Технологическая карта
Тема (проект. событие): «Эволюция посуды»
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: технология «Река времени»
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект: примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в 2014г., Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с
Средства:
наглядные демонстрационный материал
мультимедийные компьютерная презентация
литературные художественное слово
музыкальное сопровождение звуковые эффекты
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: — Познакомить детей с историей эволюции посуды, Урало — Сибирской росписи; — Закрепить умение составлять узоры по мотивам Урало-Сибирской росписи: ягодки, цветы, листья (по готовому рисунку композиции); — Познакомить со смысловым значением элементов и их связью с жизнью. Развивающие: — Развивать эстетические чувства, эмоции, восприятие, интерес к народным промыслам Урала; — Активизировать речь, развивать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности. Воспитательные: — Воспитывать интерес к Уральской росписи, уважение к труду народных мастеров, любовь к родному краю. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Введение в тему эмоциональное погружение. Эмоциональный настрой. Обсуждение реального события. | - Здравствуйте мальчики! Здравствуйте девочки! Меня зову Елена Михайловна, я очень рада вас видеть. Я вам принесла волшебный сундучок, а вы хотите узнать, что в нем? Я предлагаю отгадать загадку: Если б не было ее Было б кушать тяжело. Некуда и суп налить И котлетку положить. Что это? (Посуда) Как вы думаете, всегда ли посуда была такой как сейчас? (Нет) А вы хотите узнать об истории появления посуды? | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания. | Дети располагаются в группе. Активно участвуют в беседе. | Слушают; вступают в диалог; |
II. Постановка целей. | Скажите, а где об этом можно узнать? | Педагог создает проблемную ситуацию. Проявляет уважение к детским высказываниям. | Озвучивают знания полученные ранее; выстраивают полный ответ. | Проявление готовности к совместной деятельности. Проявление интереса к предстоящей деятельности. |
III.Воспроизведение познания через подражание, ощущения и эмоции, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала. | А я, предлагаю отправиться в путешествие по Реке Времени. Время течёт так быстро, как вода в реке, и на пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много интересного. Может, вы уже знаете, как называются острова по Реке Времени? А помогут нам путешествовать вот эти часы, мы наденем их на руку, закроем глазки и поплывём по реке времени в древность. 1. Как вы думаете, из чего древние люди делали посуду? Да, её делали из камня. Такая посуда была большой, не красивой, неудобной и тяжёлой. А, вы хотите узнать, как изменилась посуда? 2. Давайте поплывём дальше по нашей Реке Времени на следующий остров — Старину. Скажите, может, вы знаете, из чего делали, посуду на Руси? Посуду на Руси делали руками, из простой глины. Первая посуда, конечно, не была такой ровной, красивой и удобной, какую мы с вами можем видеть сегодня. Обратите внимание на этот портрет. Как вы думаете, кто это? Это Пётр I царь, который правил в очень далёкие времена. Пётр I посылал людей из Сибири на наши земли строить заводы, и добывать железную руду. А кто знает, как называется место в России, где мы живём? Именно здесь на Урале стали появляться мастера — умельцы, которые изменили посуду, они научились делать её из бересты и украшать красивыми узорами. Может, вы знаете, как называется эта роспись? Эта роспись нашего родного края и называется Урало — Сибирская роспись. Каждый элемент в росписи имел своё смысловое значение. Обратите внимание, какими красками мастера расписывали изделия в старину? Как вы думаете, такая посуда была красивой? Вы хотели бы посмотреть, как изменилась посуда и роспись, и какой она стала в Современное время? Тогда давайте наденем часы и поплывём по Реке Времени на другой остров. 3. Современным художникам удалось восстановить приемы уральской росписи и передать их местным мастерам. Искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя свои традиции. Посмотрите, сохранились образы листьев, цветов, ягод, плодов и птиц. Скажите, чем отличается современная посуда Урало-Сибирской росписи? | Вводит элемент новизны; использует наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей; рассказывает; даёт задание; Приглашаю вас к экрану. | Слушают Смотрят презентацию Выражают свои мысли Самостоятельный выбор детей. Самостоятельно решают проблему, поставленную задачу. Распределяют роли самостоятельно Демонстрируют полученный результат | Проявление активности в процессе совместной и самостоятельной деятельности. |
Подведение итогов. | Большая коллекция предметов быта с Урало-Сибирской росписью была собрана в музее. Этот музей находится в селе Нижняя Синячиха Свердловской области. А сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и превратиться в уральских умельцев и попробовать выполнить роспись на тарелочке. Проходите, пожалуйста. Вот мы взяли краски в руки, И не стало у нас скуки. (звучит спокойная музыка) Какие чудесные у вас получились тарелочки с росписью! Вы настоящие мастера. Скажите, а мы с вами кушаем из такой посуды? А для чего тогда, она нам нужна? А что ещё можно с ней делать? Предлагаю вам разделиться на пары. Сейчас я предлагаю достать из шкатулки картинки с изображением посуды, и разместим их на островах панно Реки Времени. Давайте вспомним, как называются острова? | Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие вопросы, ставили цели | Делятся впечатлениями выражают собственные чувства по отношению к занятию; Выражают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
V. Рефлексия и открытость. | Молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? А что бы вы ещё хотели узнать о посуде? | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую. | Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта. |