Типы исследовательских стратегий




Содержание

Введение

Глава 1. Стратегии социального исследования

1.1 Типы исследовательских стратегий

1.2 Метод кейс-стади

1.3 Специфика процедуры исследования с помощью метода кейс-стади

Глава 2. Исследование занятости и эффективности профессионального обучения молодежи Рязанской области

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Создание стратегии, ее реализация и подведение итогов – основные этапы работы исследователя, на каждом из которых ему необходимо опираться на результаты исследований, постоянно находится в поиске наиболее эффективных методов их проведения. Цель данной работы – изучить методы стратегий и показать на примере одного метода его практическое применение Объектом исследования является сфера занятости и трудоустройства. Предмет исследования – занятость и профессиональное обучение молодежи Рязанской области.

Задачи: рассмотреть основные стратегии социального исследования, изучить специфику метода кейс-стади и на основе этого метода провести исследование занятости и эффективности профессионального обучения молодежи Рязанской области.

На современном этапе развитие системы профессионального обучения безработных граждан рассматривается как важнейшее направление государственной активной политики занятости, способствующее повышению трудового потенциала населения, формированию рациональной структуры занятости, воспроизводству рабочей силы необходимой квалификации, сочетанию личных интересов граждан и потребностей рынка труда. В связи с чем становится актуальным исследование сферы занятости молодых граждан, связанное с выявлением проблем в этой области и поиском возможных решений. Относительно новым методом исследования социальных процессов является метод кейс-стади. В зарубежной практике этот метод оказался востребованным с 1970 г. И сейчас кейс-стади активно внедряется в отечественные исследования. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе.

 


Глава 1. Стратегии социального исследования

Типы исследовательских стратегий

 

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление исследования. Выделяют следующие типы стратегий.

«Хронологическая» стратегия — состоящая в том, что социолог много раз возвращается к одним и тем же респондентам, на те же объекты, старается уловить изменения, сдвиги. Это не массовые повторные исследования («панель»), но именно «кейс-стади», т.е. проводимые неоднократно наблюдения отдельных явлений, случаев, групп людей, сообществ. [15] Идея такой стратегии была развита Чикагской школой главным образом при изучении динамики социального статуса. В наше время при быстрых социально-экономических изменениях человек переосмысливает свою социальную идентификацию, т.е. свое общественное положение и взаимосвязи в социуме. Он начинает идентифицировать себя со своим народом (этнической группой), социальным движением, определенным кругом по имущественному состоянию и т.д. Возвращение к избранной для интервью группе респондентов относительно их социальной идентификации поможет лучше понять современные общественные процессы.

Среди вопросов интервью могут быть, например, такие:

— С кем, с какой группой людей Вы чаще всего соотносите свои интересы, суждения?

— Какие группы людей, по Вашему мнению, живут теми же проблемами, что и Вы?

Ответы, варианты которых заранее не предусматриваются, а записываются интервьюером, бывают самого разного со-
держания. Респонденты могут говорить, что чувствуют наиболь-
шую близость с теми, кто «не пользуется привилегиями», «как и я честно ра-
ботает, а не спекулирует»; с «моим народом», «людьми моей на-
циональности и культуры»; товарищами по работе; со своими
близкими, родственниками; со сторонниками какого-то общественного движения.[15].

Возвращаясь к тем же респондентам через некоторое время, исследователь выясняет, насколько устойчива их социальная идентификация, в каком направлении она изменяется, каковы общие тенденции этих изменений. Накапливаются более четко формулируемые гипотезы, которые можно проверить на больших выборках населения. Для этого предлагается набор высказанных суждений и проводится массовый опрос.

Другой тип стратегии — исследования «дна» и «элиты» общества: бродяг, наркоманов, алкоголиков — с одной стороны, преуспевающих бизнесменов, ученых и высших администраторов — с другой. Такой подход помогает лучше видеть контрасты социальных отношений, глубже понять проблемы обыденной жизни «простого» человека. [15] ИС РАН имеет немалый опыт проведения подобных наблюдений. Изучение наркоманов, алкоголиков, проституток позволяет не только искать решения проблем, связанных с девиантным поведением, но улавливать сдвиги в нравственном сознании общества в целом. В частности, было установлено, что в 1970-е годы проститутки воспринимали свое положение как унизительное, свое ремесло — как презираемое, «грязное». Сегодня занимающиеся проституцией находят нравственное оправдание в том, что продают свой «товар» подобно, например, кооператорам. Проверка этого предположения в массовых опросах убеждает, что и в общественном сознании идет процесс либерализации взглядов на проституцию как отношения рыночного типа.

Стратегия «нежестких предположений» и объяснений — состоящая в рассмотрении одного и того же явления с разных точек зрения. Это позволяет лучше понять существо проблемы, поскольку ни одно из «очевидных» и прямых толкований в действительности не может быть исчерпывающим. Логика такой стратегии вполне ясна. При использовании формальных количественных методов для проверки множества объяснений данного явления требуется большая статистика и тонкие статистические операции, в то время как при качественном анализе нет необходимости искать этим объяснениям строгие, статистически достоверные, подтверждения. [15] Можно развернуть целую систему правдоподобных гипотез и дальше их опровергать или подтверждать в повторяющихся, но статистически не надежных доказательствах.

Почему, скажем, демократизация, гласность, хозяйственная самостоятельность регионов вызвала столь бурные межнациональные конфликты? Можно привести немало объяснений, каждое из которых правдоподобно, но не охватывает явление в его целостности. Вот некоторые из них: а) наша бедность ведет к межнациональным конфликтам в борьбе за ресурсы, на которые претендуют этнонациональные общности; б) правда о прошлой истории народов страны возбуждает межнациональную напряженность, так как становятся достоянием общественного мнения те факты, которые ранее тщательно скрывались; в) неравноправное положение больших и малых народов в системе государственного управления вызывает подозрение в ущемлении прав малых народов и т.п. Кроме всего прочего, есть совсем простое объяснение психологического свойства: г) когда мир становится неустойчивым, взаимоотношения запутаны, экономика «трещит по швам», социальные конфликты и преступность нарастают, человек чувствует себя незащищенным; поэтому он обращается в первую очередь к той социальной общности, что исторически и генетически ему ближе, к тем, кто говорит на его языке, у кого общая историческая судьба и общая культура, т.е. начинает идентифицировать себя со своей этнонациональной общностью, которая должна обеспечить и защиту и поддержку. Такие объяснения, каждое в отдельности, вполне правдоподобны. Ни одно не является исчерпывающим. Это — один из примеров качественного анализа по стратегии «нежестких предположений». Конечно, и здесь возможны дальнейшие исследования на материалах массовых опросов населения, а параллельно углубление качественного анализа. В последнем случае продолжается разработка нежестких предположений на основе изучения прессы, включенных наблюдений, случайных догадок. Надо максимально расширять «мотивационное поле» с тем, чтобы затем перейти к выявлению логико-психологических взаимосвязей между предполагаемыми мотивами и уже тогда сопоставлять сценарные модели с реальным развитием событий.

Стратегия иронии» — подразумевающая, что какое-то явление, факт получает совершенно различное толкование в разных ситуациях, в ином контексте[1]. Именно потому «ирония», что в другой ситуации смысл действия может принципиально измениться. Стратегия «иронии» состоит в том, чтобы одни и те же явления рассматривать в разном социальном контексте, при меняющихся конкретных обстоятельствах, что в массовом исследовании крайне трудно, а при качественном анализе немногих групп или людей — вполне возможно.

Еще один тип стратегии — поддержание контакта с исследуемой общностью. Характерный пример из нашей практики изучения научно-исследовательских коллективов: после анализа данных и объяснения взаимоотношений в группе, трудностей и проблем, связанных с научной работой, мы выносим результаты на обсуждение научных групп, где проводилось наблюдение. Комментарии, возражения и подтверждения дают хорошую базу для уточнений или дополнительного обоснования полученных выводов. Вообще говоря, вариаций гибких подходов может быть множество. И здесь достаточно просторно для изобретательного ума.

Этнографические исследования как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры(нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения. Источниками информации в этнографическом исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью. Примером может служить исследование российского крестьянства, проводимое под руководством Т. Шанина или работа, выполненная под руководством Д. Хубовой по исследованию исторических аспектов жизни кубанского казачества. Описание каждодневной жизни крестьян их собственными словами продемонстрировали, что фактически эта культура на протяжении десятилетий оставалась неизвестной и закрытой областью как для исследователей, так и для широкой общественности.

Исторические исследования, или устная история, обычно описывают субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Интерес может быть направлен на изучение локальных или общезначимых исторических событий (история движений, организаций, населенного пункта). Историческое исследование особенно ценно, если отсутствует достаточная документальная информация о событии общесоциального масштаба. Например, сведения о раскулачивании крестьян в 20-30-е гг., о сталинских репрессиях, о жизни кубанского казачества, эпизодах Великой Отечественной Войны. Такого рода поиски проводились обществом "Мемориал" и учеными Российского Государственного Гуманитарного Университета. В настоящее время они имеют свои "устные архивы": записанные на пленку рассказы людей о времени сталинских репрессий, голоде на Украине и жизни советских людей в зонах оккупации во время Отечественной войны. Особенность данного направления — отношение к информанту как очевидцу исторических событий. Поэтому с точки зрения методики здесь на первом плане — проблемы его правдивости, адекватности воспоминаний, возможности его памяти. Для этого необходим — глубокий анализ социально-исторического контекста. Обычные источники информации: мемуары, дневники, письма, интервью и, конечно, имеющиеся официальные исторические свидетельства.

История семьи. Эта стратегия изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семьярассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее "непрерывности" как социального феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от поколения к поколению, передачи "культурного капитала" или трансформации ценностей. Источниками информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы.

История жизни, человека от детства к взрослению и старению является, пожалуй, одним из самых распространенных направлений в качественной социологии. Метод получения информации — биографическое интервью представляет собой жизненное повествование как своего рода "сценическое представление" о себе и своей жизни.[15]. Интерес исследователя может быть направлен на сам способпостроения рассказа о жизни, путь "конструирования" биографии для выявления социальной идентификации респондента (важны приемы "построения" идентичностей, изменения идентификаций). Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов "проживания" жизненных событий:индивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально-исторической ситуации. Истории жизни часто используются в тендерных исследованиях, позволяя глубоко изучить особенности мужских и женских моделей поведения в определенных социальных общностях. Биографические повествования в своей совокупности могут стать предметом анализа и как коллективныйопыт "проживания" определенной социальной ситуации, Сравнительный анализ большого числа аналогичных случаев — основа для описания социальной проблемы, которая вырисовывается за сходными обстоятельствами и действиями, за общей социальной практикой людей. Такой методологический подход позволяет типологизировать жизненные стратегии в сходных ситуациях, конструировать "образцы" (нормативные модели) поведения или типы культурных ориентации, стилей жизни.

Метод кейс-стади

 

Среди всех стратегий особо выделяют стратегию кейс-стади. Кейс-стади (CASE STUDY) – детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Кейс-стади не может представлять надежную информацию обо всем этом классе. Тем не менее, его проведение часто полезно на предварительных стадиях исследования, поскольку это приводит к выдвижению определенных гипотез, которые могут подвергаться систематической проверке в отношении большего числа случаев. Кейс-стади регулярно применяются в социологическом исследовании - иногда в качестве предварительного, но чаще в качестве основного исследовательского метода. [10]. В последнем случае среди причин обращения к этому методу обычно называют недостаток исследовательских ресурсов или трудности в получении доступа к предмету исследования. В рамках многих кейс-стади в действительности исследуется более чем один частный случай, с тем, чтобы получить некоторое представление о степени изменчивости исследуемого населения. Впоследствии эти случаи подвергаются отбору с целью представления примеров, считающихся противоположными на основании теории или предварительного знания. С помощью кейс-стади можно представить весьма подробные данные, которые трудно получить посредством более широких обследований; однако это достигается ценой невозможности их полноценного обобщения. Исследования с помощью кейс-стади проводятся на одном объекте - случае (case), каким является некое сообщество, отдельно взятое социальное явление, класс действий или область деятельности. Изучение случая опирается на выделение частных единиц для анализа - личных биографий, отдельных предприятий, населенных пунктов, типов потребления или трудовой деятельности. Организации или другие случаи, выбранные для анализа, можно сравнивать между собой, составлять классификации. Отчет по разным типам кейс-стади содержит описания и рекомендации, основа которых - не расчет уровня доверия к данным, а представление спектра событий, типов социальной практики, способов социального взаимодействия. С учетом специфики этих полевых практик и особенностей представления результатов в отчете, статье или книге сложилась определенная система увеличения надежности данных, которая заключается в использовании повторной и параллельной проверки надежности полевых материалов, а также такие способы сбора и анализа полевых материалов, когда в группе обязательно присутствие исследователей разного пола, расы, возраста, чтобы избежать односторонних интерпретаций, вызванных возможными предубеждениями участников исследования.

В литературе представлены различные типы кейс-стади. Например, Л. Стенхауз выделяет эвалюаторное (направленное на оценку эффективности), образовательное и этнографическое кейс-стади. Р. Йин предлагает свою классификацию, в которой называет такие типы, как аналитическое (объяснительное) и описательное кейс-стади. Описательная стратегия заключается в поиске ответов на вопрос "как", и задача состоит в подробном описании некоторого социального явления или института, В свою очередь, объяснительная стратегия призвана найти ответ на вопрос "почему" и осуществить поиск причин и факторов, оказывающих влияние на ситуацию. В этом случае кейс-стади не просто позволяет уточнить факты и упорядочить массу деталей, но способствует формулированию теории[2].

Сегодня методология кейс-стади - разработанный и широко применяемый в социальных науках инструментарий. В отечественной науке она используется сравнительно недавно, но уже стала источником новых идей и интересных открытий. Перспективным направлением в развитии этой полевой стратегии стало исследование организаций. Достаточно хорошо известен опыт применения подобных методов в исследовании промышленных предприятий, крестьянского подворья.

Исследования социальных служб и социальной политики сформировали традицию в зарубежной социологии. Опираясь на кейс-стади и методы невключенного наблюдения, П.Блау осуществил исследование организационных процессов, где продемонстрировал многие достоинства и недостатки этой методологии. Он весьма осторожно отметил, в частности, что несмотря на то, что выборка в таких исследованиях не является случайной и количество единиц исследования невелико, все же на основе сравнения данных, возможно сделать определенные обобщения по поводу деятельности формальных организаций. В контексте обсуждения методологии Блау приводит и ряд основных трудностей, связанных с применением наблюдения как основного метода сбора данных. Исследование формальных организаций неизбежно сталкивается с такими трудностями, как "хоуторнский эффект" (возможное влияние наблюдателя на деятельность наблюдаемого субъекта), и поиск типичности в череде наблюдаемых социальных взаимодействий. Иными словами, необходим некоторый навык, чтобы определить, какое из взаимодействий считать важным, типичным и существенным с точки зрения исследования. Эти соображения были положены в основу целого ряда исследований организаций, относящихся к системе социального обеспечения.

Так, Э.С. Холл в исследовании отделов регистрации в социальных службах нескольких британских городов уделил особое внимание вопросам методологии, в частности, проблеме "хоуторнского эффекта". Холл замечает, что если на ранних стадиях исследования присутствие исследователя и оказывает определенное влияние на организационный контекст, то с течением времени значение этого эффекта ослабевает и перестает быть существенным. Британский исследователь проводил свое исследование достаточно долго, и работники социальной службы перестали воспринимать его как нечто непривычное: "Я работал в отделе более года, прежде чем занялся непосредственно практиками регистрации клиентов, и к тому времени воспринимался, в значительной степени, как элемент меблировки".[10].

Начиная с 1970 г., стратегия кейс-стади оказалась востребованной за рубежом в управлении социальными службами при оценке их эффективности. Результаты такой работы, проводимой независимыми экспертами из академических учреждений, содержали не только позитивные оценки, но и критику, а также подробные рекомендации по улучшению деятельности отдельных направлений. Эти отчеты довольно часто публиковались и становились предметом обсуждения в связи с реформами в социальной политике и поиском оптимальных способов администрирования в этой сфере. В Великобритании значительным было внимание, уделяемое изучению социальных служб на местном уровне. Среди работ этого периода заслуживают внимания исследования отдельных видов социальных сервисов и направлений социальной работы, например, с пациентами психиатрических клиник, пожилыми, а также с лицами, совершившими нетяжкие преступления и отбывающими условный срок заключения. Кейс-стади имеет общие корни с методом индивидуальной социальной работы со случаем (case-work), который традиционно практикуется в качестве важной диагностической процедуры для идентификации условий жизни и проблем клиента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: