Развитие символизма в европейской живописи начала 20 в.




Религиозные поиски играли большую роль в творчестве, если не в жизни, и другого великого постимпрессиониста Поля Гогена (1848—1903). Поначалу он был процветающим банковским служащим в Париже, живописью занимался по-любительски и собирал картины современных ему художников. В тридцать пять лет Гоген решил полностью посвятить себя искусству. Он бросил службу, расстался с семьей и к 1889 году стал главной фигурой нового движения получившего название «синтетизм», и далее «символизм». Как и все мастера постимпрессионизма, Гоген испытал на своем творчестве влияние импрессионизма, но с самых первых работ он стремился отрешиться от чрезмерной привязанности к натуре и упорно искал свой стиль. Работая в небольшой бретонской деревушке Понт-Авен, Гоген с группой единомышленников (так называемая понт-авенская группа) изобрел новый стиль, названный синтетизмом, или клуазонизмом (от фр, cloison - перегородка). Термин объяснялся тем, что плоские цветовые пятна на картинах обводили черным контуром, как в перегородчатой эмали, повышая этим интенсивность цвета и подчеркивая линию. В линии Гоген видел, прежде всего, возможность передачи внутреннего состояния, характера человека, воли творца.

«Женщина, держащая плод» 1893, Государственный Эрмитаж «Кафе в Арле» 1888 г.

 

Гоген выработал свой стиль, не столь остро индивидуальный, как стиль Ван Гога, но еще более смелый и еще дальше ушедший от импрессионизма. Гоген считал, что западная цивилизация потерпела духовное банкротство, то есть сделала жизнь людей неполноценной: все силы тратятся на погоню за материальными благами, а человеческие чувства остаются в небрежении. Желая воссоздать для себя утраченный мир, в котором властвуют чувства, Гоген переехал из Парижа в Бретань, на запад Франции, и поселился среди крестьян. Там он сделал важное открытие: в каждодневной жизни простых людей все еще большую роль играет религия, и в своих картинах, например в «Видении после проповеди. (Борьба Иакова с ангелом)», Гоген попытался запечатлеть эту наивную непосредственную веру. Здесь мы наконец видим то, чего не удалось достичь ни одному художнику романтику — картина написана в манере ранних предренессансных полотен. Вместо построения перспективы и моделировки — плоскостные упрощенные формы, резко очерченные черным, а яркие цвета тоже неестественны. Этот стиль, навеянный народным искусством и средневековыми витражами, был призван передать, как воображаемую реальность видения, так и близкий к экстазу восторг, охвативший крестьянок.

Однако самым важным в стилистической концепции Гогена было его понимание цвета. На о, Таити, куда художник уехал в 1891 г., под влиянием примитив ных форм полинезийского искусства он писал картины, отличающиеся декора тивной стилизацией, плоскими формами и исключительно чистыми цветами. «Экзотическая» живопись Гогена - «А ты ревнуешь?», «Ее зовут Вайраумати», «Женщина, держащая плод» ‑ отражает не столько природные качества предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов. Особенность живописной манеры «таитянского» Гогена со стоит в ярко выраженной декоративности, стремлении закрашивать одним цветом большие плоскости холста, в использовании линейного контура, в любви к орнаментике, которая присутствовала и на тканях одежд, и на коврах, и в пейзажном фоне» Именно декоративный характер живописи Гогена объясняет то влияние, которое этот художник оказал на художников других стран и на возникновение группы наби.

Гоген был убежден, что обновление западного искусства и западной цивилизации должно прийти от «примитивных народов». Он призывал других символистов пренебречь греческой традицией и обратиться к искусству Персии, Дальнего Востока и Древнего Египта.

Сама идея примитивизма не была новой. Но, до Гогена ни один художник не зашел так далеко, чтобы применить идеи примитивизма на практике. Переселение на острова Тихого океана не было лишь фактом биографии Гогена. Оно символизировало собой конец колонизации, длившейся четыреста лет и подчинившей Западу большую часть земного шара.

Набиды. В основе искусства группы наби (от фр. nabis - пророк), возникшей в Париже в 1888 г., лежал клуазонизм П. Тогена, «символический синтетизм» Сёра с силь ным влиянием японской гравюры. Их творческим методом являлся символизм, причем у одних членов группы он тяготел к чисто декоративной стилизации (П. Рансон, П. Боннар), у других ‑ к религиозному мистицизму (М. Дени, П. Серюзье). Объединяло художников увлечение религиозной философией, музыкой, символистским театром, эзотерическими учениями Востока. Именно в это время вышла книга Э. Шюре «Великие Посвященные», оказавшая сильное влияние на всех членов группы. В искусстве «наби» получили последовательное выражение характерные для конца столетия поиски единого стиля, объединившего в более или менее стройную художественную систему различные виды пластических искусств: живопись, графику, скульптуру, гобелен, плакат, афишу. Разнообразные декоративные искания способствовали формированию стиля модерн. Это проявлялось, прежде всего, в плоскостном построении композиций; большом значении контура, приобретающего орнаментальный характер; исключительно важной роли цвета, превращающегося в плоские пятна.

К символистам принадлежит французский художник Гюстав Моро (1826-1898). Мир, созданный фантазией Моро, имеет много общего с грезами о средневековье некоторых английских прерафаэлитов. Во время двух путешествий в Италию (1841 г. и с 1857 г. по 1859 г.), он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где Моро изучал искусство Ренессанса ‑ шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. Моро достиг известного признания лишь в конце жизни, когда его манера вдруг оказалась созвучной времени. Последние шесть лет он был профессором в консервативной Ecole des BeauxArts, сменившей созданную при Людовике XIV государственную академию искусств. К его ученикам относятся Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон, Гюстав Пьер.

Анри де Тулуз-Лотрек Монфра (1864-1901) принадлежал к древнему и богатому аристократическому роду. Анри де Тулуз-Лотрек родился в аристократической семье и первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. В возрасте 13 лет Анри, вставая с кресла, ломает шейку бедра правой ноги, а чуть позже получает перелом кости шейки бедра левой ноги. После этого случая ноги перестали расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника.

Искусство стало единственным смыслом его жизни и единственным способом утверждения личности. Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884году обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, певица Иветта Гильбер. Все это в равной мере привлекало художника своей неповторимостью. Настоящим миром Лотрека стал мир театра, цирка, кафе с его знаменитыми танцовщицами и шансонье.

В танце, в цирковом представлении жизнь уже выступала преображенной законами искусства. Этот мир, в котором не было ничего стабильного, прочного, требовал особых выразительных приемов.

Тулуз-Лотрек выработал свой стиль, в котором активная роль принадлежала линии, а дерзкий гротеск сочетался с изощренной декоративностью. Уже во многих ранних работах он изображал свои модели в профиль, что позволяло с особенной полнотой выявить выразительность линии. Лотрек удлинял фигуры, смещая масштабы, доводил до гротеска выразительность контура, наносил вычурные плоские пятна. Наиболее последовательное выражение стиль Тулуз-Лотрека нашел в плакате. Работа над афишами составила важнейшую часть его творчества. Стиль его плакатов и афиш «Мулен Руж», «Диван Жапоне», «Аристид Брюан в своем кабаре», «Иветт Гильбер», основанный на обобщении формы, выявлении декоративных возможностей линии и цвета стал неотъемлемой составляющей «ар нуво» («нового искусства»).

«Иветта Гильбер».1894 ГМИИ им. Пушкина «Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик», 1895

 

Эдвард Мунк. Некоторым зловещим настроением отмечены ранние работы талантливого норвежца Эдварда Мунка (1863—1944), приехавшего в Париж в 1889 году. На формирование его резко экспрессивного стиля большое воздействие оказали Тулуз-Лотрек, Ван Гог и Гоген. Мунк обосновался в Берлине, где его творчество вызвало столь противоречивые отклики, что послужило толчком к образованию нового направления «Сецесион». Картина Мунка «Крик» изображает страх — беспричинный необъяснимый ужас, который мы испытываем в кошмарах. В отличие от Фюзели Мунк, воспроизводя это состояние, не призывает на помощь устрашающие видения, и именно поэтому достигает гораздо большей убедительности. Ритм длинных волнообразных линий словно разносит эхо крика во все углы картины, превращая небо и землю в гигантский резонатор страха

В целом постимпрессионизм как общее название различных течений французской живописи XIX в., сложившихся после импрессионизма, был важным, но переходным периодом. Поэтому он и получил такое неопределенное, беспредметное название и, несмотря на отдельные формальные достижения. Это время является кризисным периодом развития европейского изобразительного искусства.

Вопросы для закрепления

1. История возникновения живописи постимпрессионизма.

2. Отличия постимпрессионизма от импрессионизма.

3. Тенденции развития европейской живописи в начале 20 в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: