1.Бытие и небытие:
Одна из фундаментальных проблем философии – проблема существования. Её анализом и решением занимается онтология- учение о бытие как таковым и о всеобщих принципах и законах его организации,-важнейший компонент философии.
Мир наполнен различными вещами и явлениями и любое из них нечто сущее, т.е. существующее конкретно в действительности.
Философская категория бытия и фиксирует всё то, что существует - независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное…
Таким образом, понятие бытия – всеобщее свойство вещей и явлений существовать, присутствовать, т.е. быть. Это категория отражает «существование как таковое» независимо от того, каков его конкретный носитель.
Вместе с тем в окружающем мире есть и эффект отсутствия вещей и явлений: в реальной действительности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь и существующие вещи рано или поздно погибают, уходят в никуда. Так возникает категория небытия - свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальным. Это свойство присуще:
1)в виде возможности любому конкретному сущему предмету, явлению – поскольку оно не вечно (за всяким присутствием стоит тень отсутствия).
2)оно характерно для явлений, которые не существуют в действительности (вечный двигатель.)
3)в повседневной жизни мы имеем дело с явлениями относительного небытия-пустотами (отверстиями, дырами, ямами…) -для них характерно отсутствие вещественной субстанции, пространственных границ.
Вывод: таким образом категории: бытие и небытие-отражают онтологическую судьбу всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытие, его нет в реальности (до рождения), затем оно приходит в реальность, существует в ней и рано или поздно исчезает, уходит в небытие.
|
А.Н. Чанышев: «Всё возникает на время, а погибает навечно»
Поэтому-всякое явление выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно лишь относительно и в своём бытии, и в своём небытии.
Но есть явления, которые в философии наделяются статусом абсолютного существования; БОГ, АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ,МАТЕРИЯ,-они представляют собой идеальные модели: существуют лишь в сознании людей, но не в реальности. В том же смысле говорят и об абсолютном небытии -ничто- отрицание всей совокупности сущего.
Говоря о статусе категорий бытия и небытия, следует отметить, что бытию повезло больше. Так, западная философ ия уделяла основное внимание проблеме бытия-это объясняют изначальной ориентацией мыслителей на реальный мир.
В философии Древнего Востока небытию придавалось роль особого источника всякого бытия. (Лао Цзы: «небытие начало небес и земли, а бытие- мать всех конкретных вещей»).
Большое значение имеют обе категории для разных видов художественной культуры, где трагическая тема небытия вызывает глубокие размышления (Гамлет: «быть или не быть?»)
(Всё скоро кончится, но раньше кончусь я. Это боюсь, не вопрос чутья. Скорей, влияние – небытия на бытие».-И.Бродский).
2.Виды бытия:
а)материальное бытие
б)духовное бытие
в)виртуальное бытие.
А) Материальное бытие -явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность (природные объекты, явления жизни человека).
|
Б) Идеальное бытие -явления духовной жизни человека и социума, существующие в сознании-чувства, настроения, мысли, идеи, теории…-субъективная реальность.
Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие так и остаются лишь в сознании конкретной личности. Но чаще всего, духовные явления принимают физическую, объективированную форму(устное сообщение, текст, формула, муз. Произведение…)и входят в систему материального бытия.
Вывод: В реальной человеческой жизни основные виды бытия: материальное и идеальное-обычно взаимосвязаны, и представляют неразрывное целое.
Существование человека не может быть однозначно отнесено к материальному или духовному бытию. Поэтому необходимо уточнить исходную классификацию видов бытия.
Виды бытия:
Бытие вещей и процессов природы
Бытие человека
Бытие духовного
Бытие социального
Для обозначения реального бытия в философии используется категория материи (от латинского-вещество)-объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; она охватывает огромное множество реально существующих объектов. Является субстанциональной основой различных свойств и форм движения материи.
Возникло это понятие ещё в Античности для поиска первоосновы всего бытия. Такая первичная сущность должна находиться в природе и не зависеть они от человеческого сознания, ни от высшего разума, -это «строительный материал», из которого возникли все вещи. Греки называли эту первооснову «АРХЭ» -начало. (Аристотель). Роль такой первоосновы отводилась простым явлениям природы-воде, воздуху, огню, земле –из них возникали, якобы все вещи.
|
Позднее под материей стали понимать атомы- мельчайшие неделимые частицы. Конечно, это взгляды имели умозрительный, наивный характер.
Но взгляд на материю как на первичные частицы вещества сохранился до наших дней, хотя и в модернизированной форме.
В эпоху Нового времени трактовка материи меняется
1)всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии единой субстанции, сколько в наличии обязательных свойств: массы, протяжённости…- главные критерии материальности, а носителями этих свойств являются те или иные элементы вещества (атомы).
2)материя противопоставляется человеческому сознанию-это всё то, что воздействует на наши чувства (Фр. философ Гольбах).
В XIX-XX вв. трактовка материи наиболее полно показана в философии марксизма ( Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов). Здесь выдвигается на 1-ый план одно свойство материи- существование вне и независимо от какого- бы то ни было духовного начала-это свойство быть объективной реальностью.
Этим качеством обладают вещи, явления природы и общества, а также их свойства, связи, отношения.
Категория материи в современном мире обладает серьёзным мировоззренч еским значением-она диктует человеку реалистический взгляд на мир: «самая сильная власть в мире-власть объективной реальности».
В)Виртуальное бытие.
Это понятие получило распространение в квантовой физике: им обозначали «не вполне родившиеся» микрочастицы, появляющиеся на очень малое время в вакууме и вновь исчезающие в нём.
Виртуальными считаются и КВАРКИ-частицы, которые не обладают автономным, независимым от других частиц существованием.
Для людей виртуальное бытие - компьютерная реальность, человек живёт в этом иллюзорном мире, уходя от подлинной реальности, реализуя себя там так, как ему не удаётся в своей повседневной жизни.
3. АТРИБУТЫБЫТИЯ:
Онтологический анализ бытия стремится выявить общие атрибуты (свойства) самых разных вещей:
1. структурность
2. движение
3. развитие
4. связи
5. пространственные параметры
6. временные параметры…
1). Рассмотрим СТРУКТУРНУЮ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО (БЫТИЯ) - любой предмет так или иначе устроен, т.е. представляет собой СИСТЕМУ некоторых ЭЛЕМЕНТОВ (составных частей), организованных в единое целое с помощью СТРУКТУРЫ(устойчивых связей и отношений между элементами).
Структурный подход к бытию позволяет прийти к следующим выводам:
А) Мир состоит из бесконечного множества различных структурно организованных объектов.
Б) В этом множестве объектов можно выделить большие классы объектов, обладающие общими свойствами – ВИДЫМАТЕРИИ.
В) Более детальный анализ позволяет выделить в организации сущего СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ – группы объектов, которые обладают следующими признаками:
* одинаковый принцип построения объектов,
* одинаковая природа связей между их элементами,
* общие существенные свойства объектов и законы бытия.
На основе этих признаков выделяются главные структурные уровни в организации сфер реальности. Например, в неживой природе фиксируются такая иерархия систем: физический вакуум – элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела – планеты – звёзды – галактики – Метагалактика(наша Вселенная) – Универсум (мир как целое).
Г) Между структурными уровнями существует генетическая связь: каждый более низкий уровень является основой для формирования более высоких уровней. Объекты более низкого уровня и законы их развития входят в качестве элементов в более высокие системы, подчиняясь при этом специфики их организации.
2). ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО - любое конкретное явление находится в постоянном изменении.
Эта специфика бытия производится с помощью категорий движения, покоя, развития.
Гераклит: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», т.к. она уже изменилась, но при всех своих изменениях она остаётся той же самой рекой – значит она покоится.
ДВИЖЕНИЕ (в античной философии) – это превращение вещи, её изменение.
(в Новое время) – перемещение тела в пространстве.
ДВИЖЕНИЕ (в современной ф.) – всеобщее свойство любого сущего изменяться, переходить из одного состояния в другое.
Следовательно, весь мир и любое сущее явление могут существовать только в постоянном движении, изменении.
КАТЕГОРИЯ ПОКОЯ – обозначает свойство сущего обладать относительной устойчивостью, определённостью.
Изменения происходящие с вещами и явлениями, всегда ограничены какими-то рамками: любое сущее в процессе движения сохраняется в чём-то, не теряя своей индивидуальности до тех пор, пока оно существует. Иначе бы вещи перестали существовать.
Поэтому способ бытия мира состоит в единстве движения и покоя. Это относится и к человеку. Очень важно в разных обстоятельствах и изменениях оставаться самим собой.
Изменения происходящие с вещами и явлениями разнообразны и зависят от специфики того или иного сущего.
Но это многообразие движения можно сгруппировать в определённые типы или ФОРМЫДВИЖЕНИЯ (а также ФОРМЫПОКОЯ). Все формы движения и покоя различаются по следующим основным признакам:
· специфике вида сущего – носителя движения и покоя.
· своеобразию его изменения и устойчивости.
· особым законам движения и стабильности, характерные для данного вида сущего.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫДВИЖЕНИЯ и ПОКОЯ:
-механическое
-физическое
-химическое
-биологическое
- социальное
Возможна и более детальная классификация.
Можно говорить и об изменении идеального, т.е. изменении чувств, мыслей, понятий, идей. …
Между всеми формами движения существует тесная связь.
Так, высшие формы движения возникают на основе низших, включают их и подчиняют их себе (например, биологическая жизнь требует определённых химических реакций).
Одно и то же сущее может участвовать в одних и тех же формах движения (например, человек, что требует от него соблюдение и законов физики, и химии, и механики…)
3. КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ – особый вид изменения, закономерные необратимые качественные изменения.
Таким образом, всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие (например, пространственное изменение положения тела).
И всё таки мир устроен так, что в основном большинство изменений сущего связано с его развитием.
В философии существует особый метод мышления, базирующийся на 2 принципах – развития и всеобщей связи – ДИАЛЕКТИКА.
Вместе с тем, складывался и такой подход к сущему, когда вещи и явления рассматривались как неизменные, статичные и независимые друг от друга – МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД мышления (Гегель).
Однако по мере развития науки, стало очевидно, что мир диалектичен по своей сути. И диалектика превратилась в философское учение и метод познания.
ДИАЛЕКТИКА – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Любое существо подвержено закономерным и необратимым качественным изменениям (развитию) и находится в определённой зависимости(связи) от других вещей и явлений, воздействуя, в свою очередь, на них.
Существуют основные и неосновные законы диалектики
.
4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫИ ЗАКОНЫДИАЛЕКТИКИ:
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫДИАЛЕКТИКИ:
· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:
изменение любого сущего нарушает его меру(т.е. устойчивое единство кол. и качест. характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние.
· закон единства и взаимодействия противоположностей:
основной источник развития сущего – его внутренние противоречия (взаимодействие противоположных свойств)
· закон отрицания отрицания:
любое развитие есть с одной стороны, движение вперёд, а с другой стороны – повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств: преемственность, «развитие по спирали», «возврат к старому».
НЕОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫДИАЛЕКТИКИ (детализируют содержание основных):
· закон единичного и общего:
всякие общие свойства реализуются через характеристику единичного развивающегося сущего
· закон необходимости и случайности:
любая необходимость (закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими.
· закон содержания и формы:
содержание сущего (элементы, связи, свойства) определяет форму развития, которая влияет на этот процесс
· закон причины и следствия:
все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определённых причин
· закон возможности и действительности:
развитие сущего - есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.
· закон сущности и явления:
в свойствах и связях сущего проявляется его сущность
· закон системы и элементов:
устойчивое взаимодействие элементов системы определяет её специфику и функции
Все эти законы – нормы и регулятивы мышления.
5. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО:
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО – любой материальный объект занимает определённое положение (место) по отношению к другим объектам и обладает какими-то размерами – длинной, шириной, высотой.
Эти характеристики специфичны для каждого конкретного сущего.
В философии есть 2 основные концепции пространства:
--СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ (нечто лежащее в основе):
Пространство – особая самостоятельная субстанция, которая в своём существовании не зависит от мира вещей.
Оно – что-то вроде огромного вместилища, ящика для вещей, который останется даже если все объекты в мире исчезнут. (пустота – у Демокрита)
-- РЕЛЯЦИОННАЯ (относительная):
Пространство – специфически тип отношений между объектами. Пространство не обладает самостоятельным, автономным существованием, оно есть лишь особое свойство объектов. Пространство – место, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. По этой концепции исчезновение мира вещей, привело бы к исчезновению и пространства. (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн)
В современной науке преобладает реляционная трактовка пространства.
Пространство обладает некоторыми стабильными свойствами.
СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА:
--ТРЁХМЕРНОСТЬ- пространственные параметры объекта можно изобразить с помощью трёх осей координат.
-- ИЗОТРОПНОСТЬ говорит об одинаковой значимости каждого из 3-х пространственных измерений вещи.
в иных физических мирах теоретически возможно существование 4-х, 5-мерных объектов. Вполне возможно и наш мир не так прост. В физической теории суперполя пространство наделяется 9 и 10 измерениями.
6)ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО - длительность существования сущего и последовательность событий, происходящих с ним.
Время для каждой вещи есть следствие его собственной динамики, внутренних законов развития.
Время есть ДЛЕНИЕ – устойчивое пребывание вещи в своём бытии. (Барроу – учитель Ньютона).
Пока есть какое-то конкретное сущее, есть и его время.
В этом смысле время выступает основной характеристикой сущего, определяющей бытие всех остальных свойств вещи. Ведь все параметры вещи существуют пока длится это сущее, пока оно пребывает во времени.
В интерпретации времени также существует субстанциальная и реляционная концепция.
СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ – время особая автономная субстанция, нечто вроде потока, несущего с собой в будущее весь мир и человека.
РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ – время есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики.
Свойства времени:
--ОДНОМЕРНОСТЬ – время течёт из прошлого через настоящее в будущее, стрела времени летит только вперёд
--НЕОБРАТИМОСТЬ процесса развития любого сущего (невозможность возвращения в прошлое)
--КОНЕЧНОСТЬ времени.
Никто не может выпрыгнуть за пределы своего времени, замедлить или продлить до бесконечности своё бытие.
Понимая, что вечность не наш удел, человек отождествляет течение времени со своим движением к смерти.
Поэтому лишь одно является бесспорным – мы должны научиться ценить своё время, ибо оно невосполнимо.
ЗАНЯТИЕ №2