Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.




ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ЖИВОПИСИ.

ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ. НАТЮРМОРТ

 

Вопросы:

1. Портрет как самостоятельный жанр живописи, история развития портретного жанра.

2. Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.

3. Пейзаж как самостоятельный жанр живописи. Историческое становление и тенденции развития.

4. Натюрморт как жанр живописи. История развития жанра.

Портрет как самостоятельный жанр живописи, история развития портретного жанра.

Портрет фр. portrait, от старофранц. portraire ‑ «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна ‑ от лат. persona ‑ «личность; особа» ‑ жанр изобразительного искусства, изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Портрет ‑ популярный, развитый и устойчивый жанр изобразительного искусства. История жанра началась с увековечивания памяти умерших (фаюмские портреты использовались при погребениях) и, не утрачивая мемориальной функции, портрет развился до многоплановых композиций, повествующих о личности. Портрет прославляет личность. Главный объект изображения ‑ человек ‑ обычно несколько отдаляется от внешних событий и концентрирует внимание на себе. Он изображается крупным планом, является главным носителем идеи произведения. «Особенное» в этом жанре раскрывается наиболее обстоятельно и разносторонне.

Изначально портреты служившие увековечению состоятельных и власть имущих заказчиков, были следствием персонального заказа, и лишь постепенно, с укреплением социальных взаимосвязей, становились средством выражения общенародных идей, показывая рядовых героев, простых людей в обычной обстановке.

В живописи портрет ‑ это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются «портретами», поскольку они написаны не с конкретного человека, не с натуры, а являются обобщающими идеальными образами.

На развитие портретного жанра влияют две тенденции — прогресс научных оснований искусства, например развитие науки о пропорциях, пластанатомии и композиции; а также развитие представлений о значимости человеческой личности, ценности ее индивидуальных качеств. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. «Портрет в своей современной функции ‑ порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». Именно поэтому жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?».

Периодами расцвета портрета считаются римский период античности, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.

Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.

Композиционное построение портрета предполагает такое расположение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. По композиции и степени охвата объекта изображения различают портреты:

  • головные (оплечные);
  • погрудные;
  • поясные;
  • по бедра;
  • поколенные;
  • во весь рост.

По характеру изображения, с идейно-художественной точки зрения портреты делятся на камерный и парадный, Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

  • коронационный (реже встречается тронный);
  • конный;
  • в образе полководца (военный);
  • охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Для крупных, полнофигурных парадных портретов характерно использование символических элементов ‑ атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения). Атрибуты выполняли роль подсказок, создавали подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник использовал определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её социальный статус.

В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Портреты на нейтральном сером или чёрном фоне позволяют всё внимание зрителя сосредоточить исключительно на лице изображённого. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное.

Тематически можно обозначить также портрет-действие, портрет-биографию, портрет-состояние, лирический портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа – документализирующие информацию о человеке.

Кроме документальных бывают воображаемые или собирательные портреты, портрет-тип, портрет-обобщение, аллегория. Особенное и общее в них сочетаются неодинаково.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа, называют костюмированным.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованые между собой по теме, композиции, формату, колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.). Любопытно, что женский портрет вообще на протяжении истории появился позже и был распространён меньше, что было связано, по-видимому, с незрелым уровнем женской эмансипации. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя.

Сходство в портрете — категория ценностная, результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и реального раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно различают сходство внешнее, которое имеет ценность как исторический документ или семейная реликвия, и сходство внутреннее — эстетическое, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Анатомической точностью, психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали индивидуальные черты частного лица без идеализации, оставляя следы времени, массива жизни в облике портретируемого.

Классическим примером идеального портрета-обобщения была и остается «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, воплощающая высшие понятия о человеческих достоинствах. В ее образ художник вложил уже собственные, а не заказные мысли о совершенстве. Женское превосходство по понятиям того времени было в ином. А здесь — ум, величие духа, самообладание, благородство. Они настолько крупно выделены в прекрасном образе, что характеризуют уже не данную личность, а коллективные духовные ценности. Художник говорит об общем. Когда он выходит за пределы личности, то думает об индивидуальности меньше. Люди поклоняются ей до сих пор. Такова сила общего.

