Социально-психологический тренинг общения - это средство психологического обеспечения процесса подготовки различных категорий военнослужащих к выполнению задач по предназначению, несению караульной и внутренней служб, используемое командирами и офицерами воспитательных структур частей и подразделений в ходе занятий по командирской, боевой и общественно-государственной подготовке, при проведении воспитательной работы и включающее в себя комплекс различных упражнений, тренировок и ситуационно-ролевых игр.
Социально-психологический тренинг общения может проводиться в целях:
- выработки у военнослужащих умения и навыков решения индивидуальных и групповых задач по предназначению;
- выработки у военнослужащих умения и навыков общаться друг с другом;
- обучения военнослужащих путям и способам предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций;
- сплочения воинских коллективов и т.д.
Социально-психологический тренинг общения позволяет руководителю одновременно решать следующие задачи: с одной стороны, закрепление имеющихся у военнослужащих знаний, полученных в ходе теоретических занятий, и совершенствование умений и навыков принятия индивидуального и группового решения в экстремальных ситуациях, с другой стороны, способствовать процессу сплочения данной группы, развитию в ней коллективистского самоопределения, групповой эмоциональной идентификации и ценностно-ориентационного единства.
Социально-психологический тренинг общения проводится, как правило, в течение 45-60 минут.
Социально-психологический тренинг проводится в 3 этапа:
На первом этапе проводилась разминка, в ходе которой руководитель тренинга может использовать следующие упражнения:
|
1. Упражнение "Знакомство". Руководитель дает задание написать каждому участнику тренинга на листе бумаги цифры от 1 до 10 и десять раз ответить письменно на вопрос: "Кто я?" Используя характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начинать каждое предложение с местоимения "Я"... Затем листок с этим перечнем каждый участник тренинга прикалывает на видном месте на груди и начинает медленно ходить по классу, подходя к другим участникам тренинга и внимательно читая то, что написано на листке у каждого, не стесняясь при этом комментировать перечни других участников. В качестве варианта, каждый участник может громко прочитать свой перечень остальной группе. Руководитель тренинга сравнивает оценочные суждения участников тренинга с собственной оценкой, получая при этом дополнительную как прямую, так и косвенную информацию о каждом участнике и анализируя ее, делает для себя соответствующие выводы. С другой стороны данное упражнение позволяет каждому участнику ближе узнать друг друга.
2. Упражнения по выработке доверия друг к другу: "Доверяющее падение". Участники тренинга делятся на пары. Упражнение заключается в том, что один человек из пары будет падать, а другой его ловить. Человек, который ловит, встает на колени или чуть приседает (примерно в 90 см позади своего партнера), чтобы успеть прервать падение до того, как его партнер коснется пола. Человек, который падает, встает спиной к своему партнеру, закрывает глаза, расслабляется и падает назад на руки партнера, стараясь не подстраховывать себя во время падения. Затем партнеры меняются ролями.
|
Данное упражнение проводится по двум вариантам:
а) участники тренинга распределяются по парам самопроизвольно в добровольном порядке, что позволяет руководителю получить информацию о взаимоотношениях военнослужащих (выявляются военнослужащие, наиболее доверяющие друг другу);
б) участники тренинга распределяются по парам по указанию руководителя, при этом руководитель распределяет по парам военнослужащих, испытывающих по его мнению недоверие друг к другу, что позволяет руководителю подтвердить или опровергнуть свою оценку с одной стороны и вырабатывать доверие друг к другу между данными военнослужащими с другой стороны.
"Круг доверия". Участники тренинга садятся или встают в круг и берутся за руки с партнерами слева и справа, закрывают глаза, расслабляются и начинают медленно раскачиваться. При этом руководитель делает внушение путем создания образа шара в области солнечного сплетения каждого участника, исходящих от шара теплых лучей и передачи этого тепла партнерам слева и справа путем пожатия рук.
4. Комплекс физических упражнений на расслабление различных групп мышц тела, рук, ног, шеи, лица.
3. Упражнение по тренировке памяти. Например, руководитель зачитывает 10 слов (это могут быть ключевые слова, термины по теме командирской, боевой, общественно-государственной подготовки или по теме проводимой воспитательной работы). Участники тренинга запоминают на слух эти слова, а затем в течение 1-й минуты по памяти воспроизводят их на листе бумаги. Руководитель собирает листы и оценивает развитие памяти у участников тренинга: 5-6 слов - удовлетворительно, 7-8 слов - хорошо, 9-10 слов - отлично развита память. Далее руководитель объясняет технику запоминания слов (путем составления рассказа из названных слов).
|
На втором этапе проводилась ситуационно-ролевая игра.
1. Ситуационно-ролевая игра «Увольнение».
Игра используется для исследования процесса принятия индивидуального и группового решения, выработки у военнослужащих определенных умений и навыков решения задач в подобных ситуациях, закрепления имеющихся знаний, учит эффективному поведению для решения задачи и достижения согласия при решении групповой задачи, представляет информацию относительно партнеров коммуникации, руководства и доминирования в группе, вносит вклад в сплоченность членов группы.
Руководителем группы моделируется экстремальная ситуация (рекомендуется моделирование ситуации по теме занятия) и выдается участникам тренинга ее краткое описание. Участниками тренинга определяется роль группы в данной ситуации и выдается задание на принятие решения в заданных условиях. Далее руководитель определяет порядок действий, где отводит время для индивидуальной работы каждого участника тренинга и время на групповое принятие решения. Руководитель тренинга также выдает рекомендации для достижения согласия при групповом принятии решения.
В ходе обсуждения руководитель внимательно следит за действиями участников тренинга. По возможности рекомендуется использовать аудио- и видеоаппаратуру как для имитации шумовой и наглядной обстановки моделируемой ситуации, так и для записи процесса принятия решения участниками тренинга, что окажет хорошую помощь при разборе и подведении итогов тренинга.
Оптимальный состав группы тренинга от 6 до 15 человек. Если в группе более 9 человек, то, как вариант, ее можно раз делить на две подгруппы: одна будет непосредственно участвовать в ходе принятия группового решения, а другая выступать в роли экспертной группы по оценке действий 1-й группы, что мы и сделали.
На третьем этапе проводилась разбор принятия индивидуального и группового решения, в ходе которого заслушивается оценка действий непосредственных участников тренинга членами экспертной группы, если таковая создавалась, доводится до всех участников тренинга правильное решение в данной ситуации и обсуждается процесс принятия решения, обращая при этом внимание на следующие вопросы:
а ) по содержанию решения:
- как и почему именно такое решение необходимо было принять в данной, конкретной ситуации, его обоснование;
- какие ошибки были допущены при принятии решения;
- кто наиболее правильно принял решение, и кто нет;
б ) по форме принятия решения:
- какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия;
- кто был лидером в ходе обсуждения;
- кто участвовал, а кто нет и почему;
- кто оказывал влияние и почему;
- какова была атмосфера в группе во время дискуссии;
- оптимально ли использовались возможности группы;
- какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений.
В ходе разбора тренинга целесообразно демонстрировать аудио- или видеозапись процесса принятия решения, чтобы наглядно показать те или иные моменты обсуждения и участники тренинга могли услышать и увидеть себя со стороны.
В заключение руководитель группы тренинга подводит итоги проведения тренинга и выдает рекомендации по улучшению принятия индивидуального и группового решения, как по содержанию, так и по форме; формам и методам общения, путям предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
После проведенной методики для выявления доминирующего стиля управления «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки», мы выяснили, что у 3 из 10 руководителей ярко выражены стили управления, а у оставшихся 7 менее выражены. После чего мы провели несколько упражнений для сплочения данных руководителей, а за тем был проведен социально – психологический тренинг и беседа с участниками в завершении.
В результате проведенной работы, руководители с выраженными стилями управления выявили для себя все плюсы и минусы в их управленческой деятельности и в дальнейшем будут это учитывать.
После всех проведенных исследований, гипотеза: методы активного социально-психологического обучения влияют на личностный стиль управления руководителя, была мною доказана.
Заключение
В начале моей работы передо мной стояла цель изучить влияние активного социально-психологического обучения на личностный стиль управления руководителя.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать литературу по изучаемой теме,
- исследовать стили управления с целью выявления доминирующего стиля управления у руководителей малых торговых предприятий,
- выявить влияет ли активное социально-психологического обучения на личностный стиль управления руководителя;
Они были мною рассмотрены в полном объеме.
А так же была поставлена гипотеза: методы активного социально-психологического обучения влияют на личностный стиль управления руководителя, которая была доказана.
Научная новизна исследования:
Полученные результаты исследования позволят проследить изменения в личностных стилях управления руководителя
Объект исследования: личностный стиль руководителя на современном предприятии
Предмет исследования: влияние активного социально-психологического обучения на стиль управления руководителя
Цель исследования: изучение влияния активного социально-психологического обучения на личностный стиль управления руководителя
Все было мною рассмотрено в полном объеме