Глава 3. Организация деятельности Федерального Собрания




В статье 95 Конституции РФ закреплена двухпалатная структура парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Совет Федерации считается верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней. Каждая палата имеет свой регламент, свою структуру, компетенцию.

Работа палат Федерального Собрания строится на следующих принципах, закрепленных в Главе 5Конституции РФ и в Регламентах палат Федерального Собрания:

§ законность деятельности парламента;

§ постоянная деятельность палат;

§ раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции РФ);

§ открытость работы палат;

§ коллегиальность работы палат.

Статья 101 Конституции РФ перечисляет основные положения, касающиеся структуры и организация деятельности Федерального Собрания: «Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом».

Для палат характерны особые способы формирования.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время количество субъектов РФ – 83, поэтому число членов Совета Федерации составляет 166 человек.

Согласно Федеральному Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации – представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Совете Федерации формируется Совет палаты, который определяет стратегию работы Федерального Собрания. В него входит председатель, его заместители и руководители постоянных комитетов и комиссий.

Совет Федерации создает Аппарат, задачами которого являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации.

Сессии Совета Федерации проводятся, как правило: весенняя - с 25 января по 15 июля; осенняя - с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации.

В Совете Федерации создаются постоянные и временные комитеты и комиссии, перечень которых дается в Регламенте. В настоящее время созданы:

§ Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

§ Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

§ Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

§ Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

§ Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

§ Комитет Совета Федерации по бюджету;

§ Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

§ Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

§ Комитет Совета Федерации по международным делам;

§ Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

§ Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

§ Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению;

§ Комитет Совета Федерации по образованию и науке;

§ Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

§ Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

§ Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

§ Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;

§ Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

§ Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;

§ Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

§ Комиссия Совета Федерации по информационной политике;

§ Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;

§ Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике

§ Комиссия Совета Федерации по культуре;

§ Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

§ Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества.

«В отличие от всех других органов власти Совет Федерации никогда и ни на день, ни на минуту не прекращает своих полномочий. Известно, что по Конституции есть основания для досрочного отрешения от должности Президента, Правительство может уйти в отставку, Государственную Думу можно распустить досрочно, Совет Федерации – нет. В этом стабилизирующее начало государственной власти и большая ответственность, возложенная на Совет Федерации»[13].

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» они избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Списки кандидатов составляются политическими партиями.[14] Партия, выдвинувшая список кандидатов, допускается к распределению депутатских мест в случае, если за список проголосовало не менее 7% избирателей, принявших участие в голосовании. В настоящее время в Государственной Думе представлены 4 партии (Единая Россия, Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Справедливая Россия).

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.

Закон предусматривает создание депутатских объединений – фракций и депутатских групп в Государственной Думе для совместной деятельности депутатов и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В него входят: председатель и его заместители с правом решающего голоса и председатели постоянных комитетов с правом совещательного голоса.

В составе Государственной Думы создаются комитеты и комиссии. Согласно Регламенту, в настоящее время созданы:

§ Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

§ Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

§ Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

§ Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

§ Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;

§ Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;

§ Комитет Государственной Думы по собственности;

§ Комитет Государственной Думы по промышленности;

§ Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям;

§ Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям;

§ Комитет Государственной Думы по энергетике;

§ Комитет Государственной Думы по транспорту;

§ Комитет Государственной Думы по обороне;

§ Комитет Государственной Думы по безопасности;

§ Комитет Государственной Думы по международным делам;

§ Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

§ Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

§ Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

§ Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

§ Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;

§ Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

§ Комитет Государственной Думы по образованию;

§ Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей

§ Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

§ Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;

§ Комитет Государственной Думы по культуре;

§ Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

§ Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

§ Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту;

§ Комитет Государственной Думы по делам молодежи;

§ Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

§ Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ: после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ; в случае отказа в доверии или повторного выражения недоверия Государственной Думой Правительству РФ. В этих случаях Президент назначает новые выборы в Государственную Думу.

В заседаниях палат Федерального Собрания участвуют полномочные представители Президента Российской Федерации. Они координируют в пределах своей компетенции деятельность самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ и представителей Правительства Российской Федерации в Совете Федерации и Государственной Думе, представляют интересы Президента РФ и способствуют реализации его конституционных полномочий[15].

В целях повышения эффективности участия Правительства РФ в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в заседаниях палат Федерального Собрания, в работе их комитетов, комиссий и других органов участвуют полномочные представители Правительства РФ. Полномочные представители Правительства в Совете Федерации и в Государственной Думе обеспечивают представление интересов Правительства в палатах Федерального Собрания[16].

Важным элементом в организации деятельности Федерального Собрания является статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Это понятие включает в себя их права, обязанности и ответственность, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Статус определяются Конституцией РФ и Федеральным законом от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[17] (далее – ФЗ «О статусе…»).

Членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы предоставляются различные социальные гарантии, перечисленные в статье 2 Федерального закона.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут прекращаться досрочно в случаях, указанных в статье 4 ФЗ «О статусе…».

В статье 7 перечислены формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В законе указаны права, обязанности и гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Также существуют условия и ограничения, связанные с осуществлением членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, права, обязанности и условия работы которых также закреплены в Федеральном законе.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Согласно «Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[18] прямой служебной обязанностью должностных лиц и членов Совета Федерации является личный прием граждан и рассмотрение письменных индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы являются государственными служащими, поэтому на них распространяется законодательство РФ о государственной службе.

Мы выяснили, что Федеральное Собрание обладает сложной структурой и четкой организацией деятельности, которые необходимы для осуществления принадлежащих парламенту функций.


Заключение

 

Современная Россия характеризуется динамичным развитием общественно-политической жизни, проведением полномасштабных реформ, затрагивающих практически все основные сферы общественного устройства.

В настоящее время парламентаризм в Российской Федерации находится на стадии становления. Это подтверждается сроком работы современного российского парламента (около 15 лет), количеством изменений в законодательстве о Федеральном Собрании.

В обществе существует определенное недоверие к органам государственной власти вообще и к парламенту в частности[19]. Многие считают, что необходимо дальнейшее реформирование порядка формирования Совета Федерации и выборов в Государственную Думу. Например, предлагают принять правовую норму, согласно которой субъект Российской Федерации должны представлять граждане, прожившие в нем не менее десяти лет. Президент РФ В.В.Путин «согласен с этим предложением, но при условии – что изменения будут идти постепенно – в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации. Нам не нужно новых революций»[20].

Также существует мнение, что процедура делегирования ущемляет право граждан избирать и быть избранными (так считает, например, доктор юридических наук, профессор В.Б. Исаков).

Президент Путин в своем Послании 2007 года так говорил о введенной пропорциональной избирательной системе: «Подчеркну, мы осознанно пошли на этот, по сути – революционный шаг, по-серьезному демократизировали избирательную систему. Убежден, новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно – будет укреплять и улучшать качество российской политической системы»[21].

Также существуют различные мнения по вопросу неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Можно согласиться, что наличие неприкосновенности необходимо во время непосредственного осуществления ими своих полномочий. Но в остальное время существует проблема злоупотребления представителями власти своим положением, и наличие неприкосновенности в данных случаях противоречит принципу равенства граждан перед законом и неотвратимости наказания.

Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. «Эффективное функционирование парламента как проводника воли народа в законодательной деятельности и осуществлении иных полномочий способствует становлению демократического правового государства в России»[22].

Несмотря на отдельные существующие проблемы, парламент является необходимым государственным органом, так как он представляет интересы народа, защищает права национальностей, права и свободы граждан Российской Федерации.

Прошедшие выборы в Государственную Думу показали, что граждане России принимают активное участие в жизни государства и реализации своих политических прав.

Сегодня значительная роль парламента Российской Федерации и региональных парламентов, обособление ряда институтов в сфере развития парламентаризма дает ряду авторов основание говорить о необходимости выделения парламентского права как самостоятельной отрасли российского права. Но, как справедливо отмечается в литературе, «вопрос о существовании такой отрасли права является весьма дискуссионным, многие исследователи обоснованно рассматривают проблему российского парламентаризма в рамках конституционного права России»[23].




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: