Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников
учитель-логопед
Ι квалификационной категории
Тимирева Людмила Валерьевна
Пермь 2019
Игры, развивающие мелкую моторику,
в домашних условиях для дошкольников.
Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Родители должны понимать: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста могут выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не обходите вниманием необходимость приобретения элементарных навыков самообслуживания: умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
«Волшебный мешочек»
Необходимый инвентарь: мешочек, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
❀ Ребёнок опускает руку в мешочек, в котором лежат разные предметы, на ощупь опознаёт предмет, и называет его.
❀ Более сложный вариант: ребёнок одной рукой ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.
«Пластилиновая ворона»
Необходимый инвентарь: пластилин.
❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.
❀ Затем пусть ребёнок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.
«Карандашик»
❀ Предложите ребёнку перекатывать карандаш между пальцами, начиная от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
«Разноцветные снежинки»
Игра на развитие мелкой моторики рук, формирование навыка аккуратности
Необходимый инвентарь: фломастеры, белая плотная бумага, ножницы.
❀ Покажите ребёнку, как вырезать ажурную снежинку.
❀ Попросите раскрасить её разноцветными фломастерами.
❀ Движения, которые делает ребёнок при закрашивании мелких деталей, активно воздействуют на развитие мелкой моторики рук.
«Пальчиковый конструктор»
❀ Взрослый, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребёнок должен точно повторить эту фигуру.
❀ Если данное задание вызывает у ребёнка затруднение, то сначала можно выполнять упражнение, сидя рядом, а не напротив ребёнка. Так ему будет легче копировать положение пальцев вашей руки.
❀ Задание можно усложнить: предложите ребёнку отобразить пальчиковую конструкцию зеркально.
«Лабиринт»
Необходимый инвентарь: листы бумаги в клетку или просто белые листы, ручка или фломастеры.
❀ Попросите ребёнка нарисовать лабиринт, по которому вы должны будете добраться до какой-то цели.
❀ Вы, в свою очередь, рисуете лабиринт для ребёнка.
После того, как лабиринты нарисованы, вы обмениваетесь с ребёнком лабиринтами и шагая указательным и средним пальчиком по дорожке, проходите лабиринт.
❀ В ходе игры малыш будет стараться рисовать ходы все запутаннее и запутаннее, но и вы не жалейте его. Пусть «побегает» по витиеватым дорожкам.
«Лыжник»
Необходимый инвентарь: две пробки от пластиковых бутылок.
❀ Пробки будут лыжами. Ребенок вставляет указательный и средний пальцы в «лыжи» и «двигается» на них, делая по шагу на каждый ударный слог:
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные рябине,
Фартук розовый осине.
Жёлтый зонтик тополям,
Фрукты осень дарит нам.
❀ То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Рисунке на крупе»
Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.
❀ Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
❀ Пусть ребенок сам нарисует несколько линий.
❀ Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.
Пуговичные узоры
Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера и цвета
❀ Для начала узор из пуговиц выкладывает взрослый. Затем ребенок делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без посторонней помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.
❀ Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
«Подъёмный кран»
Необходимый инвентарь: коробок спичек или счетные палочки.
❀ Ребёнок собирает спички (палочки) с помощью подушечек одних и тех же пальцев правой и левой рук (например: двумя указательными или двумя средними и т. д.).
«Платочек»
Необходимый инвентарь: носовой платочек.
❀ Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.
«Нога-художница»
Необходимый инвентарь: толстый фломастер, лист бумаги.
❀ Предложите ребёнку зажать пальцами ноги фломастер и постараться что-нибудь нарисовать (домик, цветок, солнышко и т. д.).
❀ Можно устроить соревнование: чей рисунок получился достовернее, чей смешнее?
«Коробочка с пуговицами»
Необходимый инвентарь: коробка с пуговицами.
❀ Наверняка в вашем доме есть коробочка с пуговицами, доставшаяся вам по наследству от мамы. Эта коробочка настоящий клад для ребёнка, сколько игр в ней хранится!
♦ Пуговичная мозаика: можно выкладывать целые картины, а можно отдельные предметы.
Желаем успехов!