Об экономическом развитии России до 2015 года




Введение

 

В современной экономике, характеризующейся высоким уровнем конкуренции и постоянным нарастанием скорости изменений, практически единственным действенным инструментом конкурентной борьбы становится непрерывное совершенствование и инновации. Отмеченное обстоятельство стало причиной того, что в качестве основной цели развития, описанной в «Долгосрочном прогнозе роста российской экономики», определено формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития. Поскольку данная цель сохраняет свою актуальность и на региональном уровне, одним из возможных путей ее реализации выступает развитие экономики регионов на основе более полного использования накопленного научного потенциала.

Предлагаемая курсовая работа посвящена содержанию научного потенциала Красноярского края. Структура работы представлена двумя основными главами. В первой главе дается характеристика науке как важнейшем элементе в социально-экономическом процветании страны. Во второй главе представлена характеристика научного потенциала Красноярского края. В завершении работы сформулированы общие выводы по работе и указан список использованных в работе источников.


Глава I. Роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России

Об экономическом развитии России до 2015 года

 

Несколько лет назад Министерством Экономического Развития РФ был представлен прогноз экономического развития России до 2015 года, разработка которого проводилась с целью ответить на вопрос, в какой мере российской экономике удастся решить стоящие перед ней системные задачи - ускорения развития (удвоения ВВП за десятилетие), преодоления бедности и обеспечения населения доступным жильем, создания достаточных экономических условий безопасности страны и модернизации армии. Приведем далее целеполагающие выдержки из этого документа.

В последние годы Россия демонстрирует высокую динамику социально-экономического развития. В 2004 году темп роста валового внутреннего продукта составил 107,1%, реальных располагаемых доходов населения - 107,8%, оборота розничной торговли - 112,1%, инвестиций в основной капитал - 110,9%. Достигнута макроэкономическая устойчивость, характеризующаяся снижением темпов инфляции, предсказуемостью обменного курса рубля, накоплением масштабных золотовалютных запасов и стабилизационного фонда, укреплением бюджетной системы страны. Эти позитивные результаты нашли отражение в повышении ведущими международными рейтинговыми агентствами суверенного кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня.

Достигнутые успехи социально-экономического развития обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, структурными и институциональными реформами, проводившимися в предшествующий период, с другой - исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на энерго-сырьевые товары и возможности форсированного наращивания экспорта энергоресурсов объясняют более половины прироста российского ВВП за последние годы.

Сейчас российская экономика подходит к поворотному рубежу - на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может, напротив, привести к существенному торможению роста.

Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по добыче экономически эффективных природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.

Все сильнее обозначаются пределы роста доходов населения из-за низкой производительности труда, недостаточности условий и стимулов для развития человеческого капитала в соответствии с современными требованиями глобальной конкуренции на рынке труда.

Сохраняется тенденция деградации социальной инфраструктуры, прежде всего в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования, здравоохранения.

Ужесточается конкуренция на внутренних рынках - вследствие исчерпания эффекта девальвации рубля в 1998 году и усиления их интеграции в мировую экономику.

Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества ее производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.

Сложившаяся корпоративная структура экономики характеризуется серьезным отставанием в развитии малого и среднего бизнеса, крайней ограниченностью слоя современных компаний, способных эффективно конкурировать на открытых рынках.

Таким образом, в рамках сложившейся экспортно-сырьевой структуры экономики, низкого качества государственного администрирования и затухания институциональных преобразований, российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше, чем 4-5% в год даже при высоких мировых ценах. Такие темпы расширения экономического потенциала критически недостаточны для преодоления экономического отставания России от ведущих стран мира и решения поставленных задач социального развития и обеспечения национальной безопасности.

Для поддержания устойчивых темпов роста на уровне 7 и более процентов в год в 2005-2008 годах необходимо завершить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития. К ним относятся:

· научно-технический, кадровый и природный потенциал, составляющие сравнительные преимущества России в глобальной экономике;

· геоэкономические преимущества, связанные с положением России на постсоветском пространстве, развитыми торгово-экономическими связями с лидерами мировой экономики, масштабным транзитным потенциалом;

· значительный инвестиционный потенциал - валовые национальные сбережения, составляющие, по оценке, 31% ВВП (2004 год);

· макроэкономическая стабильность и сформированная нормативная правовая база экономики, создающие основу для притока инвестиций и развития бизнеса.

Для реализации имеющегося потенциала ускорения развития формируется долгосрочная политика повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики, интегрирующая:

· социальную политику, содействующую преодолению бедности, росту уровня жизни и доступности социальных благ;

· стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень технологического развития, состояние производственной инфраструктуры;

· действия по ускорению институциональных реформ, содействующих повышению конкурентоспособности российских компаний и развитию малого бизнеса;

· региональную политику развития, нацеленную на повышение мобильности товаров и факторов производства, содействие развитию конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

· обеспечение рациональной интеграции России в глобальное мировое хозяйство, реализующей сравнительные преимущества российской экономики и включение российских производителей в международные цепочки создания добавленной стоимости;

· перестройку системы государственного администрирования, включая оптимизацию функций государственного управления, повышение прозрачности и ответственности федеральных органов исполнительной власти перед гражданским обществом, внедрение проектно-целевого подхода в их деятельность;

· развитие механизмов частно-государственного партнерства.

Многие из намеченных мероприятий среднесрочной программы социально-экономического развития России (в частности, зафиксированных в рассматриваемых в настоящее время Стратегиях развития) дадут свой результат уже после 2010 года. Так, потенциальный эффект реализации Стратегий развития оценивается в 1-1,5 п.п. роста ВВП в год в 2006-2010 годах и до 3 п.п. в год в 2010-2015 годах.

Авторы проекта отмечают, что переломным для развития российской экономики в ее современной структуре может стать период 2008-2011 годов. Именно в эти годы резко обозначатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов. Одновременно перестанет действовать ряд мер, защищающих внутренний рынок, которые предусмотрены переходным периодом в рамках вступления в ВТО. Кроме того, вероятно существенное ухудшение мировой конъюнктуры. Если к этому времени зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в достаточной мере не сократится, неизбежной станет пауза роста. Она, вероятно, будет сопровождаться значительными социальными издержками.

Возможность существенного ускорения роста связана как с опережающим развитием высокотехнологичной и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией традиционного сектора, в котором и к 2015 году будет сосредоточена основная часть занятости и доходов.

Цели проекта долгосрочного прогноза роста российской экономики сохраняют свою актуальность и на региональном уровне и одним из возможных путей ее реализации выступает развитие экономики регионов на основе более полного использования накопленного научного потенциала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: