Ход занятия-тренинга «Учимся дискутировать»
Знакомство (педагог-психолог)
- Добрый день, ребята. Тема нашей сегодняшней встречи «Учимся дискутировать». Основная цель: введение понятия «дискуссия» и отработка навыков участия в дискуссионной беседе.
- Прежде чем перейти к основному содержанию давайте познакомимся. Перед вами карточки и маркеры, напишите, пожалуйста, свои имена и сделайте любой рисунок (творческая пауза).
- По кругу называем себя и быстро характеризуем настроение своего рисунка.
- Спасибо.
Упражнение «Волна»
- А сейчас снимем свою неловкость, стеснительность и общее напряжение. Выполним упражнение «Волна». Встаньте и возьмитесь за руки. Мы будем изображать руками волну. Хорошо. Поаплодируем друг другу.
Коммуникативное упражнение «Знаменитости»
Цель: упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, невербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы.
Время: 5-10 минут.
Описание. Участники распределяются по парам. Каждому участнику на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (певца, политика и т. д.). После этого группа получает следующую инструкцию: У вас на спине прикреплен листок бумаги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не читая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сделать ваш партнер. Ваша задача: узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», например, «Это женщина?», «Это политик?» и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить «да» и «нет».
По окончании психологического тренинга подростки садятся в общий круг и обмениваются своим эмоциональным состоянием:
- Как ваше настроение? Готовы ли вы к дальнейшей работе? Что мешает полностью раскрепоститься?
- Желаю вам активной и плодотворной работы.
Беседа-практикум «Учимся спорить правильно» (педагог)
- Здравствуйте, ребята. Разберемся с вами, что такое дискуссия, каковы правила поведения во время дискутирования.
- Как вы думаете, что такое дискуссия? (подростки высказывают свои варианты ответов).
- Итак, дискуссия – это обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения. Ребята, как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к дискуссии? (Выяснить сначала возможные варианты ответов детей):
Дискутант – участник дискуссии.
Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.
Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.
- С помощью упражнения «Мозговой штурм» определим правила поведения в дискуссии. (Ребята озвучивают свои варианты, педагог направляет, корректирует и фиксирует ответы на доске, затем выбираются самые основные, к примеру):
ü Я критикую идеи, а не людей.
ü Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
ü Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
ü Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
ü Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
ü Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
ü Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
- Чтобы закрепить понятие «дискуссия» выполним творческое задание «Синквейн »:
Тема или предмет (одно существительное)
Описание предмета (два прилагательных или причастия)
Действия предмета (три глагола)
Отношение автора к предмету (фраза обычно из 4 значимых слов)
Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово).
(К примеру: Дискуссия. Интересная, непредсказуемая. Высказываемся, слушаем, убеждаемся. Свободный обмен мнениями. Обсуждение).
- Молодцы, получились хорошие строчки.
- Внимание, устроим сейчас с вами мини-спор: вам будут предложены высказывания, с которыми вы можете согласиться или, напротив, оспорить их. Чтобы грамотно вести беседу-дискуссию, предлагаю вам слова-помощники:
ü Я считаю …, потому что
ü Я согласен с твоим мнением в том, что
ü Я соглашусь, но…
ü Я не согласен с …, потому что
ü Напротив я считаю, что….
Высказывания:
- Если ты сам ничего не делаешь, как тебе можно помочь? Управлять можно только движущимся автомобилем.
- Не судите человека, пока не поговорите с ним лично, потому что всё, что вы слышите — слухи.
- Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас; всё равно будьте честны и откровенны.
- Все будет. Только когда ты решишься на это.
- Дружба и доверие не покупаются и не продаются.
Рефлексия
- Легко ли было участвовать в обсуждении? Что мешало? (возможные ответы подростков: эмоциональность, неумение слушать, недостаточность знаний и опыта).
- Почему сложнее оспаривать, чем соглашаться? (Надо приводить в пример больше фактов, возможно проверенных на своем опыте).
- Возможно ли разрешение конфликтов с помощью дискуссии?
- Вывод: дискутировать необходимо, именно в споре мы учимся размышлять и отстаивать свою точку зрения.
Игра «Кораблекрушение» (Сокращенный вариант)
- А сейчас попробуем отработать навыки дискуссионной беседы в группе. Разобьемся на две группы и проведем игру «Кораблекрушение». Представьте себе, что ваш космический корабль сломался где-то на неосвещенной стороне Марса. Для того, чтобы добраться до места, где вам будет оказана помощь, вам необходимо пройти 300 км. Путь будет долгим и тяжелым. Успех будет зависеть от того, какие принадлежности вы возьмете с собой. Это будут первые 5 из предложенных вам 7.
Принадлежности:
7. Коробка спичек
4. Пищевые концентраты
1. Кислородные баллоны
3. Карта звездного неба
6. Магнитный компас
2. 25 литров воды
5. Медицинская сумка
- В течение 10 минут вам необходимо обсудить и проранжировать принадлежности по мере необходимости от 1 до 7. Обсуждая в группе, используйте правила дискуссионной беседы и слова-помощники. По истечении времени, мы обсудим все вместе, какие предметы вам будут жизненно необходимы в пути. (Ребята ведут обсуждение в группах, мы следим за их поведением и манерой беседы, корректируем ошибки).
Подводится результат игры, и ребята плавно переходят к просмотру и обсуждению короткометражного фильма.
Просмотр и дискуссия по короткометражному фильму «Лила» (Проводят активисты детской организации «Радуга»).
- Один писатель сказал: «Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами». Вы согласны с этим утверждением? (Отвечают) Каждый человек рисует свой мир. От чего это зависит? (характер человека, его настроение, взгляды, окружение и др.)
- Сейчас мы посмотрим фильм «Лила» – один из самых очаровательных и трогательных новых короткометражных фильмов. Главная героиня Лила - молодая женщина, которая неожиданным образом помогает людям через своё искусство. Ее мир – это ее рисунки.
- Ваше задание увидеть, какие несовершенства нашей жизни в своих рисунках старалась исправить Лила?
Просмотр видеоролика «Лила»
Вопросы для обсуждения:
- Ваше общее впечатление от фильма?
- Ответьте на вопрос перед просмотром: «Что Лила хотела изменить, в чем помочь?»
- Вопросы для дискуссионного обсуждения:
1. Нужно ли что-то менять в своей жизни?
2. Как можно что-то изменить?
3.Какие качества характера могут помешать изменить образ жизни?
- Что бы вы исправили в своей жизни, если бы у вас был волшебный карандаш? (Можно сделать письменно и зачитать).
- Мы мечтаем, рисуем в мыслях свой мир. Но помните, что характеризуемся мы своими поступками. Жизнь каждого в его руках, Делайте себя и наш мир добрым, милосердным и справедливым!
Рефлексия. (Упражнение «Облака впечатлений»).
- Свое сегодняшнее интенсивное занятие закончим упражнением «Облака впечатлений». На плакате нарисуйте свое облако, по настроению оно должно соответствовать вашему настроению: быть веселым, или грустным, или с нейтральным настроением.
Прощание – «Спасибо!»
- На одну ладонь положите те эмоции, мысли, чувства с которыми вы пришли сюда, на вторую те, что получили на этом встрече, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: «СПАСИБО!»