РембрандтВан Рейн внес трагизм в портрет. Он писал портреты жены, сына, близких и знакомых, небогатых людей, способных говорить с ним свободно и независимо о том, что есть правда. Восхищение художника возвышало их образы до идеальных. Темные цвета фонов – универсальная бесконечность не имеющая границ. В «Портрете старушки», «Портрете брата» Рембрандт обращает нас к глубокой мудрости людей с жизненным опытом. Акцент на духовные ценности естественным образом привел художника к использованию в композициях выразительных средств света. О важности освещения для портретов живописцы знали всегда, однако мало кто приближается к такому сопоставлению света на лицах с тьмой на фоне, чтобы суметь раскрыть трагизм судьбы и стойкость человека. У Рембрандта свет несет идейную нагрузку.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт Ван Рейн, Ван Дейк, Д.Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности. С развитием салонов-магазинов и появлением относительной материальной независимости художники-портретисты смогли откровеннее говорить о своих идеалах и показывать то, что каждый находил нужным. Безымянные мужские и женские портреты, изображения людей разных сословий в обычных для простонародья свободных позах, ракурсах оживили портретный жанр. Салонные продажи превратил его в товар и усилил волну идеализации.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью женские образы. Романтическая личность (на картинах О.Кипренского, К.Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В.Перов, И.Крамской, И.Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерного выражения лица, позы, жеста. Человек изображался реалистично, давалась оценка еще и его общественному положению.

Следующая волна портретистов ‑ В.Серов, М.Врубель, С.Конёнков, М.Нестеров.

В изысканном по рисунку и цвету портрете графини О. К. Орловой В. Серова есть — элегантность, которая покоряла современников. Серов создал выдающееся произведение портретного искусства. Графиня в шелковой накидке и экстравагантной шляпе с перьями сияет жемчугом и лаковыми туфельками, будто собирает свет, чтобы сиять еще ярче. Свет, направленный не только на лицо, руки, но и на дорогие предметы украшения, костюм, прическу, — не самоцель, а дополнительное средство выявление внутреннего облика через внешнее. И все же реалистический психологический портрет больше ценит свет глаз, переходы света и теней, которые рождают ощущение глубины духовного пространства.

В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П.Пикассо, А.Модильяни, Э. Бурдель во Франции).

В XX в. у кубистов среда в портрете получила особую смысловую и стилевую нагрузку. Превратясь в наслоение пространственных геометрических фигур, она стала отражающим элементом новых принципов формообразования. Художники начали учиться познавать и рисовать строение воздушной среды. В «Портрете Воллара» П. Пикассо расчленение воздушного пространства разнообразными плоскостями превратило фон в жесткую конструкцию. Она повторяется в лице Воллара, и среда будто поглощает человека. Идея единства пространства и формы выражена последовательно. С позиций кубизма техническое общее властно над особенным. При таком отношении к человеку становилось труднее осмысливать и трактовать свободу личности.

Эксперименты с пространством привели Пикассо к мысли соединить две проекции — фас и профиль — в одной, наслаивая планы в изображении моделей. В «Плачущей женщине» совмещение проекций помогло передать душевный надлом человека. Такой портрет-обобщение стал возможен только в XX в.

В советском искусстве портретные задачи понимались разнообразно. Характерно: стремление сохранять целостность художественного образа, соединяющего личностное качество с общественным, индивидуальное — с идеалом, особенное — с общим. У обобщения был положительный смысл. Широкий круг портретируемых: труженики, дети, студенты, интеллигенция — позитив этого наследия. Все — от работниц двадцатых годов до участников войны и народных депутатов восьмидесятых — изображались обстоятельно, любовно, все стали предметом интереса портретистов и запечатлены живописно. Такой программный интерес к рядовым людям уникален в мировой истории.

В новых условиях жанру портрета развиваться труднее. С социальным расслоением общества чувство его единства утрачивается, коллективный образ не присутствует.

В нефигуративной живописи портрет чаще всего сохраняет только намеки на очертания лиц, он не информативен. Декоративные образы концентрируются на внешних сторонах моделей. В целом субъективистская тенденция преобладает и в зарубежном искусстве. Сюрреалистические портреты С. Дали, может быть, — квинтэссенция такой тенденции. Переносится внимание на зрительные эффекты, неожиданные проекции, комбинации телесных форм. Картина американского художника Р. Лихтенштейна «До смерти перепуганная армия» решены в стиле комиксов, своей иллюстративностью они противостоят природе жанра. Уплощенные изображения с контурной линией упрощают понятие искусства как духовной силы.

Таким образом, перспективы развитие жанра портрета вызывают вопросы и немало зависят от судеб личности вообще и от путей развития общества. Со временем отдельные жанры умрут, но гуманистический опыт прошлого вечен, и новое время, возможно, найдет ему соответствующее продолжение. Особенное не исчезнет.

 

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем А. Дюрер. Автопортрет «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет» 1500г.
Рембрандт. Портрет старика.1629. И. Е. Репин. Мужичок из робких. 1877  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: