ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ И УМНОЖЕНИЯ




КОМБИНАТОРИКА

 

Задача1. Пассажир оставил свои вещи в автоматической камере хранения, но код не записал. Решил, что и так запомнит. Когда пришел забирать вещи, сообразил, что помнит только букву и последние две цифры. Найдите максимальное количество времени, которое потребуется для поиска кода? Код состоит из одной из первых десяти букв русского алфавита и 4 цифр. На набор одного кода потребуется 30 секунд.

 

Решение этой задачи состоит в переборе возможных вариантов выбора буквы и цифр, которые в данном случае можно найти все возможные варианты. Но если увеличить количество букв и цифр в задаче, то простым перебором вариантов задачу не решить. Если оглянуться вокруг, то можно заметить, что в разных областях нашей жизни довольно часто приходится иметь дело с поиском разного рода наборов (комбинаций) объектов: распределение работы между людьми, выбор целесообразного решения проблемы из нескольких возможных, перебор различных вариантов расположения мебели в квартире и т.д. Более того, часто нужно знать не сами комбинации, а их количество. В решении такой проблемы необходимо использовать знания из раздела математики, который называется комбинаторика.

Комбинаторика – раздел математики, изучающий вопросы, связанные с вычислением числа различных комбинаций, которые можно составить из заданных объектов и подчиненных тем или иным условиям.

Этот раздел дискретной математики играет важную роль в теории чисел, ТВ, мат. логике, вычисл. технике, кибернетике.

 

Как научная дисциплина комбинаторика сформировалась в 17 веке. Рождение комбинаторики как раздела математики связано с трудами Б.Паскаля и П.Ферма по теории азартных игр. Большой вклад в развитие комбинаторных методов внесли Г.В.Лейбниц, Я.Бернулли и Л.Эйлер. В конце 19 в. интерес к комбинаторному анализу возродился в связи с бурным развитием вычислительной математики. Тогда и появилась современная символика.

 

Задачи, решение которых связано с выяснением числа возможных вариантов, составленных из элементов некоторого множества, удовлетворяющих определенным условиям, будем называть комбинаторными.

 

При решении комбинаторных задач можно использовать разные методы:

А) использование систематического перебора

Б) использование правил суммы и произведения

В) использование типа выборки для нахождения числа вариантов.

 

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕБОР ВАРИАНТОВ

 

Задача 2. Из коробки, в которой 3 белых и два красных шара, наугад вынимаются два. Сколькими способами можно вытащить два шара?

1) кодировка

Обозначим белые шары цифрами 1,2,3; красные – буквами: а,б. Тогда возможны варианты:

1, 2 1, 3 2, 3 а,б    
1, а 1, б 2, а 2, б 3, а 3, б

Пересчитаем их. Получили 10 способов.

 

 

2) таблица

        а б
  1,1 1,2 1,3
  2,1 2,2 2,3
  3,1 3,2 3,3
а А,1 А,2 А,3 аа аб
б Б,1 Б,2 Б,3 аб бб

 

В таблице покрасили те клетки, где варианты повторяются или невозможны. Подсчитаем количество клеток, которые не закрашены. Их 10.

Ответ: 10 способов.

ПРАВИЛА СЛОЖЕНИЯ И УМНОЖЕНИЯ

 

Выделим два правила, с помощью которых будут выводиться основные формулы комбинаторики. Для облегчения понимания сначала будем рассматривать задачи.

Задача 3. В меню ресторанашесть мясных и три рыбных блю­да. Сколькими способами можно выбрать одно из блюд? (То есть, сколько существует разных выборок по одному блюду?)

Задача 4. В меню ресторанашесть видов напитков содержат соки и три вида напитков содержат мороженое. Сколькими способами можно выбрать один из напитков?

Задачи явно различны. В первом случае естественно предположить, что мясные блюда не содержат рыбы, а рыбные — мяса (что свойственно русской кухне). Тогда блюд всего девять, и столько же способов выбрать одно. Во второй задаче не ясно, могут ли напитки одновременно содержать сок и мороженое. Если могут, то общее количество напитков — от шести до девяти.

 

Правило сложения. Если объект со свойством А можно выбрать т способами, а объект со свойством В можно выбрать п способами, то выбор «либо А, либо В, но не одновременно» можно осуществить т + п спосо­бами

.

Задача 5. В меню ресторанашесть мясных и три рыбных блю­да. Сколькими способами можно выбрать одно из блюд? (То есть, сколько существует разных выборок по одному блюду?)

Количество способов выбора меню можно найти по правилу суммы: 6 +3 = 9 (блюд)

Ответ: 9 блюд.

 

Задача 6. Сколько можно назвать двузначных чисел, кратных 15 или 19.

Решение.

Выпишем двузначные числа, кратные 15: 15, 30, 45, 60, 75, 90. Получили 6 чисел

Выпишем двузначные числа, кратные 21: 21, 42, 63, 84. Получили 4 числа.

Количество чисел, которые удовлетворяют условию задачи, можно найти по правилу суммы: 6 + 4 = 10 (чисел).

Ответ: 10 чисел.

 

Следующее правило несколько сложнее.

 

Задача 7. В меню ресторанашесть мясных и три рыбных блю­да. Сколькими способами можно выбрать одно рыбное и одно мясное блю­до? (То есть, сколько существует наборов по два разных блюда: одно мяс­ное и одно рыбное?)

Выберем мясное блюдо (шесть способов). К каждому способу доба­вим рыбное блюдо (по три варианта). Получится 18 разных наборов по два блюда. Наборы будут отличаться одним или сразу двумя составляющими. Если начинать выбор с рыбного блюда, то число пар не изменится. Это те же пары, просчитанные другим способом.

 

Правило умножения. Если объект со свойством А можно выбрать т способами, и после каждого такого выбора объект со свойством В можно выбрать п способами, то выбор пары объектов в указанном порядке можно осуществить т п способами.

 

Сложность применения правила заключается в том, что по тексту за­дачи нам (как в задаче 6) могут быть не нужны пары в определённом по­рядке, ведь нет никакого различия между наборами (гуляш, селёдка), (се­лёдка, гуляш) на столе. Выбор в определённом порядке производится лишь для того, чтобы удобно было подсчитать общее число способов. В других задачах, где применяется правило умножения, выбранная комбинация обя­зательно является упорядоченным набором предметов (как говорят матема­тики, «кортежем»).

 

Задача 8. В меню ресторанадевять разных блюд. Посетитель выбирает одно из блюд, а его приятель тоже одно, но не такое же. Сколько существует способов выбора двух разных блюд для двоих людей?

Выберем блюдо со свойством А (для первого). Это можно сделать де­вятью способами. После этого выберем блюдо для второго (свойство В). Это можно сделать восемью способами, чтобы избежать повторения. Всего получим 72 способа выбрать пару блюд в определённом порядке: для пер­вого и для второго посетителей. При этом способы, когда первый ест гу­ляш, второй — селёдку; и первый ест селёдку, второй — гуляш, считаются разными. Ответ: 72 способа.

Если же нас интересует только то, что будет стоять на столе (на­пример, каждый попробует оба блюда), то способов будет в два раза мень­ше, так как варианты (гуляш, селёдка) и (селёдка, гуляш) дают один и тот же результат. И здесь совсем другая комбинаторная ситуация.

Итак, важное условие: при решении задач с помощью правила умножения находим количество упорядоченных наборов. Иногда бывают случаи, когда приходится составлять упорядоченные наборы из трёх и более объектов. Тогда их составляют, выбирая объекты один за другим, а числа способов выбора перемножают.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: