ЗАНЯТИЕ №4
ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГНОСЕОЛОГИИ.ПОЗНАНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГНОСЕОЛОГИИ.
ПОЗНАНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫВ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
1. Основные проблемы и понятия гносеологии:
ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философского знания, изучающий проблему возможности, способов и путей познания или философская теория познания.
· она выявляет общие свойства и закономерности любого познавательного процесса.
· исследует самые разные виды познания: обыденного, мистического, научного…..
Основные категории гносеологии:
Познание- процесс приобретения человеком знаний о реальном мире и о себе самом как его частичке.
Знание – относительно верные сведения о реальности.
Незнание – отсутствие достоверных знаний о чём-либо.
Общие постулаты познания:
1. ПОЗНАНИЕ – есть не что иное, как движение от незнания к знанию, преодоление заблуждений, достижение всё более верных и полных сведений о мире.
2. ПОЗНАНИЕ присуще в той или иной форме все живым существам, способствуя их выживанию в мире.
(«… от амёбы до Эйнштейна всего один шаг» - К.Поппер)
таким образом, ПОЗНАНИЕ есть необходимый атрибут человеческого бытия, естественное условие существования человека, а знания о мире - важнейшая жизненная ценность.
3. ПОЗНАНИЕ возможно потому, что и познаваемый мир, и познающий его человек обладают необходимыми для этого свойствами. сам мир как бы безразличен к познавательным интересам человека, но он позволяет познавать себя.
Это объясняется тем, что что в МИРЕ существуют УПОРЯДОЧЕННОСТЬ явлений, ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВОЙСТВА.
|
Подобная организация мира позволяет её обнаружить. И наоборот, хаотичный. непредсказуемый мир не давал бы человеку его познать: разум не смог бы зацепиться за что-нибудь стабильное или закономерное.
К тому же сам ЧЕЛОВЕК обладает определёнными способностями, данными ему от природы и развитыми в процессе социокультурной эволюции – сознанием, языком, абстрактным мышлением, творчеством, практическими навыками – и это позволяет человеку осваивать мир с помощью познания.
Проблема познаваемости мира.
Стержнем всех гносеологических проблем является проблема познаваемости мира - может ли человек получить достоверное знание?
В истории философии можно найти разные ответы, но их можно объединить в 2 основных:
-- оптимистический: *границ познания не существует
*человеческому разуму доступны се явления действительности
*эта теория подтверждается созидательной деятельность человека: успешная переделка мира невозможна, если бы мы не узнали законы бытия.
*марксистская идеология и классическая наука
-- пессимистический *ограничивает познавательные возможности человека
* АГНОСТИЦИЗМ – концепция, которая отрицает познаваемость всего того, что не может быть представлено в непосредственном опыте человека – Бога, …(И.Кант)
* СКЕПТИЦИЗМ – течение, сторонники которого сомневаются в возможности достоверного познания мира (Др. Греция – Пиррон, Агриппа), доказывают относительность нашего знания о вещах в силу их постоянной изменчивости (например, одинаковые вещи вызывают у разных людей неодинаковые представления о них).
|
*Позиция пессимизма имеет право быть, так как мы всегда имеем дело не только со знанием, но и с не знанием, причём границы его расширяются вместе с ростом нашего знания: «мы знаем достаточно много» и «наше незнание безгранично».
Доля здорового пессимизма должна отрезвлять нас, способствовать критической оценке собственных знаний. Но в повседневной жизни каждый из нас должен быть оптимистом – мы можем получать достоверные знания о мире и тем самым преобразовывать его.
3. Взаимосвязь субъекта и объекта в познании:
Другая важная проблема гносеологии – вопрос о взаимодействии человека и познаваемого мира - проблема отношениймежду субъектом и объектом.
Современная трактовка этой проблемы восходит к Новому времени (Бэкон, Декарт) – о неразрывной связи субъекта и объекта познания.
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – тот, кто познаёт вещи и явления.
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – то, что познается, т.е. предметы, явления, свойства.
Принципы взаимодействия субъекта и объекта в истории философии представлялись по-разному.
Начиная с сер.19 века в марксизме и др. философская школах развивается современная модель познавательного процесса – ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ. Её сущность можно свести к следующим основным положениям:
1. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на объект познания с целью раскрытия его основных свойств и связей.
Иными словами, мы познаём предметы такими, какими их раскрывают наши действия с ними и особенно – практика.
2. Субъект познания – всегда социальное явление. Субъект познания в своей познавательной деятельности связан –опосредованно или непосредственно – с другими людьми, использует не только свой личный, но и общечеловеческий опыт и разум. Конкретный человек является, таким образом, «полномочным представителем» человечества.
|
3. Процесс познания направляется определённой социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных, общественных потребностей, целей, знаний, мировоззрения и др. компонентов культуры, в сфере которой он живёт. Именно уровень культуры задаёт субъекту определённое видение изучаемых объектови интерпретацию полученных знаний.
4. Все компоненты познавательных отношений – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны и изменяются по мере развития общества.
ИТАК, сущность процесса познания состоит в двустороннем взаимодействии, диалоге субъекта и объекта.
С одной стороны, объект воздействует на человека, сам кое-что говорит о себе(но это лишь поверхностные знания).
С другой стороны, субъект активно воздействует на познаваемый объект, спрашивает его о том, о чём сам объект умалчивает.
4. Проблема истины в теории познания:
Ещё одна важная проблема теории познания – вопрос о том, возможно ли достижение истины(достоверного знания).
Философские представления об истине прошли долгий путь и в настоящее время существует несколько КОНЦЕПЦИЙ ИСТИНЫ: Классическая концепция истины (стр. 120)
Начало в Античности.
Многие вещи и их свойства скрыты от познания. Поиск таких спрятанных явлений может вести человека по пути МНЕНИЯ и по пути ИСТИНЫ. МНЕНИЕ- мнимое знание, которое опирается лишь на наши органы чувств. ИСТИНА же это достоверное знание, которое добывается теоретическим мышлением – ему вещи открываются.
Соответственно, ИСТИНА (в Античной философии) – соответствие наших знаний о вещи самой вещи, полное совпадение между ними.
Значит, наши представления о вещи могут быть полярными: они или верны – тогда это истина, или неверны – и тогда мы имеем дело либо с заблуждением либо с ложью. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это «чудовище сознания», лишь принимается за истину, но ею не является.; ЛОЖЬ же сознательное искажение истины.
Соответствует или не соответствует наше знание вещам устанавливает ПРАКТИКА, которая является главным критерием истины. ПРАКТИКА, по теории марксизма должна быть «первой и основной точкой зрения теории познания». Вместе с тем, наши практические средства всегда ограничены, мы зачастую не можем подтвердить или опровергнуть наши знания.
ИСТИНА – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним; это правильное отражение действительности.
ПАРАМЕТРЫИСТИНЫпо классической концепции:
· с точки зрения содержания – истина обладает ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ. Содержание любого истинного знания о предмете определяется самим предметом (движение электронов в атоме обусловлено структурой атома).
· с точки зрения полноты знания – истина характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬЮ и АБСОЛЮТНОСТЬЮ.
Относительность – неполнота нашего знания о вещи.
Абсолютность истины – исчерпывающее, законченное знание о предмете. Реально таких знаний не существует, и абсолютная истина – это предел, к которому стремится знание.
· с точки зрения условий познания – истина обладает КОНКРЕТНОСТЬЮ. Истина является истиной лишь для вполне конкретных условий. За их пределами она может превратиться в заблуждение (вода кипит при 100 градусах и это истина лишь в условиях нормального атмосферного давления).
Прагматическая концепция истины:
Авторы Пирс, Джемс, Дьюи. Исходит из функционального понимания истины, её эффективности и полезности для достижения целей субъекта. ИСТИНА – это то, что лучше всего подходит жизни.
В такой логике заложена опасность субъективного произвола: каждый может считать истиной то, что привело его к успеху, к достижению цели.
Но есть и достоинство – стремление придать проблеме реалистический, житейский характер, наполнить её практическим значением для человека.
Когерентная концепция:
используется в основном в научном познании.
Истина здесь то, что внутренне непротиворечивое, самосогласованное знание.
главная проблема в том. что внутренняя непротиворечивость знания не всегда означает его совпадение с действительностью.
Плюралистическая концепция:
Исходит из факта сложности познаваемых объектов и приходит к выводу о том, что истин об одном и том же явлении несколько. Например, знания о сложном явлении, полученные разными субъектами, могут по-разному его отражать и каждое в чём-то верно. Поэтому нельзя отдать предпочтение какой-то одной истине – все они равноправны. значит, целостное знание о таком явлении должно строиться по принципу дополнительности (дополнено другими истинами).
Например, человек – существо физическое, но оно же существо биологическое, социальное, космическое….
Представления человека о мире далеко не всегда однозначно распределены по полюсам – истина и заблуждение. Поэтому существует «степень истины», «частичная истина», «правдоподобная истина». А иногда просто не возможно дать единственно верный ответ (например ответ на вопрос В чём смысл жизни?)