Эволюция общественной жизни




Всеобщая теория эволюции

У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии. В труде«Синтетическая философия» он пишет: «эволюция совершалась или совершается в религии, философии, науке и искусствах, становится основанием для уверенности, что нет ни одной области природы, в которой она не совершалась бы». Эволюция Г. Спенсером рассматривается как переход от состояния неопределенной несвязной однородности материи к определенной структурной разнородности. [История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1./ Отв. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. - М.: Канон, 1997. – 245 с.]. Т.е. эволюция - этопереход из одного состояния в другое,более развитое, в рамках одной социальной системы. Дифференциация неизбежно сопровождает эволюцию, так как всякое однородное целое неустойчиво, неминуемо внутри любых систем возникает неоднородность и возникает разнообразие структур. Данное утверждение составляет ядро спенсеровского принципа дифференциации. Чем сложнее система, тем легче начинается в ней дальнейшая дифференциация элементов и тем значимее для нее этот прогресс.

Эволюционные изменения в строении какого-то агрегата (системы), противодействующие расхождению и состоящие в повышении гармонизации, структурного и функционального соответствия, в укреплении связей между частями этого агрегата, Спенсер называет интеграцией. То есть, Интеграция есть не что иное, как сплочение в одно целое того, что существовало ранее в рассеянном состоянии, причем происходит постепенно увеличение различия между первоначально однородными частями, составляющее именно процесс дифференциации.

Спенсер рассматривает три вида эволюции - неорганическую, органическую, надорганическую. Последняя соответствует человеческому обществу.Они плавно переходят друг в друга. В своих работахАнглийский социолог подробно рассматривает факторыэволюции, которые он подразделял на первичные и вторичные, затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. В дальнейшем мы рассмотрим социальную эволюцию, которая является частью надорганической эволюции.

Общество как организм

Как уже было сказано ранее, Г. Спенсер рассматривает общество как организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Однако соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации.

Для того чтобы дать собственное представление об обществе, Спенсер постоянно прибегает к сравнению общества, которое он называет «общественным агрегатом», то «классом агрегатов неорганических», то «классом агрегатов органических».В качестве первого он использует пример дома и его составных частей - кирпичей, камней, кусков дерева и другие, в качестве второго - любого живого существа.

В конце концов, Г. Спенсер приходит к выводу, что общество есть организм, который имеет гораздо больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами. По меньшей мере, две его черты свидетельствуют об этом.

Первая состоит в том, что общественный рост, как и рост живого организма, обыкновенно длится либо до поглощения каким-либо другим организмом (обществом), либо до его распада на два или несколько иных.

Другая отличительная черта, как обществ, так и живых существ заключается в том, что наряду с увеличением в размерах у них наблюдается и увеличение сложности строения.

Социологическая теория Спенсера в той её части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме. По существу, общество его копирует и воспроизводит, из чего следует, что для него характеры биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу.

Отождествление общества с биологическим организмом привело Спенсера к тому, что он весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляющих структуру социальной системы. Так земледелия и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли - функцию кровообращения, армия - это своеобразный кожный покров, транспорт - сосудистая система и т.д.

При этом в обществе, как и в живом организме, существует разделение труда, анализу которого Спенсер уделяет значительное внимание - как на уровне общественного, так и органического «агрегатов». Характеризуя общество, учёный отмечает, что оно существует для блага своих членов, а не наоборот. Удовлетворению их потребностей должна служить в первую очередь политическая организация общества, которую социолог называет «политическим агрегатом».

Эволюция общественной жизни

Ранее мы упоминали социальную эволюцию или, как можно сказать, эволюцию общественной жизни. Г.Спенсер рассматривал развитие общества не как стихийный процесс, а как совокупность закономерных изменений, имеющую упорядоченный и направленный характер. Эволюция человеческого общества, с точки зрения Спенсера, является одним из частных случаев универсального закона природы, и закономерности развития общества в целом не отличаются от закономерностей развития любых других явлений живой и неживой природы.

Он подчеркивал, что социальная эволюция (как и любая другая) представляет собой многолинейный процесс, заключающийся в реализации одновременно нескольких тенденций. Согласно Спенсеру, социальная (надорганическая) эволюция происходит в следующих основных направлениях:

1. От меньшего к большему: «подобно тому, как живые организмы берут свое начало из крохотных зародышей, общества тоже зарождаются из таких объединений людей, размеры которых совершенно ничтожны в сравнении с людскими массами, в которые они постепенно разрастаются». Процесс роста общества может осуществляться двумя способами:

· путем простого размножения членов общества, которое приводит к увеличению их числа;

· путем объединения двух или нескольких ранее самостоятельных групп в более крупные сообщества.

2. От простого к сложному: социальная эволюция сопровождается усложнением структуры и функций общества, которое, в свою очередь, осуществляется путем дифференциации его элементов и интеграции их в определенной структуре, т.е. реализуется одновременно в двух направлениях:

· От однородного (гомогенного) к неоднородному (гетерогенному): «Социальные совокупности, так же как и органические, развиваются от состояния относительной неразделенности, когда их составные части походят друг на друга, к состоянию дифференциации, когда эти части становятся различными». Процесс дифференциации частей общества связан с распределением функций между различными социальными элементами: если «в зачаточном обществе каждый член его есть одновременно воин, охотник, домостроитель, изготовитель всех необходимых орудий и проч., т.е. здесь каждая часть удовлетворяет сама всем своим нуждам», то по мере развития общества осуществляется процесс разделения труда и возникают различные специализированные социальные институты.

· От несвязности к связности: «При развитии (общества) его части становятся непохожими … несхожие части принимают на себя неодинаковые виды деятельности. Эти виды деятельности не просто различны: различия так взаимосвязаны, что каждый из них обусловливает существование других». Таким образом, процесс дифференциации обусловливает и закономерно сопровождается процессом интеграции социальных элементов: взаимная зависимость частей общества, выполняющих различные функции друг для друга, приводит к тому, что между социальными элементами усиливаются взаимосвязи.

3. От неопределенного к определенному, т.е. от неупорядоченности к порядку. Так, например, «бродячее племя дикарей, неустойчивое ни по месту своего пребывания, ни по внутреннему устройству, ни по характеру взаимоотношений членов этого племени друг к другу, по мере социальной эволюции приобретает определенный ареал своего обитания, внутреннюю социальную структуру с достаточно разветвленным разделением труда» и т.п.

Таким образом, с точки зрения Спенсера, социальная эволюция представляет собой «переход от состояния относительной неопределенности, несвязности, однородности к состоянию относительной определенности, связности, многогранности»

Исходя из концепции социальной эволюции, Спенсер разработал и классификацию обществ, в основе которой лежит уровень эволюционной сложности, т.е. стадия развития, на которой находится данное общество:

Простые общества, для которых характерна несвязность социальных реальностей. Простые общества могут быть различны по способу управления: «с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством».

Сложные общества, в которых присутствует устойчивая иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.

Общества двойной сложности: «Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от религии и традиций … Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.»

Общества тройной сложности – наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества.

По мнению Спенсера, социальная эволюция осуществляется поэтапно от простых обществ к сложным, затем к обществам двойной и далее – к тройной сложности. При этом этапы усложнения происходят последовательно. Чем на более высоком этапе развития находится общество, тем более сложной является его структура, т.е. тем больший уровень дифференциации характерен для данного общества: «В простых обществах, где составные части в целом похожи друг на друга, они могут легко взаимозаменяться. Но в сложных обществах неудачные действия одной части не могут быть взяты на себя другими частями. Таким образом, сложные общества более уязвимы и более хрупки в своей структуре, чем их более ранние и менее совершенные предшественники».

Несмотря на то, что любое общество развивается по одним и тем же законам, особенности процесса социальной эволюции каждого отдельного общества, по мнению Спенсера, не являются однозначно предопределенными. Социальная эволюция в каждом случае осуществляется под влиянием различных факторов социальной эволюции, к которым автор относил:

Первичные факторы – социальные и природные условия, определяющие характер жизнедеятельности данного общества:

· Внешние – особенности окружающей среды, в которой существует общество: климат, характер рельефа поверхности земли, ее флора и фауна и т.п.

· Внутренние – интеллектуальные и эмоциональные качества социальных единиц (индивидов, составляющих общество): расовые особенности, специфические обычаи и т.п.

Вторичные (производные) факторы – «те, что вызываются самим процессом социальной эволюции, однако в дальнейшем начинают оказывать на нее влияние – к примеру, последствия вырубания лесов, обильного орошения или, напротив, осушения почвы, различные перемены в растительном и животном мире, которые вызываются целенаправленной (но не всегда рациональной) деятельностью человека. … Постепенно все более влиятельными причинами дальнейших социальных изменений становятся постоянно накапливающиеся и постоянно усложняющиеся надорганические продукты – как вещественные, так и чисто духовные».

Изучая влияние перечисленных факторов на течение процесса социальной эволюции, Спенсер обосновал и сформулировал следующие законы развития обществ:

1. Закон выживания сильнейших и лучших, согласно которому в зависимости от взаимодействия совокупности перечисленных факторов общество, как и биологический организм, может не только эволюционировать, но и регрессировать и прекращать свое существование.

2. Из общего принципа о том, что свойства единиц определяют свойства совокупности, выводится закон обусловленности уровня развития общества усредненным уровнем развития его членов, согласно которому эволюционные изменения в обществе происходят лишь по мере того, как соответствующие изменения происходят в среднем уровне всестороннего развития его членов. Поскольку социальная эволюция сопровождается увеличением числа членов общества, «чем больше становится людей, тем большая изобретательность необходима для того, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать … в борьбе за существование выживут лишь те, интеллект которых превосходит интеллект других».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: