Cложный контрапункт
СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТ – полифоническое многоголосие, которое рассчитано на изменения в положении мелодических голосов относительно друг друга или относительно вертикальной или горизонтальной оси. Сами мелодии при этом не изменяются. Исходное соединение называется первоначальным, повторные соединения с изменениями называются производными.
Сложный контрапункт является важнейшим средством формообразования в полифоническом произведении. Производное соединение даёт новое качество звучания при неизменном мелодическом содержании и является специфичным именно для полифонии средством развития и варьирования.
Виды сложного контрапункта (по С. И. Танееву).
1. ПОДВИЖНОЙ КОНТРАПУНКТ. Мелодии остаются без изменений, меняется их расположение относительно друг друга по высоте (вертикали) или по времени (горизонтали).
1.1. Вертикально-подвижной контрапункт. Допускает изменение звуковысотного интервала (вертикаль) между мелодиями в результате их удаления друг от друга, приближения или обмена местами в производном соединении. Обмен местами наиболее распространён и поэтому получил собственное название: «двойной контрапункт». (Также «тройной», «четверной» и т. д., в зависимости от количества участвующих в перестановке голосов).
первоначальное производные
соединение 1 2 3 двойной к-п.
a
a b
a
b b a
b
Двойной контрапункт возможен в условиях как контрастной, так и имитационной полифонии.
Пример двойного контрапункта в контрастноем двухголосии:
Жоскен Депре. Месса «Ľ homme armé», Credo
Первоначальное соединение
Производное соединение
Пример двойного контрапункта в имитационном двухголосии:
|
Дж. Палестрина. Месса «Ľ homme armé», Sanctus
Первоначальное соединение
Производное соединение
1.2. Горизонтально-подвижной контрапункт.
Допускает изменение временного (горизонтального) соотношения мелодий в производном соединении.
первоначальное производное
соединение соединение
a a
b b
В следующем примере из мотета Орландо Лассо кантус, тенор и бас поют трехголосный канон в нижнюю октаву с расстоянием в целую ноту. Кантус и тенор - первоначальное соединение, кантус и бас – производное соединение горизонтально-подвижного контрапункта, в котором изменяется расстояние имитации. Теперь оно – две целых ноты.
1.3. Вертикально-горизонтально (или вдвойне) подвижной контрапункт.
Допускает в производном соединении смещение мелодий относительно друг друга одновременно по вертикали и по горизонтали.
первоначальное соединение производное соединение
a b
b a
2. ОБРАТИМЫЙ КОНТРАПУНКТ. Мелодии изменяют своё положение относительно вертикальной или горизонтальной оси, то есть в пространстве и во времени. Сами мелодии не изменяются. Положение мелодий относительно друг друга не изменяется. Существует три вида обратимого контрапункта: вертикально обратимый, горизонтально обратимый, вертикально-горизонтально (вдвойне) обратимый.
2.1. Вертикально обратимый контрапункт. Допускает в производном соединении замену всех восходящих ходов на такие же нисходящие и наоборот (т.е. изменение положения в пространстве). Положение самих мелодий тоже оказывается обращённым. Производное соединение можно увидеть в зеркале, поставленном горизонтально к нотному тексту.
|
первоначальное соединение производное соединение
A
M
2.2. Горизонтально-обратимый контрапункт (ракоходный). Допускает в производном соединении изложение многоголосного построения в возвратном движении от последней ноты к первой (т.е. изменение положения во времени). Производное соединение можно увидеть в зеркале, поставленном вертикально к нотному тексту.
первоначальное соединение производное соединение
П. Хиндемит. Ludus tonalis, Fuga tertia in F. В производном соединении добавился свободный средний голос.
2.3. Вертикально-горизонтально (вдвойне) обратимый контрапункт. Допускает в производном соединении обращение первоначального многоголосия как по вертикали, так и по горизонтали. (Производное соединение можно прочесть, повернув плоскость нотного листа с первоначальным соединением на 180 градусов).
первоначальное соединение производное соединение