Пейзаж как самостоятельный жанр живописи. Историческое становление и тенденции развития.




Пейзаж ( фр. Paysage, от pays ‑ страна, местность) жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения.

Пейзаж ‑ сравнительно молодой жанр живописи. Образы природы рисовались раньше лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, для сцен жанровых сюжетов и портретов. Постепенно, с развитием научных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

Сейчас пейзаж традиционный жанр станковой живописи и графики, один из самых массовых и доступных публике для понимания.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления ‑ растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный ‑ ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — марина. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными.

Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И.Левитана часто называют «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые состояния: тревоги, предчувствия, умиротворенности, радости. Художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны в 1895 г. картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. «Вечерний звон», «Над вечным покоем».Тема вечного успокоения нередка в пейзажном жанре, тематика, как и эмоционально-психологическая палитра пейзажа, оттеняют и особенное, и общее. Сентенция «memento mori» ‑ помни о смерти ‑ в пейзаже приучает к философскому взгляду на жизнь и делает человека мудрее.

И.Шишкин, создавал на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы. («Рожь», 1878 г.; «Корабельная роща», 1898 г.). Сила полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы, искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И.Шишкина порождают мысли о величии и мощи русской природы.

Условие и степень сходства в пейзаже ‑ актуальная тема жанра. При обсуждении сущности искусства и границ между искусством и документальном подражании часто отдается предпочтение второму. Публика в основном избирает добросовестное подражание, а не творчески переосмысленные ландшафты. Отношение к природе у людей больше практическое, чем художественное.

Пейзаж — не менее сложный жанр, чем другие, и требует больших знаний. Природа совершенна, но при этом, по выражению Гете, творец всех творцов, она может все и все творит, а люди всматриваются в нее и совершенствуются, копируя. Общение с природой и ее образами в искусстве различаются. Эта проблема связана с пониманием как художником, так и обществом аспекта прекрасного.

Единая природа отражается в живописи так же различно, как в музыке, поэзии. Собственные переживания красок леса и голубого неба, любование серебристым снегом и золотом куполов храмов на горизонте всегда индивидуальны, их не заменит никакая точная внешняя копия леса. Категория общего в пейзаже в большой мере проявляется в отображении ощущаемых связей земли с мирозданием, законов природы. Осмысленные личностью, они несут собственную информацию. Общее и особенное в пейзаже взаимно уравновешиваются. Если нет личностного отношения, получается одно инертное общее, пейзаж становится чертежом местности. Модернистское и постмодернистское преувеличение объективного фактора привело к схематичным узорам, а субъективного ‑ к произволу композиции.

Из всех категорий живописи в пейзаже наибольшей ценностью обладает пространство и свет. Мировое пространство в пейзаже не иносказание, а его дальний мир. Реальная его часть — небо с восприятием света небесных тел. Воздушная оболочка земли ‑ проводник между нами и космосом. И земля со всеми ее горами и морями ‑ частица необъятной Вселенной, наша великая реальность, к которой можно относиться только возвышенно, с почтением. Если художник пишет маленький уголок земли, всего лишь дерево или ручеек, он также входит в большую систему природных связей.

Особенность истории пейзажа в том, что в Европе Интерес к пейзажу проявляется начиная с живописи Раннего Возрождения ‑ кватроченто, XV в.(четырехсотые годы, начиная от тысячного). Многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково, к примеру, полотно «Шествие волхвов» итальянского мастера Гассе́тты (1392‑1450/51). В самостоятельный жанр он выделился поздно – в 17в. В XVI в. мы видим его обычно как фон, часть сюжетных картин других жанров. Первой самостоятельной композицией жанра «пейзаж »считают картину «Гроза» Джорджоне.

Нидерландские художники всматривались в природу тщательно, и уже у И. Босха встречаются пустынные дали мироздания. П. Брейгель-старший обособил тему времен года, другие изучали смену времени суток.

Масляная живопись усовершенствовала пейзаж, придала ему большую объемность и живость. «Охотники на снегу» П. Брейгеля ‑ часть цикла, фактически научный рассказ о зимнем покое. Пасмурный день, серо-голубые краски мокрого снега, каток с катающейся публикой. Панорамно, с силами замедленного действия, замерзшая земля видна с невысокого холма, как на ладони. Паутинка черных веток зимних деревьев, кажется, укрепляет связь земли с небом, которое тешит надеждой на тепло.

Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII‑XVIII вв. (П.Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Я.Рейсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Лоррен во Франции). Были созданы система валеров, световоздушная перспектива.

В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К.Коро во Франции, А.А.Иванов, А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, ИЛевитан, В.Серов в России) продолжили импрессионисты (Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар во Франции, К.Коровин, И.Грабарь в России), открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.

Крупные мастера конца XIX‑XX в. (П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог, А.Матисс во Франции, А.Куинджи, Н.Рерих, Н.Крымов в России, М. Сарьян в Армении) расширяют эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи. Традиции русского пейзажа обогатили А.Рылов, К.Юон, А.Остроумова-Лебедева, А.Куприн, П.Кончаловский и другие.

В жанре пейзажа появляется все больше разновидностей: романтический и документальный, лирический и героический. Каждое время и каждая страна вносили свой вклад в познание природы, обозначали свои пристрастия и предпочтения. С пейзажа начался революционный путь в живописи импрессионистов, а также путь в абстракционизм.

Камиля Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленерные пейзажи Клода Моне́(1840‑1926), Огюста Ренуа́ра (1841‑1919), Эдуарда Мане́ (1832—1883), Камиля Писсарро́ (1830‑1903), Альфреда Сисле́я (1839‑1899) и др. удивительным образом передают изменчивую световоздушную среду. Традиции импрессионистов развили в своей живописи художники-постимпрессионисты: Поль Сеза́нн (1839‑1906),Винсент ван Го́г (1853‑1890), Жорж-Пьер Сёра́ (1859‑1891), Поль Синья́к (1863‑1935) и др.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие картины природы создавали фовисты: Анри Мати́сс (1869‑1954), В. В. Кандинский и К. С. Малевич, Альбер Марке́ (1875‑1947), Морис Влами́нк (1876‑1958), Рауль Дюфи́ (1877‑1953) и др. К. С. Малевич ушел в область конструирования отвлеченных картин и открыл новую эру в познании космоса.

Повествовательно-конкретные художественные тенденции нашли яркое отражение в творчестве многих живописцев, в первую очередь — Ивана Шишкина (1832‑1898), сказочно-поэтические ‑ в творчестве Виктора Васнецова (1848‑1926), эмоционально-драматические ‑ в произведениях ещё одного классика русской пейзажной живописи Фёдора Васильева (1850‑1873) и других, менее известных мастеров ‑ к примеру, Льва Каменева (1833/34-1886).Эпическим пейзажем приобрёл известность Михаил Клодт (1832‑1902). Некоторые живописцы были увлечены исканиями обобщенного образа, красочностью и декоративностью пейзажа ‑ Виктор Борисов-Муса́тов (1870‑1905), Михаил Вру́бель (1856‑1910), Борис Кустодиев (1878‑1927) и др.

Примерно с середины XIX века в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленер. В дальнейшей эволюции пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, оказавший влияние на творчество почти всех серьезных живописцев России. Тогда же сформировалась и особая эстетическая концепция восприятия и отображения природы — лирический пейзаж.

   
Исаак Левитан.После дождя. Плес. 1889, холст, масло, 80х125 Исаак Левитан.«Озеро. Русь». 1900 Последнее крупное произведение Левитана. Осталось неоконченным
Александр Головин. Нескучный сад. 1910-е. Холст, масло Иван Шишкин. Лесные дали. 1884, холст, масло, 113х164

 

Алексей Саврасов (1830‑1897), ставший основоположником этого направления пейзажной живописи, сумел показать ненарочитую красоту и тонкий лиризм неброской русской природы. Ёе широту и мощь отобразил Михаил Нестеров (1862‑1942). Архипа Куи́нджи (1841‑1910) привлекала живописная игра света и воздуха.

Подлинных вершин русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве Исаака Левитана (1860‑1900), ученика Саврасова. Левитан ‑ мастер спокойных, однако пронзительно-щемящих «пейзажей настроения». Многие его шедевры изображают виды Плёса на верхней Волге.

Значительный вклад высочайших достижений в уникальное по своей многогранности и общественной значимости развитие русского пейзажа XIX века внесли также Василий Поленов (1844‑1927), Константин Коровин (1861‑1939), Илья Репин (1844‑1930), Николай Ге (1831‑1894), Валентин Серов (1865‑1911)

Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае еще в VI в. Пейзажи китайских художников, выполненные тушью на шелковых свитках, очень одухотворенны и поэтичны. Они имеют глубокий философский смысл, как бы показывают вечно обновляющуюся природу, беспредельное пространство, которое кажется таковым из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе (К.Хокусай).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: