему. |
«не хватает собранности на публичных выступлениях» | В задачах не указаны пути преодоления | Больше выступать. Можно сократить программу и выступить на академическом концерте дважды, исполняя по одной пьесе. Можно повторно исполнить одну и ту же пьесу на разных концертах. Но важно после выступления сделать глубокий анализ исполнения: что было лучше или хуже, чем в прошлый раз, что тебе хотелось бы изменить в своей игре что помешало сыграть хорошо. |
Соответствие основных задач и подобранной программе:
Например:
Основные задачи | Программа | Характеристика | |
1 полугодие Пройти больше этюдов. Работать над активностью пальцев. Добиваться свободы и гибкости кисти, освобождать локоть. 2 полугодие Развитие беглости пальцев, работа над свободой игрового аппарата. Работа над звукоизвлечением, созданием художественного образа | Черни-Гермер Этюд №36, до мажор Черни-Гермер Этюд №33, до мажор Черни-Гермер Этюд, соль мажор Черни Этюд №1, до мажор Черни Этюд до мажор П.Чайковский «Вальс» Пахульский Прелюдия | Музыкальные данные неплохие. Эмоционально развита хорошо. Играет с настроением, в характере, выразительно. Домашние занятия не всегда стабильны, так как большая нагрузка в школе и профессионально занимается танцами. Во 2 полугодии очень много пропусков по болезни, поэтому программа контрольного урока не особо сложна. Хотя с программой справилась достойно. | + Программа соответствует поставленным задачам. По характеристике можно составить «портрет ученицы» - В характеристике не отражено решена задача, частично решена или не решена вообще. Не указаны точно этюды, трудно проанализировать, правильно ли подобран материал. |
На 1 полугодие 3 класса Прохождение большего количества гамм (3 класс) | Гаммы соль, ре мажор Гурлит Этюд Гедике Этюд Черни Этюд Черни Этюд Лешгорн Этюд Шуман «Первая утрата» Кабалевский «Клоуны» | За 2 класс(конец года) Ученица со слабыми музыкальными данными. Нет постоянных домашних занятий, контроль родителей слабый. Интереса к музыке практически нет. Учит программу медленно, подолгу. С программой справилась на 4. | - Чтобы заинтересовать ученицу надо подбирать интересную программу- это главная задача! Гаммами этот интерес не вызовешь! |
Для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.
Если на начальном этапе такие задачи, как «кропотливая работа над постановкой аппарата: освобождение спины, локтя, следить за положением кисти, ставить выше 1 и 5 пальцы, на кончик, собирать кисть…» естественны, то ставить эти же задачи учащимся 5, 6 классов неестественно: это значит, что работа по устранению этих недостатков велась недостаточно активно и внимательно (за исключением переводных детей из других школ или от другого преподавателя).
Задачи для учеников 1,2,3 классов:
· закрепление полученных навыков;
· знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;
· осознание связи слуховых и двигательных ощущений;
· воспитание направленного внимания;
· развитие индивидуальности, самостоятельности;
· развитие интереса и любви к музыке;
· техническое развитие.
Задачи для учеников 4,5 классов:
· развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
· развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;
· исполнение музыкальных произведений различных жанров;
· привитие интереса и любви к музыкальному искусству
· техническое развитие;
Задачи для учеников 6,7 классов:
· формирование художественно-эстетического вкуса;
· максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков;
· воспитание самостоятельности;
· развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования.
Обучение наиболее перспективных учащихся, будущих потенциальных профессионалов ведется по другой программе, следовательно предполагаются расширенные задачи, как то:
· активизация образно-эмоциональной среды;
· освоение закономерностей артикуляции;
· овладение различными приемами педализации;
· воспитание художественной техники;
· увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
· воспитание навыков самостоятельности;
· воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.