Учёным свойственно множество недостатков, но они хранят своё основное кредо: «Лозунг, провозглашённый тысячу раз десятью тысячами, не является в большей степени истиной, чем противоположное убеждение, высказанное шепотом одним человеком».
С. Паркинсон
Вы согласны? Объясните свою позицию.
Немецкий физик Макс Планк, Нобелевский лауреат, один из создателей квантовой механики, любил рассказывать о том, как в молодости старший коллега жалел его в связи с тем, что всё важное в физике уже сделано. А представителям поколения Планка остаётся лишь стирать пыль с уже построенных физических приборов.
Сейчас мыслима такая ситуация?
Наука полководец, а практика – солдаты.
Л. да Винчи
Приемлемо?
4. Какое из приведённых высказываний вам кажется более верным:
А) истина – ясное и самоочевидное положение;
Б) истина – мысль, приводящая к успеху;
В) истина – знание, которое соответствует показаниям органов чувств;
Г) истина – знание, которое отражает объективный мир;
Д) истина – логическое непротиворечивое знание;
Е) истина – то, что просто, а не сложно мыслится.
Какой смысл заключён в афоризме «Знание – сила»?
6. Какой концепции познания истины соответствует данное высказывания:
Л.Лейбница: «Людей много, а истина одна, и все кто ищет её, помогают друг другу»;
К. Нарбута: «Мы приходим к истине или путём пользования предметами и выведения одного из другого, или благодаря опыту».
Как вы понимаете данное высказывание французского философа М. Монтена: «Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало». Зачем тогда учиться?
Истинность мысли и правильность мысли – это одно и тоже?
9. Найдите логическую ошибку в рассуждении:
Вы не то, что я.
Я человек.
Следовательно, вы – не человек. (в 1 суждение: человек рассматривается как существо биологическое, а во 2 суждении, как существо психологическое – подмена п
Проблема истины в теории познания:
Ещё одна важная проблема теории познания – вопрос о том, возможно ли достижение истины(достоверного знания).
Философские представления об истине прошли долгий путь и в настоящее время существует несколько КОНЦЕПЦИЙ ИСТИНЫ:
Классическая концепция истины (стр. 120)
Начало в Античности. Многие вещи и их свойства скрыты от познания. Поиск таких спрятанных явлений может вести человека по пути МНЕНИЯ и по пути ИСТИНЫ. МНЕНИЕ- мнимое знание, которое опирается лишь на наши органы чувств. ИСТИНА же это достоверное знание, которое добывается теоретическим мышлением – ему вещи открываются.
Соответственно, ИСТИНА (в Античной философии) – соответствие наших знаний о вещи самой вещи, полное совпадение между ними.
Значит, наши представления о вещи могут быть полярными: они или верны – тогда это истина, или неверны – и тогда мы имеем дело либо с заблуждением либо с ложью. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это «чудовище сознания», лишь принимается за истину, но ею не является.; ЛОЖЬ же сознательное искажение истины. Соответствует или не соответствует наше знание вещам устанавливает ПРАКТИКА, которая является главным критерием истины. ПРАКТИКА, по теории марксизма должна быть «первой и основной точкой зрения теории познания». Вместе с тем, наши практические средства всегда ограничены, мы зачастую не можем подтвердить или опровергнуть наши знания.
ИСТИНА – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним; это правильное отражение действительности.
ПАРАМЕТРЫИСТИНЫпо классической концепции:
· с точки зрения содержания – истина обладает ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ. Содержание любого истинного знания о предмете определяется самим предметом (движение электронов в атоме обусловлено структурой атома).
· с точки зрения полноты знания – истина характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬЮ и АБСОЛЮТНОСТЬЮ. Относительность – неполнота нашего знания о вещи.Абсолютность истины – исчерпывающее, законченное знание о предмете. Реально таких знаний не существует, и абсолютная истина – это предел, к которому стремится знание.
· с точки зрения условий познания – истина обладает КОНКРЕТНОСТЬЮ. Истина является истиной лишь для вполне конкретных условий. За их пределами она может превратиться в заблуждение (вода кипит при 100 градусах и это истина лишь в условиях нормального атмосферного давления).
Прагматическая концепция истины:
Авторы Пирс, Джемс, Дьюи. Исходит из функционального понимания истины, её эффективности и полезности для достижения целей субъекта. ИСТИНА – это то, что лучше всего подходит жизни. В такой логике заложена опасность субъективного произвола: каждый может считать истиной то, что привело его к успеху, к достижению цели. Но есть и достоинство – стремление придать проблеме реалистический, житейский характер, наполнить её практическим значением для человека.
Когерентная концепция:
Используется в основном в научном познании. Истина здесь то, что внутренне непротиворечивое, самосогласованное знание.
Главная проблема в том, что внутренняя непротиворечивость знания не всегда означает его совпадение с действительностью.
Плюралистическая концепция:
Исходит из факта сложности познаваемых объектов и приходит к выводу о том, что истин об одном и том же явлении несколько. Например, знания о сложном явлении, полученные разными субъектами, могут по-разному его отражать и каждое в чём-то верно. Поэтому нельзя отдать предпочтение какой-то одной истине – все они равноправны. значит, целостное знание о таком явлении должно строиться по принципу дополнительности (дополнено другими истинами). Например, человек – существо физическое, но оно же существо биологическое, социальное, космическое….
Проблема истины в теории познания:
Ещё одна важная проблема теории познания – вопрос о том, возможно ли достижение истины(достоверного знания).
Философские представления об истине прошли долгий путь и в настоящее время существует несколько КОНЦЕПЦИЙ ИСТИНЫ:
Классическая концепция истины (стр. 120)
Начало в Античности.
Многие вещи и их свойства скрыты от познания. Поиск таких спрятанных явлений может вести человека по пути МНЕНИЯ и по пути ИСТИНЫ. МНЕНИЕ- мнимое знание, которое опирается лишь на наши органы чувств. ИСТИНА же это достоверное знание, которое добывается теоретическим мышлением – ему вещи открываются.
Соответственно, ИСТИНА (в Античной философии) – соответствие наших знаний о вещи самой вещи, полное совпадение между ними.
Значит, наши представления о вещи могут быть полярными: они или верны – тогда это истина, или неверны – и тогда мы имеем дело либо с заблуждением либо с ложью. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это «чудовище сознания», лишь принимается за истину, но ею не является.; ЛОЖЬ же сознательное искажение истины.
Соответствует или не соответствует наше знание вещам устанавливает ПРАКТИКА, которая является главным критерием истины. ПРАКТИКА, по теории марксизма должна быть «первой и основной точкой зрения теории познания». Вместе с тем, наши практические средства всегда ограничены, мы зачастую не можем подтвердить или опровергнуть наши знания.
ИСТИНА – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним; это правильное отражение действительности.
ПАРАМЕТРЫИСТИНЫпо классической концепции:
· с точки зрения содержания – истина обладает ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ. Содержание любого истинного знания о предмете определяется самим предметом (движение электронов в атоме обусловлено структурой атома).
· с точки зрения полноты знания – истина характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬЮ и АБСОЛЮТНОСТЬЮ.
Относительность – неполнота нашего знания о вещи. Абсолютность истины – исчерпывающее, законченное знание о предмете. Реально таких знаний не существует, и абсолютная истина – это предел, к которому стремится знание.
· с точки зрения условий познания – истина обладает КОНКРЕТНОСТЬЮ. Истина является истиной лишь для вполне конкретных условий. За их пределами она может превратиться в заблуждение (вода кипит при 100 градусах и это истина лишь в условиях нормального атмосферного давления).
Прагматическая концепция истины:
Авторы Пирс, Джемс, Дьюи. Исходит из функционального понимания истины, её эффективности и полезности для достижения целей субъекта. ИСТИНА – это то, что лучше всего подходит жизни.
В такой логике заложена опасность субъективного произвола: каждый может считать истиной то, что привело его к успеху, к достижению цели.
Но есть и достоинство – стремление придать проблеме реалистический, житейский характер, наполнить её практическим значением для человека.
Когерентная концепция:
используется в основном в научном познании.
Истина здесь то, что внутренне непротиворечивое, самосогласованное знание.
Главная проблема в том, что внутренняя непротиворечивость знания не всегда означает его совпадение с действительностью.
Плюралистическая концепция:
Исходит из факта сложности познаваемых объектов и приходит к выводу о том, что истин об одном и том же явлении несколько. Например, знания о сложном явлении, полученные разными субъектами, могут по-разному его отражать и каждое в чём-то верно. Поэтому нельзя отдать предпочтение какой-то одной истине – все они равноправны. значит, целостное знание о таком явлении должно строиться по принципу дополнительности (дополнено другими истинами).
Например, человек – существо физическое, но оно же существо биологическое, социальное, космическое….