Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента




Курсовая работа

По дисциплине «Конституционное право»

Тема:

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

дневной формы обучения

Волоснова Ольга Игоревна

 

Научный руководитель:

ассистент кафедры юриспруденции

Павшинская Мария Сергеевна

 

Допустить к защите

«___»_________2008 г.

Дата защиты «___»_________2008 г.

Оценка _________

 

 

Северодвинск 2008


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента

Глава 2. Функции Федерального Собрания

Глава 3. Организация деятельности Федерального Собрания

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Институт парламента имеет многовековую историю. Считается, что впервые парламент был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства. Название «парламент» устанавливается в Европе в первой половине XIX века по французскому и английскому примеру. Во Франции парламентом назывались не законодательные, а судебные органы округов. После французской революции законодательные органы народного представительства получают название «парламент».

В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии – стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее[1].

В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993)[2] государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.

Объект исследования данной работы – Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации.

Предметом исследования являются Конституция РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебная и научная литература.

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

§ исследовать историю российского парламентаризма;

§ проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;

§ дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;

§ выявить структуру Федерального Собрания;

§ охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.


Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента

 

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано в 1906 году после издания царского Манифеста 17 октября 1905 года. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней – Государственный Совет. Государственная Дума просуществовала недолго (1906-1917 года). После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновили свою работу.

Пришедшие к власти большевики рассматривали парламент исключительно как элемент «буржуазной демократии», поэтому отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. В советский период отвергалась идея разделения власти. Советы провозглашались единовластными органами народного представительства. Но Верховный Совет СССР не являлся независимым органом власти, поскольку лишь оформлял решения руководства правящей партии. Только в начале 1990-х годов происходит возрождение идей парламентаризма с избранием Съезда народных депутатов РСФСР.

Положение изменилось с принятием Конституции РФ в 1993 году, которая учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

В статье 94 Конституции РФ указано, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в главу 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения – пересмотр, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе государственных органов.

Глава 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации.

«Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента РФ имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации»[3].

Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения Конституции.

Палаты Федерального Собрания принимают регламенты, в которых детализируется внутренний распорядок, структура палат, организация их деятельности. Регламент изначально создается как вспомогательный акт, закрепляющий процедурные правила реализации парламентом конституционно закрепленных полномочий. Значение этих актов особенно высоко из-за отсутствия специального закона о российском парламенте. Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации представляют собой универсальные нормативные акты, регулирующие весьма широкий спектр внутренней жизни палат - от порядка формирования органов палат до порядка осуществления законодательных процедур и решения иных вопросов, с которыми приходится сталкиваться парламентариям в процессе своей работы. Этим обусловливается практическая значимость данного вида нормативных актов.

Регламент Совета Федерации принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года (последние изменения и дополнения внесены постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2008 года). Регламент Государственной Думы принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года (последние изменения внесены постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2008 года).

Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими присущими всем органам власти принципами:

§ законность (следование действующему законодательству);

§ демократизм (доступность для граждан);

§ федерализм (учет федеративного устройства РФ);

§ гуманизм, приоритет прав и свобод человека и гражданина;

§ самостоятельное осуществление полномочий;

§ независимость от других органов власти;

§ невмешательство в работу других органов власти;

§ взаимодействие с другими органами власти в пределах компетенции;

§ профессионализм, компетентность.[4]

Эти и другие основополагающие принципы Федеральное Собрание должно соблюдать при осуществлении своих функций.
Глава 2. Функции Федерального Собрания

В Конституции РФ закреплены предметы ведения обеих палат Федерального Собрания (статьи 102, 103). Эти перечни не являются исчерпывающими, так как устанавливают основной круг полномочий палат, не затрагивая законодательную деятельность.

В теории права выделяют три основные функции Федерального Собрания:

§ представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства);

§ законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне);

§ контрольная.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Как представительный орган Федеральное Собрание представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, её многонациональный народ в результате выборов (прямых и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное Собрание часть государственной власти, доверяет им от имени народа осуществлять эту государственную власть.

Совет Федерации – орган, представляющий интересы субъектов РФ. Государственная Дума – орган представительства всех граждан РФ.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В настоящее время порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[5]. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года[6].

Выборы в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[7].

Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства.

Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в Российской Федерации – прямое представительство населения и представительство субъектов Российской Федерации[8].

«Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами»[9].

Законотворческая функция, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство – основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.

«Конституция именует Федеральное Собрание законодательным органом, определяя в качестве его основной функции законотворчество. Это единственный законодательный орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ»[10].

Законотворческая функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1. Законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу);

2. Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой;

3. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Го­сударственной Думой;

4. Подписание закона Президентом РФ и его обнародование.

Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении разногласий:

1. Рассмотрение закона в согласительной комиссии;

2. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации;

3. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ;

4. Повторное рассмотрение Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.

У некоторых видов актов есть свои закрепленные в законодательстве особенности принятия, например, у Федеральных конституционных законов, Федеральных законов по предметам совместного ведения, Законов о поправках к Конституции РФ.

Также Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (статьи 102, 103), принимают постановления.

Согласно статье 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. Парламентский контроль – право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной (вотум недоверия)[11].

Конституция не называет Федеральное Собрание контрольным органом, но некоторые полномочия позволяют ему осуществлять ряд контрольных функций.

К контрольным полномочиям Совета Федерации может быть отнесено:

§ утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

§ отрешение Президента РФ от должности;

§ назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;

§ назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К контрольным полномочиям Государственной Думы могут быть отнесены:

§ дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

§ решение вопроса о доверии Правительству РФ;

§ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;

§ выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Также с целью осуществления палатами Федерального Собрания деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, проводится парламентское расследование. Парламентскому расследованию подлежат:

§ факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;

§ обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

§ обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения о возбуждении парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей[12].

Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос, а член Совета Федерации, депутат Государственной Думы - депутатский запрос должностным лицам органов по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Вмешательство Федерального Собрания в деятельность других органов государственной власти является проявлением принципа разделения власти и системы «сдержек и противовесов».

Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своих функций Федеральному Собранию необходима четкая организация деятельности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: