Занятие №5
ТЕМА: ПРОБЛЕМА ИСТИНЫВ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
С чего начинается познание?
Познание явления или вещи, впервые встретившиеся человеку в житейской практике, начинается не с нуля, а опирается на некоторое исходное знание – ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ.
ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ – вся совокупность сведений субъекта о мире, которые человек уже приобрёл как в своём личном опыте, так и в результате обучения и воспитания.
· Эти знания включают сведения общезначимого характера (законы науки, мировоззренческие ценности)
· А также знания человека о себе самом, своих особенностях, об индивидуальном отношении к своему миру.
· Оно может содержать и различные заблуждения, предрассудки.
· Но каждый человек считает свои представления о мире справедливыми – он не только знает мир, но и верит в достоверность своего знания.
В процессе индивидуального познания личностное знание выполняет три основных ФУНКЦИИ:
А) ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек на основе своего знания о мире и своих целей и интересов сам выбирает для себе предметы познания, намечает пути их изучения.
Б) ОЦЕНОЧНАЯ: знакомясь с предметом познания, субъект сравнивает его с уже известными явлениями, находит что-то общее, т.е. даёт предварительную оценку.
В) ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ: человек так или иначе освоив предмет, даёт ему свою интерпретацию, т.е. толкование и объяснение в соответствии со своими знаниями – верой
2. Чувственное познание, его формы и возможности:
Существуют 2 стороны познания:
--чувственная
--рациональная
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – осуществляется органами чувств человека, данными ему природой.
-- таким образом человек может постигнуть только те свойства и связи, которые лежат на поверхности, доступны непосредственному созерцанию. (зрению, слуху, осязанию, вкусу),
--чувственное познание ориентировано на явление, т.е. внешние характеристики вещей.
--оно функционирует в 3-х формах: ощущение, восприятие, представление.
-- ОЩУЩЕНИЕ – фиксирует в нашем сознании только лишь какое-то отдельное свойство вещи – её цвет, вкус, форму …
-- ВОСПРИЯТИЕ – отражает всю совокупность внешних признаков вещи, составляет её целостный образ.
-- И ощущение и восприятие существуют лишь при непосредственном чувственном контакте с вещью.
-- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – возникает в сознании без непосредственного чувственного контакта, оно есть чувственное воспоминание вещи, восстановление в памяти её образа.
-- Чувственное познание имеет сходство с реальным миром, но это сходство не абсолютно, а лишь относительно, так как чувственное знание несёт отпечаток особенностей личности – момент субъективности. (Всем вкусно, а ему нет…)
-- Чувственное познание не позволяет обнаружить СУЩНОСТЬ вещей, т.е. их внутреннюю основу, устойчивые связи и свойства. Сущность не лежат на поверхности, они скрыты от органов чувств, их можно постичь только силой интеллекта, опираясь на рациональное, абстрактное мышление.
3. Рациональное познание:
· существует в 3-х основных ФОРМАХ: понятие, суждение, умозаключение.
· ПОНЯТИЕ – простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов. (металлы – свойство электропроводности) С помощью понятий выражается любая человеческая мысль.
· СУЖДЕНИЕ – обеспечивают связь понятий в процессе мышления, форма мысли, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Они фиксируют отношения между существующими различными предметами, явлениями, свойствами. (Например: медь– металл)
· УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мысли, которая устанавливает связь между разными суждениями и делаются определённые выводы. (например: все металлы проводят электрический ток. Медь- металл. Следовательно, медь является проводником электрического тока)
Статус чувственной и рациональной сторон в познавательной деятельности человека получили разную оценку в истории философии. Уже в античности зародились два противоположных течения - СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ.
СЕНСУАЛИЗМ – отводит ведущую роль в познании органам чувств и считает, что именно из чувственных данных выводится логическим путём все содержание наших знаний (нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально в органах чувств)
Но в современной философии сенсуальный подход к познанию в основном преодолён.
РАЦИОНАЛИЗМ – философское течение, которое полагает, что основой знания является разум, абстрактное мышление. (Сократ, Платон, Аристотель)
Поэтому в сознании человека должны существовать некие абстрактные идеи и знания, которые не зависят от опыта и определяются только теоретическим мышлением.
Где же правда в споре о роли чувств и разума?
Она находится где-то между сенсуализмом и рационализмом. Чувственное познание непосредственно связывает нас с миром, даёт его конкретно-образную картину, обеспечивает первоначальную ориентацию. Рациональное познание опосредованно связывает субъекта с объектом, даёт нам теоретические образы вещей, обеспечивает знаниями законов бытия. В реальном процессе познания чувственная и рациональная стороны слиты, взаимодополняют друг друга. Правда их роль различна в различных типах познавательной деятельности: чем более она трафаретна, шаблонна, тем меньше в ней заслуга разума; и наоборот, чем больше творчества, неординарности, тем выше роль рационального мышления.
Не всегда предмет поддается чувственному и рациональному познанию. В таких ситуациях говорят об ИРРАЦИОНАЛЬНОМ (бессознательный, неразумный) ПОЗНАНИИ – познавательные акты, которые не сводятся к нормам логического мышления и не имеют научного объяснения.
Формы иррационального познания:
- Интуиция – непосредственное без анализа и обоснования усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного. Интуитивные догадки рассматриваются чаще всего в качестве итоговой фазы логического размышления, который протекает в глубине интеллекта и не осознаётся нами.
-Откровение (для религиозного человека)
Они предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины.