С чего начинается познание?




Занятие №5

ТЕМА: ПРОБЛЕМА ИСТИНЫВ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

С чего начинается познание?

Познание явления или вещи, впервые встретившиеся человеку в житейской практике, начинается не с нуля, а опирается на некоторое исходное знание – ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ – вся совокупность сведений субъекта о мире, которые человек уже приобрёл как в своём личном опыте, так и в результате обучения и воспитания.

· Эти знания включают сведения общезначимого характера (законы науки, мировоззренческие ценности)

· А также знания человека о себе самом, своих особенностях, об индивидуальном отношении к своему миру.

· Оно может содержать и различные заблуждения, предрассудки.

· Но каждый человек считает свои представления о мире справедливыми – он не только знает мир, но и верит в достоверность своего знания.

В процессе индивидуального познания личностное знание выполняет три основных ФУНКЦИИ:

А) ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек на основе своего знания о мире и своих целей и интересов сам выбирает для себе предметы познания, намечает пути их изучения.

Б) ОЦЕНОЧНАЯ: знакомясь с предметом познания, субъект сравнивает его с уже известными явлениями, находит что-то общее, т.е. даёт предварительную оценку.

В) ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ: человек так или иначе освоив предмет, даёт ему свою интерпретацию, т.е. толкование и объяснение в соответствии со своими знаниями – верой

 

2. Чувственное познание, его формы и возможности:

Существуют 2 стороны познания:

--чувственная

--рациональная

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – осуществляется органами чувств человека, данными ему природой.

-- таким образом человек может постигнуть только те свойства и связи, которые лежат на поверхности, доступны непосредственному созерцанию. (зрению, слуху, осязанию, вкусу),

--чувственное познание ориентировано на явление, т.е. внешние характеристики вещей.

--оно функционирует в 3-х формах: ощущение, восприятие, представление.

-- ОЩУЩЕНИЕ – фиксирует в нашем сознании только лишь какое-то отдельное свойство вещи – её цвет, вкус, форму …

-- ВОСПРИЯТИЕ – отражает всю совокупность внешних признаков вещи, составляет её целостный образ.

-- И ощущение и восприятие существуют лишь при непосредственном чувственном контакте с вещью.

-- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – возникает в сознании без непосредственного чувственного контакта, оно есть чувственное воспоминание вещи, восстановление в памяти её образа.

-- Чувственное познание имеет сходство с реальным миром, но это сходство не абсолютно, а лишь относительно, так как чувственное знание несёт отпечаток особенностей личности – момент субъективности. (Всем вкусно, а ему нет…)

-- Чувственное познание не позволяет обнаружить СУЩНОСТЬ вещей, т.е. их внутреннюю основу, устойчивые связи и свойства. Сущность не лежат на поверхности, они скрыты от органов чувств, их можно постичь только силой интеллекта, опираясь на рациональное, абстрактное мышление.

 

3. Рациональное познание:

· существует в 3-х основных ФОРМАХ: понятие, суждение, умозаключение.

· ПОНЯТИЕ – простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов. (металлы – свойство электропроводности) С помощью понятий выражается любая человеческая мысль.

· СУЖДЕНИЕ – обеспечивают связь понятий в процессе мышления, форма мысли, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Они фиксируют отношения между существующими различными предметами, явлениями, свойствами. (Например: медь– металл)

· УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мысли, которая устанавливает связь между разными суждениями и делаются определённые выводы. (например: все металлы проводят электрический ток. Медь- металл. Следовательно, медь является проводником электрического тока)

 

 

Статус чувственной и рациональной сторон в познавательной деятельности человека получили разную оценку в истории философии. Уже в античности зародились два противоположных течения - СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ.

СЕНСУАЛИЗМ – отводит ведущую роль в познании органам чувств и считает, что именно из чувственных данных выводится логическим путём все содержание наших знаний (нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально в органах чувств)

Но в современной философии сенсуальный подход к познанию в основном преодолён.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское течение, которое полагает, что основой знания является разум, абстрактное мышление. (Сократ, Платон, Аристотель)

Поэтому в сознании человека должны существовать некие абстрактные идеи и знания, которые не зависят от опыта и определяются только теоретическим мышлением.

 

Где же правда в споре о роли чувств и разума?

Она находится где-то между сенсуализмом и рационализмом. Чувственное познание непосредственно связывает нас с миром, даёт его конкретно-образную картину, обеспечивает первоначальную ориентацию. Рациональное познание опосредованно связывает субъекта с объектом, даёт нам теоретические образы вещей, обеспечивает знаниями законов бытия. В реальном процессе познания чувственная и рациональная стороны слиты, взаимодополняют друг друга. Правда их роль различна в различных типах познавательной деятельности: чем более она трафаретна, шаблонна, тем меньше в ней заслуга разума; и наоборот, чем больше творчества, неординарности, тем выше роль рационального мышления.

 

Не всегда предмет поддается чувственному и рациональному познанию. В таких ситуациях говорят об ИРРАЦИОНАЛЬНОМ (бессознательный, неразумный) ПОЗНАНИИ – познавательные акты, которые не сводятся к нормам логического мышления и не имеют научного объяснения.

Формы иррационального познания:

- Интуиция – непосредственное без анализа и обоснования усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного. Интуитивные догадки рассматриваются чаще всего в качестве итоговой фазы логического размышления, который протекает в глубине интеллекта и не осознаётся нами.

-Откровение (для религиозного человека)

Они предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: