Аналитическая записка по «мусорной проблеме» в Вологодской области




 

В 2013 году в связи с появлением в регионе инвестора по строительству полигона ТБО в урочище Пасынково (22 км от г.Вологды) тариф на утилизацию отходов в г.Вологде (свалка на ул.Мудрова) увеличился с 80 рублей за кубометр (в 2012 году) до 1375 рублей за тонну (733 р. за утилизацию, остальное – инвестнадбавка на строительство полигона ТБО в ур.Пасынково). Мусороперевозчики с такими ценами не согласились и, обратившись в судебные органы с требованием отмены существующих тарифов, стали искать другие пути размещения отходов, на свалках, где соответствующие тарифы были значительно ниже. И, конечно, нашли. Например, свалка в г.Грязовец (40 км от г.Вологды) обходится в 148 руб. за кубометр, в г.Сокол (70 км от г.Вологды) - около 100, в п.Кадников – 80 (там принимают отходы в кубометрах, а не на вес – считайте, где выгоднее, если 10-тонник везёт 18 кубов).

 

На апрель 2018 года около 90 % перевозчиков вывозило отходы, минуя свалку на ул.Мудрова в г.Вологде. За это время перевозчики доказали в судах, что реальная цена утилизации отходов в г.Вологде в 2013 году должна была составлять 335 рублей за тонну (вместо1375), а инвестнадбавка вообще незаконна. А с 1 августа 2014 года свалка на ул.Мудрова потеряла возможность утилизации, и стала лишь местом для накопления отходов. А накопление государством не регулируется. В 2017 году стоимость накопления отходов на данной свалке составила 1080 рублей за тонну.

 

Если переводить все затраты перевозчиков в стоимость договора на вывоз мусора с УО, то в случае с размещением отходов на территории свалки на ул.Мудрова стоимость такой услуги для собственника помещения составила 2.40 рублей с кв.м общей площади МКД, а в случае размещения отходов на иных свалках – от 1.20 до 1.90. Разница существенная, особенно для ТСЖ, и именно на эти суммы ориентировались все УО города, заключая и пролонгируя соответствующие договора, в том числе, и на 2018 год.

 

Никаких «сюрпризов» в этой части никто не ожидал, руководствуясь Письмом Минстроя России от 22.02.2017 N 5554-АТ/04 «По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами», в котором, в частности, указывалось, что до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО (т.е., до 1 января 2019 года) применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений МКД, стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО, а также объем вывозимых ТКО определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством, договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.

 

В декабре 2016 года в Вологодской области была утверждена территориальная схема обращения с отходами. По западной части области полигоном для размещения отходов стал полигон ТБО в ур.Пасынково. Согласно Приказам ДТЭК и ТР области тарифы на обработку и захоронение ТКО стали соответственно 878,86 и 1877,54 рублей за тонну. В апреле 2018 года были выбраны региональные операторы, которые заключили соглашения с соответствующими региональными структурами.

 

А уже с 17 апреля 2018 года с указания должностных лиц Правительства Вологодской области организованные группы лиц, незаконным образом проникнув на полигоны ТБО, расположенные в г. Сокол, п. Кадников, г. Грязовец, п. Дубровское Вологодского р-на, блокировали их работу, не допуская транспортные средства вологодских перевозчиков для разгрузки и последующего захоронения отходов по ранее заключенным договорам. Перед этим, со слов руководителей полигонов ТБО, им звонили должностные лица районных администраций и со ссылкой на указание высокопоставленных должностных лиц Правительства области требовали не допускать на полигон автомобили перевозчиков г. Вологды.

В результате осуществления указанных действий вологодские перевозчики лишились возможности сдавать отходы на прежние свалки, что создало угрозу наступления неблагоприятных экологических последствий. Сдавать отходы на полигон в ур. Пасынково мусороперевозчики не могут, т.к. тариф на размещение отходов в Пасынково превышает стоимость услуг по транспортировке отходов по уже заключенным договорам.

 

Необходимо также отметить, что установленный на сегодняшний день тариф на размещение отходов на полигоне в ур. Пасынково почти в 8 раз (335 руб.за тонну против 878,86 + 1877,54) превышает экономически обоснованный размер тарифа на размещение отходов в г. Вологде, определенный решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.10.2016 по делу № А13-6287/2013 и определением Верховного Суда РФ № 307-ЭС17-15800 от 2 апреля 2018 года.

 

Для того, чтобы возить мусор на полигон в ур. Пасынково и не работать в убыток перевозчики должны были поднять цены по уже заключенным договорам более чем в два раза, что невозможно ни с юридической точки зрения, ни с экономической – в условиях продолжающегося падения реальных доходов населения г. Вологды и роста безработицы, ни с политической – вспомним высказывания Президента РФ о необходимости снижения стоимости жилищных услуг.

 

В конце апреля – начале мая в г.Вологде сложилась патовая ситуация, вызванная несколькими причинами.

 

Первая – в связи с отсутствием доступа на прежние места размещения отходов (п.10 ст.24.6 ФЗ-89), перевозчики вынуждены поднять стоимость услуги по вывозу мусора для собственников помещений в МКД на 1–2 рубля с кв.метра, что несомненно «потянуло» за собой пропорциональное увеличение тарифа на содержание жилья. И действительно, в мае перевозчики выслали уведомления УО о грядущем повышении стоимости услуги по вывозу мусора (причем, задним числом, с 1мая). Общественная приемная завалена обращениями председателей ТСЖ с просьбой разъяснить, что им делать в такой ситуации.

 

А ситуация сегодня в г.Вологде складывается следующим образом.

 

С УК всё более-менее понятно. УК не может не пойти на условия перевозчиков, поскольку ненадлежащее содержание контейнерных площадок может больно ударить по их финансовому положению. Поэтому при отсутствии согласия собственников жилья на повышение тарифа на содержание общего имущества, они, вероятнее всего, в ближайшие месяцы могут столкнуться с дефицитом финансовых средств и будут вынуждены снижать качество и количество услуг по содержанию общего имущества в МКД.

В случае с ТСЖ изыскать «лишние» 2 рубля в утвержденном тарифе на содержание общего имущества практически невозможно. Поэтому, если мусороперевозчики перестанут исполнять договорные обязательства, расторгнув договор на вывоз мусора в одностороннем порядке, ТСЖ будут вынуждены обратиться в суд с иском на неправомерные действия мусороперевозчика.

 

Действительно, в связи с не предпринимательским характером деятельности ТСЖ и в соответствии с ч. 2 ст. 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.

 

Отметим также, что на сегодняшний день практически во всех ТСЖ города (а их почти 400) тариф на содержание общего имущества уже утвержден. Услуга по сбору и вывозу ТКО по-прежнему включена в состав тарифа на содержание общего имущества в полном соответствии с ранее заключенными договорами. Согласно п. 33 ПП РФ № 491 размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, определяется на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества (а в ТСЖ, как правило, сметы очень «ужимистые») на соответствующий год. То есть, срок действия ранее утвержденного тарифа на момент принятия решения об изменении тарифа на содержание жилья должен составлять не менее одного года.

 

Но даже в тех МКД, где тариф на содержание общего имущества ещё не утвержден, можно сделать неутешительный прогноз относительно возможности увеличения данного тарифа, учитывая сложно реализуемый и требующий значительного времени механизм принятия решений на общем собрании собственников помещений МКД.

 

Если перевозчики вывезут свои контейнеры (это собственность перевозчиков), жители будут выносить свой мусор в чужие контейнеры, провоцируя тем самым многочисленные конфликтные ситуации среди жителей соседних домов. Не исключен вариант складирования мусора на непредназначенных для этого территориях (близлежащих канавах, кустах и т.д.). Правда, в этом случае, мусор может начать вывозить региональный оператор (в соответствии с заключенным Соглашением), но проблему оплаты ТСЖ за вывоз мусора это не решит.

 

Также сегодня мы фиксируем случаи, когда мусороперевозчик, не расторгая действующий договор, реже вывозит мусор с данной контейнерной площадки, допуская при этом переполнение контейнеров.

 

Вторая причина сложившейся ситуации в том, что региональные и муниципальные власти не взаимодействуют с объединениями собственников должным образом. В самом деле, если бы до ТСЖ (через их общественную организацию) была доведена вся исчерпывающая информация о возможном повышении стоимости услуги по вывозу мусора с тем, чтобы эти расходы были учтены при составлении годовой сметы на 2018 год, то и такого социального напряжения сегодня не было бы. Более того, на сегодняшний день никто из представителей властей так и не вышел на ТСЖ и не объяснил им суть нововведений, в том числе и предстоящих.

 

Третья причина – возможная месть «строителей» нового полигона в ур. Пасынково перевозчикам, которые предпочли вывозить отходы в другие места, минуя свалку в г.Вологда. В пользу данного тезиса свидетельствует тот факт, что в восточной части области, где действует другой региональный оператор, отходы, например, с г.Тотьмы и п.Бабушкино по-прежнему вывозят на «старые» свалки, а не в соответствии с новой схемой.

 

Что имеем в результате?

 

Если «дешевые» перевозчики (а их доля на рынке – до 90%) уйдут с рынка (а они при таких условиях продержатся недолго), то у оставшихся, в том числе, и у регоператора, не хватит своих возможностей (того же автопарка) для полноценной деятельности.

 

ТСЖ, заваленные штрафами от контролирующих органов за ненадлежащее содержание контейнерных площадок, вынуждены будут копить долги перед ресурсоснабжающими организациями, что, в конечном счете, может привести к ликвидации ТСЖ, как наиболее эффективной формы управления.

 

Действия населения, не готового к таким «поборам», да ещё и в середине года (не за горами июльское повышение тарифов), да ещё и не просвещенное относительно новой системы обращения с отходами (не для этого ли реализуется идея переходного периода), предугадать вообще невозможно.

 

7 мая мы обратились в Вологодское отделение ОНФ с просьбой помочь нам в разрешении данной проблемы. Были разосланы телефонограммы всем заинтересованным лицам.

 

Мы также обратились к Зам.губернатора Стрижову А.Е. Оттуда нас послали к Начальнику ДТЭК и ТР области Мазановой Е.М. Евгения Михайловна три раза собирала по нашей просьбе совещания с участием и регионального оператора, и представителей местной администрации, и депутатов ЗакСобрания, и юристов ДТЭК и ТР – никакого взаимоприемлемого решения найти не удалось.

 

Видимо, на региональном уровне данную проблему действительно не решить, поскольку любое возможное решение, а именно:

- разрешить перевозчикам до 2019 года вывозить отходы в места их прежнего размещения

- в переходный период тарификацию на размещение отходов на «новом» месте, сделать идентичной тарификации на «старых» свалках

- предусмотреть компенсацию выпадающих доходов в переходный период в ещё непринятом едином тарифе на обращение с отходами регоператора

- ускорить переход на новую систему – перенести «вывоз мусора» из жилищной услуги в коммунальную, например, уже в августе

 

будет противоречить действующему законодательству. А времени для решения такой специфической для Вологды проблемы, к сожалению, нет. Максимум – неделя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: