Письменное умножение на однозначное число
ТО: 1) распределительный закон умножения
2) таблица умножения
3) приёмы внетабличого умножения
4) приемы сложения в пределах 10, 20 и 100
Как и любой другой приём, этот приём изучают в 4 этапа:
Повторение теоретической основы
Это повторение распределительного закона умножения, т.е. правила умножения суммы на число. Т.к. оно рассматривалось для двух слагаемых, то расширяем его область действия до трёх слагаемых. Для этого предлагаем такие упражнения:
Сравните и найдите значения выражений:
1)(3+4)*6
2)(3+4+5)*6
Чем похожи, чем отличаются данные выражения?
Кроме повторения распределительного закона умножения повторяют:
· таблицу умножения
· приёмы внетабличого умножения
· приемы сложения в пределах 10, 20 и 100
Ознакомление с приемом
На специальном уроке детей знакомят с алгоритмом письменного умножения. Для этого сначала повторяют приём устного внетабличного умножения на однозначное число.
234 * 2 = (200+30+4) * 2= (200 * 2)+(30 * 2)+(4*2)=400+60+8=468
После этого учитель говорит, что те же действия можно выполнять короче – столбиком, и показывает новую форму записи. Так же как и при сложении поясняем, что каждую цифру надо писать в отдельной клеточке: единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.; знак умножить «х» ставят слева между строками, черта – это знак равно.
(Моро 3 класс 2 часть стр.88)
Сообщают алгоритм:
1. Пишу единицы под единицами, ……
2. Начинаю умножение с единиц. Четыре единицы умножить на 2 - получается 8 единиц. Записываю под единицами.
3. Умножаю десятки. Три десятка умножаем на два - получается 6 десятков. Записываю под десятками.
4. Умножаю сотни. Две сотни умножаем на два – получаем 4 сотни. Записываем под сотнями.
|
5. Читаю ответ.
После ознакомления переходят к формированию умения
Предлагают упражнения на умножение с подробным проговариванием, выполнение подробных записей.
(Моро 3 класс 2 часть стр.88)
4. Формирование навыка
Навык понимается как быстрое, свёрнутое, без подробных объяснений, но осознанное выполнение действий. Для этого предлагают подобные вычисления на протяжении следующих уроков.
Предлагаются упражнения:
1.На выполнение решения с подробным объяснением (не более 6 случаев подряд).
2.Закончи запись.
3.Найди ошибки в записи.
4.Заполни пропуски в записи и т.д.
Кроме этого случая на данном этапе рассматривают и другие более сложные случаи:
- Умножение столбиком с одним переходом через разряд (сначала в разряде единиц, затем десятков).
(Моро 3 класс 2 часть стр.89)
Изучение приема продолжают в 4 классе:
(Моро 4 класс 1 часть стр.77)
Выполняют такие же действия, но с многозначными числами:
- Умножение столбиком с двумя переходами через разряд
- Умножение с нулями в середине первого множителя
(……, умножаем десятки. У нас 0 десятков, 0*3=0 и т.д.)
-Особое внимание уделяют случаю умножения круглого числа на однозначное число
(Моро 4 класс 1 часть стр.79)
Предлагаются сначала устный случай
Т.е. при умножении круглого числа мы не обращаем внимание на нуль, а затем приписываем его к концу произведения. Аналогично будем рассуждать и при умножении столбиком. Например, нужно 320*4. Для этого сначала 32 дес. умножаем на 4, поэтому 4 записываем под десятками, 0 оставляем в стороне.
|
Получаем 128 десятков или 1280 единиц, т.е. нужно приписать ещё 0. Учитель не просто сообщает правило, а выводит его. Аналогично подробно разбирают ещё 2-3 случая умножения, например:
После этого даём задание: сравнить количество 0 на конце первого множителя и на конце произведения. Оно одинаковое. Отсюда выводим правило:
При умножении круглого числа на однозначное умножаем, не обращая внимание на 0 на конце множителя, а затем к концу произведения приписываем столько 0, сколько их было на конце множителя.