Общие советы по подготовке к собеседованию.




Безусловно, к любому собеседованию лучше подготовиться заранее. Так, желательно продумать возможные вопросы и ваши ответы на них, а также составить резюме. Основная задача — не только хорошо проявить себя на собеседовании, но и получить как можно больше информации о вакансии и о компании. Нельзя исключать, что некоторые особенности работы в компании лично для вас неприемлемы. (В частности, вас как потенциального работника могут совершенно не устроить порядки, установленные в компании, например, штрафные санкции за опоздание, ограниченное время обеда или что-либо другое.)

Определите, кто именно требуется на работу.

Это вопрос один из самых важных из тех, которые нужно выяснить еще до собеседования. Один и тот же специалист может выполнять различную работу, причем она может называться по-разному.


Первое, что необходимо сделать, – это внимательно ознакомиться с объявлением о вакансии, уже оно может многое рассказать о компании, куда собираетесь обратиться. Если объявление маленькое, значит, вакансия «не горит», ну а если работодатель постарался, чтобы его объявление бросалось в глаза, значит, специалист ему нужен срочно.

Далее следует обратить внимание на рубрику, в которой размещено объявление. Обратите внимание, какая именно специализация интересует работодателя.

Например, отличие между должностями начальника учебного центра и лаборанта компьютерного класса достаточно велико, но только в том случае, если в учебном центре больше одного компьютерного класса. В противном случае обязанности, которые выполняет и тот, и другой практически одинаковы, хотя в первом случае должность звучит намного презентабельнее. Иногда лаборанта могут назвать «начальником кабинета», что также должно несколько настораживать.

Сейчас во многие фирмы требуются программисты. Однако программистом могут назвать и человека, который занимается собственно программированием, и системного администратора, и консультанта внедрения.

Профессия «менеджер» также уже стала ни на что не похожа. По одному названию трудно сказать о характере выполняемой работы. Менеджерами сейчас называют и продавцов, и секретарей, и курьеров и еще неизвестно кого.

Внимательно ознакомьтесь с вакансией, которую предлагают эти фирмы, учитесь читать между строк. Если ничего конкретного не написано, то лучше всего позвонить по телефону и выяснить какие обязанности нужно будет выполнять, для того чтобы не тратить время зря на бесплодные поездки на собеседования.

Еще важная деталь. Если заранее выяснить обязанности или хотя бы общее направление работ, то уже на самом собеседовании можно подчеркнуть те знания и умения, которые необходимы для выполнения именно этой работы.


В том случае, если вас заинтересовала работа, о которой вы узнали из старой газеты, или от знакомых, будет уместным найти телефон этой компании по справочникам или через Интернет и позвонить туда. Вопрос о том, какие вакансии имеются в компании на данный момент, не будет рассматриваться как некомпетентный. Скорее, он свидетельствует о вашей заинтересованности в работе именно в этой компании.

Соберите информация о компании.

Узнайте все об интересующей вас компании. Постарайтесь собрать как можно больше информации, почитать информацию в Интернете, поспрашивать коллег и знакомых, знают ли они что-нибудь об этой компании. Посмотрите всю имеющуюся периодику. Иногда отдельные публикации дают гораздо больше, чем официальные источники. Важно только уметь читать между строк, нащупать проблему и проанализировать ее. Первый телефонный звонок в компанию также может вам в этом помочь. Не стесняйтесь выяснить, что представляет собой фирма, как долго она существует, чем занимается, чем вызвано появление новой вакансии, идет ли речь об организации новой структуры, она динамично развивается или просто старый сотрудник по какой- либо причине покинул рабочее место. Продемонстрировав свои знания на собеседовании, вы создадите себе преимущество перед теми, кто не знает ничего о данном направлении работы.

Выясните, с кем будет беседа

Задача для вас как соискателя - произвести на потенциального работодателя впечатление лучшего работника, которого он когда-либо искал. При этом возможно несколько вариантов предварительного отбора претендентов. Соответственно в каждом случае беседа будет происходить с разными людьми от менеджера по персоналу до, возможно, директора фирмы, если фирма небольшая.

Вариант первый: вас пригласил на беседу менеджер по персоналу. В этом случае ожидается еще одно или два собеседования с непосредственным начальником. Ваша задача объяснить менеджеру по персоналу, что вы знаете


в той области, в которой вам предстоит работать, в несколько раз больше, чем остальные возможные претенденты. Это не так сложно как кажется, поскольку собеседования поставлены на поток и беседа с менеджером по персоналу будет напоминать заполнение анкеты, в которую нужно вписать сведения, которые должны подчеркивать вашу профессиональную пригодность. Важно, чтобы вы рассказывали все в положительном тоне, используя в своем рассказе профессиональные термины.

Вариант второй: беседа будет происходить с вашим потенциальным непосредственным начальником. Здесь возможностей для маневра меньше. Просто терминами уже трудно отделаться и к вопросам, задаваемым на собеседовании, нужно тщательно подготовиться.

Третий вариант (самый сложный): тестирование по квалификации (или, как его еще называют, case-study), в ходе которого вам предлагается представить себя в рабочей ситуации и решить определенную проблему, сделать выбор, разрешить конфликт и т.д. Также вам может быть предложено пройти психологические тесты, тесты на определении вашего IQ. В этих заданиях проверяется одновременно квалификация, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Ведь вам могут задать задачу, которая в принципе не имеет решения, и посмотреть, как вы будете выходить из создавшейся ситуации.

Почувствуйте уверенность в себе.

Попытайтесь накануне укрепить ваше самосознание, вспомнив, например, то, что вы уже сумели достичь в жизни. Смоделируйте разговор с будущим оппонентом, задающим вам весьма критические вопросы. Постарайтесь тактично доказать ему, что именно ваша квалификация соответствует предполагаемой должности. Не зубрите возможные ответы наизусть, такая привязанность к тексту будет только мешать, но повторите несколько вариантов рассуждений на особо щекотливую тему.

Продумайте возможные вопросы и возможные ответы.


Домашние заготовки иногда здорово выручают в сложных ситуациях. Запоздалые реплики «с лестницы», когда уже дома в голову начинают приходить удачные ответы, облегчения, как водится, не приносят. Перед собеседованием еще раз внимательно перечитайте резюме, посмотрите характеристики и дипломы, которые вы намерены взять с собой. Разберитесь, какие пункты в них могут вызвать вопросы у человека, который, возможно, впервые знакомится с вашими документами. Не зацикливайтесь только на плохих оценках в аттестатах, дипломах, сертификатах или на перерывах в трудовой деятельности. Подумайте, как объяснить перерывы в работе или частую смену трудовой деятельности, что вы можете рассказать о своем предыдущем опыте, хобби и даже как вы ответите на вопрос о ваших пристрастиях в литературе и кино (он тоже возможен). Учтите, что вас в какой- то степени будут идентифицировать по названной любимой книге или фильму. Заготовьте вопросы, которые интересуют Вас. Эти вопросы для многих интервьюеров не менее важны, чем Ваши ответы.

Обдумайте заранее свой наряд, в котором вы намерены появиться на собеседовании.

Вы должны хорошо представлять себе, в какое учреждение вы направляетесь. Тот стиль, который приемлем в банках, страховых компаниях и других официальных учреждениях, не всегда воспринимается в творческих организациях, на производстве и т. д. Не важно, куда вы идете на собеседование о работе – в агентство или в компанию, вы в любом случае должны выглядеть безупречно. Одежда должна обязательно быть чистой, строго деловой и выглаженной, обувь начищена. Чистота и сдержанность в деталях - это главные моменты, на которые обращают внимание менеджеры по персоналу, справедливо полагая, что аккуратность в деталях одежды, означает аккуратность в рабочих делах. В любом случае одежда должна быть удобной. Любую новую вещь надо опробовать хотя бы один раз, чтобы понять, насколько вам в ней свободно и комфортно, не мнется ли она. Не старайтесь выглядеть шикарно. Но и чрезмерное желание казаться


скромнее не даст желаемых результатов, это понижает ваши шансы. Вы должны произвести впечатление преуспевающего, ухоженного человека. Длинные волосы у мужчин, неаккуратные прически у женщин, неоправданное отсутствие косметики или, напротив, чрезмерный макияж, вызывающие украшения или слишком назойливый запах духов — все это будет истолковано на собеседовании не в вашу пользу.

 

2. Как понравиться работодателю уже по телефону.

Первый контакт с работодателем происходит обычно по телефону. И от ваших слов, формулировок, поведения зависит не так уж мало.

Заранее подготовьтесь к разговору с кадровиком. Скажите, какая конкретно вакансия вас интересует, расспросите о ней более подробно. Завязать беседу необходимо, ведь в процессе разговора может выясниться, например, что вас не устраивает разъездной характер работы, о чем не было сказано в объявлении, и дальнейший диалог не будет иметь смысла. Если менеджер по персоналу не захочет вам отвечать, призадумайтесь, стоит ли стремиться в эту компанию. Ну а если вы заинтересовали работодателя, он сам определит, как дальше действовать: посылать резюме, приходить на собеседование, либо побывать на объекте, где предстоит трудиться, чтобы сразу получить полное впечатление.

Если резюме уже отправлено, стоит ненавязчиво напомнить о себе, поинтересоваться, в какой стадии рассмотрения оно находится. Если работодатель предупредил, что резюме рассматриваются не менее семи дней, не следует в течение этой недели звонить каждый день. Такая назойливость явно неуместна.

Работодатель в свою очередь может задать такие вопросы, как: где вы работали раньше, какие ожидания по зарплате, устраивает ли график, далеко ли живете от нового места работы? Соискатель должен быть готов к таким вопросам и заранее обдумать ответы.


Первый телефонный звонок – прекрасная возможность узнать больше информации о компании, будущей работе и лучше подготовиться к собеседованию.

Разговор необходимо вести доброжелательно, а не в форме допроса или методичного выуживания информации. Ваша задача — с первых шагов проявить свою заинтересованность.

При первом звонке работодателю очень важен элемент конкретики. Следует четко сказать, какая должность интересует, назвать источник, из которого вы узнали о вакансии, и пригласить к телефону именно того человека, имя которого указано в объявлении.

Далее – вкратце рассказать о себе. Но обычно без наличия резюме работодатель не вступает с соискателем в долгие разговоры. В таком случае следует выяснить, как отправить резюме – по факсу или по электронной почте, затем отослать этот документ и ждать, когда с вами свяжутся.

3. Что необходимо взять с собой на собеседование.

Вам назначено собеседование. Вы подготовились — правильно подобрали одежду, настроились на позитивный лад. Однако следует обратить внимание на некоторые детали.

1. Документы. О необходимости брать паспорт даже говорить не стоит — любая серьезная фирма попросит вас при входе удостоверить личность. Какой бы характер ни имела беседа, не поленитесь взять диплом и другие документы об образовании - ваши голословные утверждения могут подвергаться сомнению. Трудовая книжка тоже не будет лишней. Иначе полной уверенности в том, что вы не были уволены с прежней работы по статье некрасивого содержания, у вашего визави не будет. Обязательно возьмите с собой резюме, его лучше принести в отдельной папке или в твердом файле — лист ни в коем случае не должен быть помятым.

2. Блокнот и ручка. Скорее всего, вам нужно будет делать какие-то пометки по ходу беседы. В блокноте непременно должны быть чистые листы,


а ручка должна быть исправной. Искать пустой клочок бумажки в потрепанной тетрадке и тщетно расписывать стержень на глазах собеседника — не самые уместные действия.

3. Часы. Не забудьте взять с собой часы, предварительно проверив, правильно ли они идут. Не стоит полагаться на внутреннее чувство времени, а также на уличные циферблаты и табло в метро — они нередко грешат неточностью.

4. Карта города. Компактная карта города окажется весьма кстати — иной раз на поиск переулка в центре города требуется больше времени, чем на то, чтобы добраться до окраины. Заранее изучите свой маршрут и не забудьте взять с собой карту или схематично зарисовать расположение нужного места в блокноте.

5. Носовой платок. Платок пригодится для того, чтобы протереть перед встречей руки. Даже если на собеседовании вам не придется пожимать руку собеседнику, не очень чистые руки — а для этого достаточно поездки в общественном транспорте или съеденного по пути мороженого — придется прятать. Причем произвести подобные манипуляции незаметно вряд ли удастся. Платок вас выручит также в случае неожиданного насморка.

6. Зонт. В день собеседования обязательно послушайте прогноз погоды, и даже в случае маловероятного дождя не поленитесь взять с собой зонт. Вряд ли вы будете чувствовать себя комфортно, если во время разговора с вас будет стекать вода.

7. Чистящая губка для обуви. Чистая и опрятная обувь замолвит за вас доброе слово. Запачкать же ее, особенно осенью, не составит труда. Конечно, все знают, что на улице слякоть, но стоя в грязной обуви на чистом полу, а то и на светлом ковре, вы будете выглядеть неряшливо. Маленькая губка с полирующей жидкостью решит проблему.

8. Освежитель дыхания. Освежающие конфеты, жевательная резинка, мятный аэрозоль - неважно, как вы это сделаете, но запах выпитого кофе,


выкуренных сигарет, не говоря уже об обеде с чесночной подливкой, не добавит вам шарма.

9. Мобильный телефон или телефонная карта. Если все же случилось непоправимое — вы опаздываете или вообще не можете прийти, обязательно позвоните интервьюеру и предупредите. В этом случае вам, скорее всего, назначат другое время. И, наконец, последнее — наведите в сумке порядок, выбросив все лишнее! Если на собеседовании вы будете долго копаться в ней в поисках нужных предметов, вряд ли работодатель сочтет вас аккуратным работником.

 

III. Общие советы, как вести себя на собеседовании.

Пунктуальность. Пунктуальность при появлении на собеседовании — одна из высших заповедей. Тому, кто опоздает, с большим трудом придется преодолевать возникшее предубеждение. Постарайтесь появляться на собеседовании за десять минут до назначенного времени. Тогда у Вас будет возможность присмотреться к офису, к тому, что в нем делается и лучше узнать фирму.

Документы. При себе нужно иметь резюме, а также оригиналы или копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих Вашу квалификацию.

Уверенность в себе. Вы должны рассказывать о своей работе с воодушевлением. Вы все знаете, все можете, вы должны регулярно вспоминать ваши контакты в этой сфере. Из вашей речи должно чувствоваться, что вы хотите работать на этой позиции. Вы должны четко объяснить свою мотивацию, почему вы хотите работать в этом направлении. Тем не менее, если вы будете показывать, что вам слишком сильно нужна эта работа, то это вызовет подозрения. Вы не должны суетиться и оправдываться. Уверенность – это спокойствие и оптимизм. Хвалите себя, любите себя, и вас захотят позвать на работу.


Решающие секунды. Ученые уже давно выяснили, что первые десять секунд встречи являются решающими для того, чтобы определить, симпатичен вам человек или нет. Итак, исходите из того, что у вас практически есть только 10 секунд, чтобы понравиться и побудить работодателя сделать выбор в вашу пользу. Вы должны произвести самое хорошее первое впечатление. Исправлять что-то впоследствии будет очень сложно. Держитесь дружелюбно, раскованно, но не развязно, открыто смотрите своему собеседнику в глаза (разумеется, не застывшим взглядом), подождите, пока вам протянут руку, крепко пожмите ее, но не пытайтесь ее сдавливать (речь идет о мужчинах). Сохраняйте с первых минут дистанцию, держитесь на почтительном расстоянии. Даже теснота в помещении не может служить оправданием. В противном случае вы просто разбудите агрессию у собеседника.

Легкое начало. Сценарий многих собеседований начинается с короткого обмена приветствиями, вопросов относительно погоды, легко ли вам удалось найти фирму, как вы добирались и т. д. После чего, собственно, должен последовать ваш монолог на тему: «Мой путь профессионального становления». С одной стороны, надо постараться акцентировать внимание на существенных фактах трудовой биографии, с другой стороны — не проявлять занудства. Следите за своим собеседником — он может откровенно заскучать от слишком подробного рассказа.

Не упускайте посторонних деталей. Вполне понятно и объяснимо, что во время собеседования вы нервничаете и сосредоточены только на своей теме. И все-таки постарайтесь держать в поле зрения посторонние детали.

· Правильно сесть. Сядьте с работодателем (интервьюером) на одном уровне, то есть друг напротив друга, лицом к лицу. Если предлагаемый вам стул стоит не лучшим образом, переставить его так, чтобы создать удобное пространство для общения. Не бойтесь пододвинуть для себя стул, опустить сиденье, если оно слишком высоко для вас. Такое поведение - демонстрация вашей уверенности, инициативы и организаторской жилки.


· Поза. Старайтесь быть повернутым к интервьюеру, чтобы он ощущал вашу заинтересованность и активное участие в диалоге. Поза должна быть достаточно открытой. Руки лучше положите на стол или на колени. Плохо, если руки все время соединены "в замок" или спрятаны под столом. Ноги лучше ставить прямо и уверенно, не скрещивая под стулом. Поза "нога на ногу" некоторым интервьюерам не нравиться, однако, если для вас это привычная поза и сам интерьер так сидит то и вам, скорее всего, можно это сделать.

· Зрительный контакт. Внимательно смотрите на интервьюера, вы не только лучше поймете его, но и произведете впечатление заинтересованного человека, уверенного в своих силах. Отведенный в сторону взгляд это не только потеря информации, но и элемент жалкого внешнего вида. ваша речь становится более убедительной, если вы будете смотреть на интервьюера. Наблюдая за мимикой, позой и движениями интерьера, вы легче может понять, как он воспринимает Ваши слова, и при необходимости скорректировать свой ответ.

· Жестикуляция. Умеренная и уместная жестикуляция делает вашу речь более убедительной.

Многие интервьюеры делают серьезные выводы о характеристиках человека именно на основе стандартной интерпретации языка жестов. В частности, по жестам, взгляду, мимике пытаются определить, насколько искренне, правдиво претендент на вакансию отвечает на поставленные вопросы.

В табл. 1 приведены основные жесты и позы, а также их общепризнанная интерпретация.

Таблица 1.

Интерпретация
Интерпретация жестов и поз в ходе собеседования

 
 


Легкая улыбка, спокойное выражение лица, ненапряженная поза, внимательный взгляд, корпус чуть наклонен к собеседнику, движения уверенные Готовность к контакту, открытость
Открытые ладони Правдивость, открытость, признание авторитета интервьюера
Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание
Ладони повернуты к себе Приглашение к взаимопониманию, войти в положение, понять состояние
Сцепленные руки, лежащие на столе или коленях Разочарование, досада, скрытое недовольство
Отведение взгляда, частые моргания, почесывание шеи, оттягивание воротника, прикрытие рукой рта во время высказывания Ложь, утаивание, скрытность

Проанализировать особенности собственного языка жестов в ходе собеседования можно с помощью видеотренинга.

· Паузы. Умение держать паузы насыщает вашу речь убедительностью. Иногда интервьюер может использовать паузу в качестве испытания претендента на работу. Вы ответили на вопрос интервьюера, а он молчит. Создается стрессовая ситуация и тот, кто не выдерживает стресса, часто пытается дополнить свой ответ, а это часто работает против кандидата. Спокойно выдержанная пауза добавляет уверенность вашему ответу и демонстрирует вашу готовность к продолжению беседы.

· Мимика. Если вы улыбаетесь, то у вас больше шансов показаться благополучным и уверенным в себе человеком. Однако, не следует улыбаться постоянно. И улыбка должна быть уместной. Когда


улыбка приходит на ваше лицо достаточно часто, в том числе в паузах, которые вы делаете после ваших ответов, это обычно воспринимается хорошо.

Говорите правду. После того как кандидат расскажет о себе, ведущую роль в дальнейшем разговоре берет на себя потенциальный работодатель. Слушайте внимательно его вопросы, чаще всего они бывают стандартны. Ответы должны быть хорошо продуманы заранее. Старайтесь быть правдивыми. Не стоит рассказывать сказки, если вы чувствуете, что профиль предполагаемой работы не совсем соответствует вашей квалификации. Лучше сразу и честно оговорить заранее, что вам потребуется время, чтобы войти в курс нового дела. И не распевайте о своих заслугах и достижениях. Вполне возможно, что о вас уже навели справки на прежнем месте работы. Будет очень неловко, если не все соответствует действительности.

Умейте задавать вопросы Профессиональный руководитель отдела персонала ведет четко структурированный разговор и ожидает от вас точных, недвусмысленных и честных ответов. Но и умными вопросами вы можете поднять свои шансы. Старайтесь не задавать их, начиная со слова «почему» — это всегда таит в себе скрытую критику. Лучше использовать слова «кто»,

«что» или «как» — они подразумевают желание просто получить информацию. Не рекомендуется сразу же осведомляться по поводу оплаты предстоящего отпуска или возможности скользящего графика. Спросите лучше, с кем вы должны сотрудничать. Хорошо воспринимается и интерес к стратегии и структуре предприятия, перспективам его развития. Все эти вопросы лучше продумать дома, в спокойной обстановке, даже записать их. Но уж ни в коем случае не являться с этой шпаргалкой на собеседование — это производит плохое впечатление.

Покажите высокую мотивацию. Вашему будущему работодателю приятно услышать, что вам хотелось бы занять место в его фирме, но банальные комплименты не заставят его в это поверить. Вам придется объяснить, почему работу именно на этом предприятии вы находите


интересной и перспективной для себя. И не забудьте — цели организации должны совпадать с вашими устремлениями.

Не огорчайтесь ни в коем случае. Если в конце разговора вы услышите вялое «мы подумаем и в случае положительного решения позвоним вам», не ждите звонка, а смело продолжайте поиски. Как правило, слабая заинтересованность означает то, что собеседование вам, к сожалению, пройти не удалось. Такая формулировка чаще всего свидетельствует об отказе. Не расстраивайтесь. Ни в коем случае не думайте, что вы – плохой специалист, не доучились и прочее. Проанализируйте спокойно, что вы сделали не так и почему в этот раз вам не удалось «продать» себя. В любом случае неудачное собеседование послужило для вас уроком, который поможет сделать правильные выводы в дальнейшем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: