Текст для сочинения в формате ЕГЭ (русский язык, задание 27)




 

У современного писателя и публициста Захара Прилепина есть произведение о новогодних подарках "замечательно бедных" родителей для маленького сына, искренне верящего в Деда Мороза. Несколько лет назад этот отрывок попался одиннадцатиклассникам на экзамене. Хочу, чтобы желающие попробовали написать по нему сочинение в формате ЕГЭ. Самые смелые могут выкладывать работы в комментариях. Менее решительные будут учиться на чужих ошибках.

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. (8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка. (13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. (26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того. (31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает. (36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно. (39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!» (45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.

(52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким.

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма. (61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. (62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

Напоминаю, что ваше сочинение должно содержать следующие части:

1. Проблема

2. Комментарий к проблеме

3. Позиция автора

4. Согласие (несогласие) с позицией автора + обоснование

5. Вывод

6. 2 способа формулировки проблемы:

1 способ:

повествовательное предложение, включающее конструкцию "проблема+существительное в родительном падеже".

В тексте, предложенном для анализа, В.Солоухин поднимает проблему материнского самопожертвования.

Этот способ иногда может привести к слишком широкому толкованию проблемы. Чтобы этого избежать, используем другой вариант.

Способ

вопросительное предложение (можно два)+отсылка к исходному тексту

В чём проявляется любовь матери к своим детям? На что готова она, если детям угрожает опасность? Именно над этими вопросами размышляет В.Солоухин в предложенном для анализа тексте.

Комментарий к проблеме, друзья мои, - это не только самая объёмная, самая сложная, но и самая "ценная" часть сочинения. За правильно написанный комментарий вы получаете сразу 5 первичных баллов. Как это сделать? Будем разбираться.

Проверяющий хочет увидеть в вашем комментарии 5 пунктов, за которые и даст вам пять баллов: первый пример из доставшегося вам текста, важный для понимания проблемы, + пояснение к нему; второй пример из доставшегося вам текста, важный для понимания проблемы, + пояснение к нему; связь между примерами.

Примеры-иллюстрации из текста должны убедить вас и эксперта, что сформулированная вами в первом абзаце проблема действительно есть в исходном тексте. Эти примеры могут быть введены в виде цитат или краткого пересказа, но обязательно должны сопровождаться действиями автора. Рекомендую "дежурные" фразы, с которых можно начать комментарий:

Размышляя над проблемой, автор вспоминает... (знакомит нас с..., акцентирует внимание читателя на том, что..., ставит своего героя перед сложным выбором...)

Размышляя над этими вопросами, писатель подробно описывает... (с горечью замечает, что..., утверждает, что..., заостряет внимание на том, что...)

Размышляя над проблемой, автор подробно описывает ситуацию летнего паводка: "По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле". Сначала герой- рассказчик ни о чём не задумывается, он только любуется "воистину необыкновенным зрелищем". Описывая разгул стихии, автор хочет донести до читателя одну простую истину: то, что вызывает восторг у человека, может быть настоящим бедствием для животного мира.

Далее В. Солоухин акцентирует наше внимание на описании крошечных, беспомощных детёнышей выхухоли и поведении их матери, которая при виде человека не уплыла, а пыталась остаться на одном месте, борясь с сильным течением, так как "невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке". С помощью этой метафоры писатель показывает силу материнской любви, не позволяющей бросить детёнышей в опасности.

Оба примера, дополняя друг друга, позволяют лучше понять позицию автора.

Проблема

В чём проявляется любовь матери к своим детям? На что готова она, если малышам угрожает опасность? Именно над этими вопросами размышляет В.Солоухин в предложенном для анализа тексте.

Позиция автора

Наблюдая за поведением выхухоли, автор приходит к выводу, что материнская любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти. Ведь, если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё есть, даже собственной жизнью.

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, для родителей всегда на первом месте будет безопасность их детей. Чтобы убедиться в этом, вспомним стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Воробей", в котором птица ринулась спасать своего выпавшего из гнезда воробьишку от собаки. Хотя собака казалась воробью громадным чудовищем, он не смог усидеть на высокой безопасной ветке: сила родительской любви сбросила его оттуда.

Если проблема текста – это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос. Авторская позиция проявляется в отношении автора к изображаемым событиям, явлениям, героям и их поступкам.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений действительности:

· Отличный

· Прекрасный

· Превосходный

· Чудесный

· Великолепный

· Скверный

· Гадкий

· Отвратительный

· Безобразный и т.п.

Любящий человек – это великое благо.

Отношение автора могут передавать средства выразительности, например, риторические восклицания.

Как много во всём этом ума и чувства красоты!

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора:

К сожалению

К несчастью

К счастью

Ко всеобщей радости и т.п.

К несчастью, так складывается жизнь, что всё чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека.

Побудительные предложения содержат авторский призыв, обращенный к читателю:

Так что учитесь у великих…
Будьте внимательны…

Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на вопросы:

Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героев?

Как относятся к герою окружающие его персонажи?

Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения?

Согласен автор с героем или нет?

Автор осуждает или одобряет поведение героя?

 

 

После того как мы согласились (или не согласились) с позицией автора, необходимо обосновать своё согласие или несогласие. Как это можно сделать? Привести аргумент. С прошлого года литературный аргумент перестал быть обязательным. Свою точку зрения можно доказывать с помощью научных или исторических фактов, отсылок к кинофильмам, спектаклям и т.д.

Но некоторые преподаватели восприняли "необязательность" литературного аргумента буквально как его запрет. Моей ученице школьный учитель ставил двойки за сочинение в формате ЕГЭ только из-за того, что она использовала литературный аргумент. Причём даже ссылка на видеообращение И.П. Цыбулько к выпускникам 2019 г. с указанием секунд, где говорится о возможности использования художественной и публицистической литературы, учительницу не впечатлила.

Прошлогодние ученики благополучно сдали ЕГЭ (многие из них, кстати, приводили именно литературный аргумент для обоснования своей позиции). Пришли новые одиннадцатиклассники со старыми вопросами: "А правда, что в сочинении по русскому аргумент больше не нужен?", "А правда, что за литературный аргумент снижают баллы?"

Нет, дорогие дети, это НЕПРАВДА. Аргумент в сочинении по-прежнему НУЖЕН, иначе вы рискуете потерять 1 балл по критерию К4. Литературный аргумент приводить МОЖНО, но это необязательное требование.

Надеюсь, все поняли, что я не настаиваю именно на литературном аргументе (а то в одном из комментариев появилось пожелание "снять категоричность требования литературных аргументов"). Я настаиваю на том, что аргумент (какой-нибудь) должен быть. Всем удачи!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: