ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ (Культура и цивилизация. Функции культуры)»




ЗАНЯТИЕ 12

ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ(Культура и цивилизация. Функции культуры). ОКР №1

 

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ(Культура и цивилизация. Функции культуры)»

1. Культура и её формы:

Ещё совсем недавно понятие «цивилизация » отождествлялось с понятием «культура ». Однако в отличии от термина «цивилизация » термин «культура » применим и к этапу дикости человеческого общества, когда люди практически полностью зависели от естественной природы. На этом этапе дикости человеком сначала использовались каменные, а затем бронзовые и железные орудия труда, совершенствовалась родоплеменная организация. Одновременно человек развивал свои естественные силы (духовные, душевные, телесные). Однако это означало лишь появление древней культуры. О цивилизации же можно говорить только тогда, когда человек стал переходить от собирательства к производящим формам труда, которые привели к возникновению классов, государства, права, религии, первоначальных форм искусства. С появлением государства возникли первые ранние цивилизации.

 

В настоящее время существует несколько сот определений культуры. Философский энциклопедический словарь даёт следующее определение: КУЛЬТУРА (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Это своеобразный ГЕНОТИП общества.

Пространство культуры включает:

· возделанную среду обитания, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;

· мир возделанных личностей, чьё сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;

· мир упорядоченных коллективов людей, объединённых общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

· мир создания и воспроизводства системы социальных ценностей, норм и технологий;

· мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

Культура и человек не могут существовать друг без друга. Мы все становимся людьми только усвоив язык, знания, ценности, нормы, действия своего общества. Поэтому, не будет преувеличением сказать, что КУЛЬТУРА представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.

 

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия. Таким образом, культуры вообще в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретно-исторических сообществ, обеспечивая преемственность поколений, диалог традиций и новаций. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – это связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями… Сущность преемственности заключается в наследовании художественно – эстетических идей, творческих принципов, в сохранении высших духовных достижений прошлого. НОВАТОРСТВО – это обновление культуры. Сразу же следует оговорится, что не всякое новаторство есть творчество культуры. Создание нового становится творчеством культурных ценностей, когда оно несёт в себе всеобщее содержание, приобретает общественную значимость, получает отзвук у других людей. Эти 2 тенденции связаны, но в культуре преобладает одна из них. Соответственно общества подразделяются на ТРАДИЦИОННЫЕ и СОВРЕМЕННЫЕ. Первые воспроизводят культуру в привычных формах, очень медленно накапливая изменения. Современные общества основаны на новаторстве. НТР, насыщенность политической жизни, значительные социальные трансформации свидетельствуют о возрастании темпов общественного развития. Но наряду с явными достижениями появляются негативные последствия, что ставит перед культурой новые задачи.

 

Культура очень многообразна. Иногда культуру условно разделяют на МАТЕРИАЛЬНУЮ и ДУХОВНУЮ. Однако такой подход подвергается критике. В культуре материальная и духовная стороны сращены, взаимно переплетены. Тот исходный сплав, каковым является любой предмет культуры, невозможно понять, разделяя духовное и материальное.

Можно выделить культуру НАЦИОНАЛЬНУЮ И МИРОВУЮ, СВЕТСТКУЮ И РЕЛИГИОЗНУЮ, ЗАПАДНУЮ И ВОСТОЧНУЮ и т.д.

Под многообразием подразумевают и такие формы как ЭЛИТАРНАЯ, МАССОВАЯ и её разновидности: СУБКУЛЬТУРА и КОНТРКУЛЬТУРА.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА – специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В западной культурологии это понятие служило для обозначения противоположной по своему содержанию ПРОФАННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ. Для неё характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда, так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т.е. определённым уровнем образованности. Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по расшифровке авторского послания. Элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Элитарная культура задаёт ведущие ориентиры культуры в целом.

СУБКУЛЬТУРАсистема норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Это понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре. Молодёжь, например, развивает собственную субкультуру: создаёт свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат.

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРАсовокупность локальных культур(субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, перестройка…), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур (от военного конфликта до экономического сотрудничества и культурного обмена).

Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной «игровой площадкой» новых культур, тем полем, где в результате пересечения «официальных» и «маргинальных» образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат «неправильной», нестандартной культурной коммуникации.

КОНТРКУЛЬТУРАрадикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Выделяют 3 принципа «контркультурной политики»:

· острый конфликт с «официальной» культурой,

· демонтаж существующей системы ценностей,

· построение альтернативного культурного пространства,

· стремление к максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона.

КОНТРКУЛЬТУРА – это не некое целостное движение или художественное течение, это вынужденное состояние инновационных культурных инициатив в ситуации культурного кризиса. Парадокс контркультуры в том, что она представляет собой «вторжение внутренних варваров», культурную оппозицию, приходящую их внутри самой системы. Основной же творец альтернативной культуры – культура официальная, слепо отбрасывающая «неприемлемые» формы расширения её пространства.

 

Важнейшие феноменами культуры являются ИСКУССТВО, МОРАЛЬ и РЕЛИГИЯ.

ИСКУССТВО – это специфический род практически-духовной, творческой деятельности, направленный на создание художественных произведений и эстетически выразительных форм живописи, музыки, театра, литературы.

-мастерство, умение, ремесло, ловкость, т.е. сделанность, завершённость произведения, его выраженность.

Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно порождает и собственный мир – ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ.

ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ - философское направление, исследующее МОРАЛЬ как один из основных способов нормативной регуляций действий человека в обществ; специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Философскую науку, предметом которой является мораль, нравственность, называют ЭТИКОЙ. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (науки, политики, права, экономики, религии, искусства), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности. Для морали характерно:

· внеинституциональность (нет институтов, организаций, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали),

· всепроникающий и всеобъемлющий характер.

РЕЛИГИЯ – феномен культуры, способный выполнять гуманистическую, регулятивную, и воспитательную функции вследствие того, что она аккумулировала в себе нравственный опыт предыдущих поколений, который мы в сжатой форме обнаруживаем в заповедях Моисея., канонах ислама и буддизма. Каждая из мировых религий оказала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения. Стремление людей (особенно в переломные, кризисные моменты) искать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универсальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность, и привлекательность. Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. В то же время именно религиозные догматы и религиозная вера стали основой христианской, буддистской и исламской этики. Высшей ценностью, образцом для подражания целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в мировых религиях Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой религиозной этики.

 

2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:

Сколь необъятно пространство культуры, столь же многообразны её функции. Самой важной из них является СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Культура создаётся в процессе творческой деятельности людей и является мерой их власти как над природой, так и над собственными отношениями.

Второй её функцией является ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ, ибо без определённых общезначимых средств общения, трансляции опыта и знаний невозможно объединение людей в группы, а значит и существование самого общества.

Третья функция культуры – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ и ряде случаев ЭВРИСТИЧЕСКАЯ. Она не только даёт целостную картину познания мира, но и способствует поискам лучших и наиболее эффективных форм познания нового.

Четвёртая, ОЦЕНОЧНАЯ или ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ. С её помощью мир познается не толко таковым, каков он есть сам по себе, но и соотносится с некоторыми социальными образцами: эстетическими, политическими, нравственными. В реальной жизни все они взаимодействуют и преломляются Ю, но при философском анализе культуры выделение каждой из них вполне правомерно.

 

3. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

При анализе типов культуры необходимо учитывать различие понятий «культура» и «цивилизация» Впервые термин «цивилизация» был употреблён Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757г.)

Становление цивилизации – процесс исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия общества не разделялись, социальная жизнь была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родоплеменной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавших СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Однозначной трактовки этого термина не существует. Он употребляется в нескольких смыслах. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это (в переводе с лат. гражданский, государственный):

· ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер);

· синоним культуры (Тойнби и др.);

· уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (например, античная цивилизация);

· определённая стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (Шпенглер).

 

При всех различиях в подходах к цивилизации все же её наиболее ОБЩЕПРИЗНАННЫМИ ЧЕРТАМИ является то, что

· сам подход к цивилизации является узловым моментом формирования культуры.

· цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум, отличающийся от варварства.

· цивилизация не сводится лишь к одному, хотя и очень важному экономическому параметру развития общества, а включает в себя в себя и такие важные моменты, как культурологический, географический, духовный, обусловливая уникальность и неповторимость каждой цивилизации.

Опираясь на различные подходы к пониманию цивилизации, имеющие место в предшествующие традиции, а также учитывая современное состояние этой проблемы, можно дать следующие определение этого сложного понятия:

ЦИВИЛИЗАЦИЯэто устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.

 

Понятие «цивилизация» привлекло внимание исследователей вместе с понятием «культура». Цивилизованным обществом французские просветители 18 века называли общество, основанное на началах разума и справедливости. Они развивали концепцию истории как прогрессивного развития человечества, как непрерывного процесса усовершенствования ремесла, наук, искусств, нравов, законов, просвещения умов. Для них история человеческого общества - это история прогресса человеческого разума. Развитие истории, утверждали просветители, никогда не пойдёт вспять.

Линейный, поступательный, прогрессивный характер развития мировой истории, с неизбежностью приводящий к гибели капитализма и торжеству коммунизма, явился лейтмотивом формационного марксистского подхода, рождённого в лоне техногенной цивилизации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).

 

В 19 веке происходит поворот к поиску новых трактовок мировой истории, всплеск научного интереса к истории цивилизаций. На основании эмпирического материала различные авторы приходили к выводу о том, что линейные концепции развёртывания всемирно-исторического процесса (доиндустриальная –аграрная, индустриальная – промышленная, постиндустриальная – информационная цивилизации) в своих попытках выделить всеобщее в структуре истории оставляли в стороне то особенное и единичное, что могло помочь в поисках смысла истории. Кризис, поразивший западное общество в конце 19 века, разрушал саму основу линейных концепций – начинает формироваться цивилизационная концепция исторического прогресса, основной задачей которой является объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории. Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Данилевским, Шпенглером, Тойнби, Сорокиным.

Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную уникальную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.

В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпретации мировой истории. Он учитывает поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории, её развитие во времени, хронологию, всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций. Только в рамках такого подхода исторический процесс может быть рассмотрен во всём многообразии его характеристик, вариативности исторического развития, в направленности на диалог культур и обосновании перспектив цивилизационного развития.

4. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫИ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

В истории философии в рамках выработки подходов к анализу цивилизации предпринимались попытки определить содержание этого понятия и прояснить его соотношение с культурой. Так О.Шпенглер, понимая цивилизацию как совокупность технико-механических факторов, противопоставил её культуре как царству органически-жизненного. Цивилизация, по его мнению, – это заключительный этап любой культуры, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы и искусства. КУЛЬТУРА – это осуществление внутренних возможностей, совершив которые, она исчерпывает себя и становится цивилизацией. Таким образом, РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КУЛЬТУРОЙ И ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ в том, что первая задаёт внешние ценности, жизненные смыслы, вторая – технологию их реализации. Он отрицал возможность культурной преемственности и культурных традиций.

 

Более чёткую установку на соотношение понятий культуры и цивилизации провел А. ВЕБЕР. Находясь под влиянием идей Шпенглера о расколотости культуры на 8 культурно-исторических типов, он вслед за ним разлагал мировую историю на ряд исторических эпох. Культуры, несмотря не уникальность и неповторимость, сходны в том, что каждая из них переживает период молодости, зрелости и упадка. В отличие о Шпенглера, он рассматривал культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он ещё выделяет и третий социальный аспект истории – государство. Развитие истории происходит в определённых социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому, если ЦИВИЛИЗАЦИЯ употребляется для обозначения определённой ступени развития общества, то под КУЛЬТУРОЙ Вебер понимает качественно новую цивилизацию. В настоящее время эта концепция стала центральной в системе социогуманитарных представлений о современном мире.

 

В русле СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА один из представителей Д.Уилкинс отвергает понимание цивилизации как социума, характеризуемого однородностью культуры. Он считает, что культурная гомогенность (однородность) не является признаком цивилизации, она может быть и разнородной. Понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ он употреблял как синоним социальных образований, имеющих общий временной и пространственный ореол и кристаллизирующийся вокруг городских центров. Такое образование базируется на отношениях сотрудничества и конфликтности.

 

Представители ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА считают, что определяющее воздействие на характер цивилизации оказывает природная среда, которая влияет на формы кооперации людей и направленность человеческой деятельности.

 

Наконец, с позиции ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Л.Гумилёв связывал понятие ЦИВИЛИЗАЦИИ с особенностями этнической истории. Цивилизационный критерий усматривался в специфики культуры и психологии того или иного народа.

 

ВЫВОД:

таким образом, культура и цивилизация – два близких понятия. Их близость становится особенно видимой при сопоставлении понятий «культурность» и «цивилизованность» Цивилизованность есть показатель, признак, мера овладения культурой, её актуализация в личном опыте общества; культурность – свидетельство гуманистического содержания и направленности цивилизации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком общественную историю.

Культура характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, а цивилизация характеризует уровень овладения самой культурой. Поэтому эти понятия выполняют важную роль в научном познании общества, содействуя более глубокому осмыслению богатства форм развития человека и общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: