Предоставление стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов




Институциональные изменения, произошедшие в экономике России за последнее десятилетие, предопределили поиск принципиально новых подходов и методов к ее управлению, одним из которых является создание стабильной налоговой системы, адекватной государству рыночного типа.

Международный опыт функционирования налоговых систем экономически развитых государств подтверждает, что наиболее крупной доходной статьей зарубежных бюджетов является подоходный налог с населения, уплачиваемый по прогрессивной шкале. Его влияние на реальный уровень жизни физических лиц и выравнивание их доходов имеет важное экономическое и социальное значение.

Переход в нашей стране с 2001 г. от прогрессивного к пропорциональному налогообложению, предопределил развитие одного из инструментов регулирования доходов физических лиц – необлагаемого минимума объекта налогообложения в форме стандартных налоговых вычетов, а также введение дополнительных льгот, носящих социальный и имущественный характер.

В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при налогообложении доходов населения и определение перспектив развития современной государственной политики налогообложения доходов физических лиц в России.

С введением в действие с 1 января 2001 г. главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц", законодателем была утверждена система, носящих всеобщий характер, стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, предоставляемых в твердых суммах, и применяемых только в отношении тех доходов, которые облагаются по налоговой ставке 13%.

Характерным видом налоговых вычетов, повсеместно применяемых в зарубежных налоговых системах, и аналогично предусмотренных в нашей стране, является необлагаемый минимум объекта налогообложения в форме стандартного налогового вычета, который может оказывать существенное влияние на уровень доходов населения и подчеркивать социальный смысл налогообложения. Законодателем, например в 2004 г., были определены четыре вида стандартных налоговых вычетов, предоставляемых ежемесячно в зависимости от социального статуса налогоплательщиков (ст.218 НК РФ):

- 3000 руб. независимо от суммы получаемого дохода (льгота распространяется на физических лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов Великой Отечественной войны и др.);

- 500 руб. независимо от суммы получаемого дохода (льгота предоставляется Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II групп и др.);

- 400 руб. по доходу, не превышающему нарастающим итогом с начала года 20000 руб. (распространяется на категории налогоплательщиков, не перечисленных в первых двух категориях);

- 300 руб. по доходу, не превышающему нарастающим итогом с начала года 20000 руб. на каждого ребенка (для одиноких родителей, вдов (вдовцов), опекунов или попечителей льгота предоставляется в двойном размере).

Важным моментом в определении государством размера необлагаемого минимума, является экономическое обоснование его введения, своевременная корректировка, в том числе с учетом предельного размера получаемого дохода. С целью наглядной иллюстрации величины стандартного налогового вычета, применяемого при исчислении налога на доходы физических лиц, можно рассмотреть расчеты его размера в сопоставлении с изменением уровня потребительских цен.

В процессе совершенствования налогообложения доходов населения, по нашему мнению, надлежит ежегодно, а возможно и поквартально, производить корректировку необлагаемого минимума, как в отношении самого налогоплательщика, так и в отношении предоставления льгот на детей и иных иждивенцев в зависимости от изменения уровня инфляции, с учетом дифференциации по регионам, постепенно доводя его ежемесячный размер до прожиточного минимума вне зависимости от суммы получаемого дохода.

Необходимо отметить, что законодатель с 2005 г. предоставляет стандартный налоговый вычет на детей в повышенном размере (с 300 руб. до 600 руб. в месяц), и увеличил с 20000 до 40000 руб. предельную величину дохода, при достижении которой прекращается действие данной льготы, однако, размер такого стандартного налогового вычета по-прежнему не соответствует уровню инфляции. При этом у самих налогоплательщиков размер стандартного налогового вычета (400 руб. в месяц) и пороговое значение, по достижении которого не предоставляется право на данный вычет (20000 руб.), на протяжении уже четырех лет не меняется, тем самым, нарушается один из основных принципов налогообложения – справедливости (соразмерности). В рамках социальных налоговых вычетов (ст.219 НК РФ) налогоплательщикам предоставлена возможность уменьшения облагаемого дохода на расходы, связанные с оплатой стоимости лекарств, лечения самого налогоплательщика, его супруги (а), родителей и детей в пределах 38000 руб., а по дорогостоящим видам лечения – в пределах фактически произведенных расходов, а также на расходы, связанные с оплатой обучения, как налогоплательщика в пределах 38000 руб., так и его детей, обучающихся на дневной форме обучения в пределах 38000 руб. Кроме того, налогоплательщики могут уменьшить свои доходы на суммы, направляемые на благотворительные цели, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Одной из основных проблем в предоставлении социального налогового вычета, связанного с приобретением медикаментов, являются многочисленные случаи отсутствия в медицинских учреждениях рецептурных бланков учетной формы 107/у со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации" в соответствии с порядком, утвержденным совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 г. №289/БГ-03-04/256 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".

Следует отметить, что данный приказ не является легитимным, поскольку ст.219 НК РФ не делегировала право ни Минздраву России, ни МНС России устанавливать порядок предоставления социальных налоговых вычетов, что, в свою очередь, повсеместно нарушает право налогоплательщиков на получение льгот в отсутствие указанных выше документов. Между тем, социальный налоговый вычет сумм оплаты стоимости лечения в соответствии с пп.3 п.1 ст.219 НК РФ должен предоставляться налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, т.е. Налоговым кодексом

РФ не определена форма представляемых документов. Еще одной проблемой в получении льготы в связи с платным лечением, является ограниченный перечень лекарственных средств, утвержденный вышеупомянутым постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №201,

который, на наш взгляд, следует во много раз увеличить с целью расширения возможностей получения права на данную льготу. Предельный размер социального налогового вычета должен также ежегодно (ежеквартально) корректироваться в зависимости от уровня инфляции.

Процедура предоставления социальных налоговых вычетов, по нашему мнению, должна быть максимально упрощена (льгота должна предоставляться не только налоговым органом при ежегодном представлении декларации, но налогоплательщик должен иметь возможность получить право на ее получение в середине налогового периода при представлении документов одному из налоговых агентов по его выбору).

Законодательство по имущественным налоговым вычетам, начиная с 2005 года претерпела значительные изменения, связанные с возможностью получения льготы при новом строительстве либо приобретении на территории России жилого дома, квартиры или доли (долей) в них не только при декларировании доходов и расходов в налоговом органе, но и получения данной льготы у одного из налоговых агентов по выбору физического лица в пределах 1000000 рублей (при условии подтверждения в налоговом органе фактически произведенных и документально подтвержденных расходов).

Тем самым максимальный размер налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату, может составить 130000 рублей. Кроме того, с 2005 г. налогоплательщик при определении налоговой базы по данному налогу теперь вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, направленной не только на погашение процентов по ипотечному кредиту, но и по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных российских организаций на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры или доли (долей) в них. При этом обязательным условием для вычета является то, что заемные (кредитные) средства должны быть фактически израсходованы на указанные цели. Положительным моментом в измененном законодательстве является то, что налогообложение материальной выгоды по таким займам (кредитам) производится по ставке 13%.

В Налоговый кодекс РФ также внесены дополнения в перечень расходов, включаемых в фактические затраты на новое строительство либо приобретение жилья, а также перечислены документы, которые гражданин должен представить в налоговую инспекцию, чтобы подтвердить право на имущественный налоговый вычет (пп.2 п.1 ст.220 НК РФ).

Вместе с тем, следует сказать и о нормативных недостатках данной льготы.

Во-первых, имущественный налоговый вычет предоставляется только в пределах 1000000 руб. С учетом роста стоимости вновь вводимого жилья, за эту сумму сегодня можно приобрести, например, в г. Ростове-на-Дону только однокомнатную квартиру в "строительном варианте" (расходы по приобретению отделочных материалов и проведению различных работ просто не будут учтены). Размер льготы, на наш взгляд, должен регулироваться ежегодно (ежеквартально) в зависимости от изменения уровня стоимости такого жилья по регионам.

Во-вторых, необходимо дать возможность представления имущественного налогового вычета в виде погашения процентов по целевым займам, получаемым не только в организациях, но и у индивидуальных предпринимателей, поскольку налогоплательщики, работающие у лиц данной категории, в нарушение ст.19 Конституции Российской Федерации ограничены в правах на получение указанной льготы.

В-третьих, следует вернуться к порядку представления льгот, который действовал до 2001 г., для граждан, осуществляющих новое строительство жилого дома или доли (долей) в нем, поскольку налогоплательщики могут воспользоваться льготой только после оформления права собственности на жилой дом, что может растянуться на годы, а при наличии стабильной инфляции это скажется негативно на экономическом эффекте от получения данной льготы.

В-четвертых, предложенная законодателем возможность с 2005 г. получения льготы у работодателя (налогового агента) носит громоздкий характер, т.к. не позволяет ее представлять без предварительного рассмотрения документов налоговым органом. По мнению автора, данные положения следует заменить прежним порядком (действовавшим до 2001 г.) представления вычета у работодателя (налогового агента). Это, с одной стороны, даст возможность сохранить контроль налоговых органов за представлением налоговых вычетов за счет имеющейся информации, поступающей ежегодно от налоговых агентов по форме 2-НДФЛ, а, с другой стороны, позволит уменьшить контакты работников налоговых органов с налогоплательщиками, что положительно скажется на улучшении налогового администрирования.

Существенные дополнения и изменения были также внесены в пп.1 п.1 ст.220 НК РФ в части предоставления имущественных налоговых вычетов при продаже имущества. Данные вычеты предоставляются в зависимости от вида имущества и срока его нахождения в собственности физического лица, либо исключаются по выбору налогоплательщика на основании документально подтвержденных расходов. Вместе с тем, и эта льгота, по нашему мнению, имеет ряд существенных недоработок. В частности, не взирая на значительный рост стоимости недвижимого имущества, размер имущественного налогового вычета также на протяжении четырех лет не менялся. Данное ограничение, с одной стороны, становится барьером для легализации доходов физических лиц, а, с другой стороны, не позволяет раскрыть действительную рыночную стоимость жилья, как основу формирования налоговой базы имущественных налогов.

Таким образом, при разработке направлений реформирования налоговой политики и построении налоговой системы в нашей стране зачастую нарушаются основные принципы налогообложения, не используются в полной мере инструменты определения экономически обоснованных размеров налоговых льгот, недооценивается социально-ориентированная роль налогов с населения, занимающих в отличие от России, ведущее место в бюджетах развитых зарубежных стран. Следствием подобного подхода является противопоставление интересов налогоплательщиков и государства, подрыв идеи социального партнерства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: