I.Фундаментальные понятия онтологии.




1.Бытие и небытие:

Одна из фундаментальных проблем философии – проблема существования. Её анализом и решением занимается онтология- учение о бытие как таковым и о всеобщих принципах и законах его организации,-важнейший компонент философии.

Мир наполнен различными вещами и явлениями и любое из них нечто сущее, т.е. существующее конкретно в действительности.

Философская категория бытия и фиксирует всё то, что существует - независимо от того, каково это сущее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное…

Таким образом, понятие бытия– всеобщее свойство вещей и явлений существовать, присутствовать, т.е. быть. Это категория отражает «существование как таковое» независимо от того, каков его конкретный носитель.

Вместе с тем в окружающем мире есть и эффект отсутствия вещей и явлений: в реальной действительности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь и существующие вещи рано или поздно погибают, уходят в никуда. Так возникает категория небытия- свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальным. Это свойство присуще:

1)в виде возможности любому конкретному сущему предмету, явлению – поскольку оно не вечно (за всяким присутствием стоит тень отсутствия).

2)оно характерно для явлений, которые не существуют в действительности (вечный двигатель.)

3)в повседневной жизни мы имеем дело с явлениями относительного небытия-пустотами (отверстиями, дырами, ямами…) -для них характерно отсутствие вещественной субстанции, пространственных границ.

Вывод: таким образом категории: бытие и небытие-отражают онтологическую судьбу всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытие, его нет в реальности (до рождения), затем оно приходит в реальность, существует в ней и рано или поздно исчезает, уходит в небытие.

А.Н. Чанышев: «Всё возникает на время, а погибает навечно»

Поэтому-всякое явление выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно лишь относительно и в своём бытии, и в своём небытии.

Но есть явления, которые в философии наделяются статусом абсолютного существования; БОГ, АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ,МАТЕРИЯ,-они представляют собой идеальные модели: существуют лишь в сознании людей, но не в реальности. В том же смысле говорят и об абсолютном небытии-ничто- отрицание всей совокупности сущего.

Говоря о статусе категорий бытия и небытия, следует отметить, что бытию повезло больше. Так, западная философия уделяла основное внимание проблеме бытия-это объясняют изначальной ориентацией мыслителей на реальный мир.

В философии Древнего Востока небытию придавалось роль особого источника всякого бытия. (Лао Цзы : «небытие начало небес и земли, а бытие- мать всех конкретных вещей»).

Большое значение имеют обе категории для разных видов художественной культуры, где трагическая тема небытия вызывает глубокие размышления (Гамлет: «быть или не быть?»)

(Всё скоро кончится, но раньше кончусь я. Это боюсь, не вопрос чутья. Скорей, влияние – небытия на бытие».-И.Бродский).

 

 

2.Виды бытия:

а)материальное бытие

б)духовное бытие

в)виртуальное бытие.

А)Материальное бытие-явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность (природные объекты, явления жизни человека).

Б)Идеальное бытие-явления духовной жизни человека и социума, существующие в сознании-чувства, настроения, мысли, идеи, теории…-субъективная реальность.

Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие так и остаются лишь в сознании конкретной личности. Но чаще всего, духовные явления принимают физическую, объективированную форму(устное сообщение, текст, формула, муз. Произведение…)и входят в систему материального бытия.

Вывод: В реальной человеческой жизни основные виды бытия: материальное и идеальное-обычно взаимосвязаны, и представляют неразрывное целое.

Существование человека не может быть однозначно отнесено к материальному или духовному бытию. Поэтому необходимо уточнить исходную классификацию видов бытия.

Виды бытия:

Бытие вещей и процессов природы

Бытие человека

Бытие духовного

Бытие социального

Для обозначения реального бытия в философии используется категория материи(от латинского-вещество)-объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; она охватывает огромное множество реально существующих объектов. Является субстанциональной основой различных свойств и форм движения материи.

Возникло это понятие ещё в Античности для поиска первоосновы всего бытия. Такая первичная сущность должна находиться в природе и не зависеть они от человеческого сознания, ни от высшего разума, -это «строительный материал», из которого возникли все вещи. Греки называли эту первооснову «АРХЭ»-начало. (Аристотель). Роль такой первоосновы отводилась простым явлениям природы-воде, воздуху, огню, земле –из них возникали, якобы все вещи.

Позднее под материей стали понимать атомы- мельчайшие неделимые частицы. Конечно, это взгляды имели умозрительный, наивный характер.

Но взгляд на материю как на первичные частицы вещества сохранился до наших дней, хотя и в модернизированной форме.

В эпоху Нового времени трактовка материи меняется

1)всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии единой субстанции, сколько в наличии обязательных свойств: массы, протяжённости…-главные критерии материальности, а носителями этих свойств являются те или иные элементы вещества (атомы).

2)материя противопоставляется человеческому сознанию-это всё то, что воздействует на наши чувства (Фр. философ Гольбах).

В XIX-XX вв. трактовка материи наиболее полно показана в философии марксизма (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов). Здесь выдвигается на 1-ый план одно свойство материи-существование вне и независимо от какого- бы то ни было духовного начала-это свойство быть объективной реальностью.

Этим качеством обладают вещи, явления природы и общества, а также их свойства, связи, отношения.

Категория материи в современном миреобладает серьёзным мировоззренческим значением-она диктует человеку реалистический взгляд на мир: «самая сильная власть в мире-власть объективной реальности».

 

В)Виртуальное бытие.

Это понятие получило распространение в квантовой физике: им обозначали «не вполне родившиеся» микрочастицы, появляющиеся на очень малое время в вакууме и вновь исчезающие в нём.

Виртуальными считаются и КВАРКИ-частицы, которые не обладают автономным, независимым от других частиц существованием.

Для людей виртуальное бытие - компьютерная реальность, человек живёт в этом иллюзорном мире, уходя от подлинной реальности, реализуя себя там так, как ему не удаётся в своей повседневной жизни.

3. АТРИБУТЫ БЫТИЯ:

Онтологический анализ бытия стремится выявить общие атрибуты (свойства) самых разных вещей:

1. структурность

2. движение

3. развитие

4. связи

5. пространственные параметры

6. временные параметры…

 

1). Рассмотрим СТРУКТУРНУЮ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО (БЫТИЯ) - любой предмет так или иначе устроен, т.е. представляет собой СИСТЕМУ некоторых ЭЛЕМЕНТОВ (составных частей), организованных в единое целое с помощью СТРУКТУРЫ (устойчивых связей и отношений между элементами).

Структурный подход к бытию позволяет прийти к следующим выводам:

А) Мир состоит из бесконечного множества различных структурно организованных объектов.

Б) В этом множестве объектов можно выделить большие классы объектов, обладающие общими свойствами – ВИДЫ МАТЕРИИ.

В) Более детальный анализ позволяет выделить в организации сущего СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ – группы объектов, которые обладают следующими признаками:

* одинаковый принцип построения объектов,

* одинаковая природа связей между их элементами,

* общие существенные свойства объектов и законы бытия.

На основе этих признаков выделяются главные структурные уровни в организации сфер реальности. Например, в неживой природе фиксируются такая иерархия систем: физический вакуум – элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела – планеты – звёзды – галактики – Метагалактика(наша Вселенная) – Универсум (мир как целое).

Г) Между структурными уровнями существует генетическая связь: каждый более низкий уровень является основой для формирования более высоких уровней. Объекты более низкого уровня и законы их развития входят в качестве элементов в более высокие системы, подчиняясь при этом специфики их организации.

 

2). ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО - любое конкретное явление находится в постоянном изменении .

Эта специфика бытия производится с помощью категорий движения, покоя, развития.

Гераклит: « В одну и ту же реку нельзя войти дважды», т.к. она уже изменилась, но при всех своих изменениях она остаётся той же самой рекой – значит она покоится.

ДВИЖЕНИЕ (в античной философии) – это превращение вещи, её изменение.

(в Новое время) – перемещение тела в пространстве.

ДВИЖЕНИЕ (в современной ф.) – всеобщее свойство любого сущего изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Следовательно, весь мир и любое сущее явление могут существовать только в постоянном движении, изменении.

КАТЕГОРИЯ ПОКОЯ – обозначает свойство сущего обладать относительной устойчивостью, определённостью.

Изменения происходящие с вещами и явлениями, всегда ограничены какими-то рамками: любое сущее в процессе движения сохраняется в чём-то, не теряя своей индивидуальности до тех пор, пока оно существует. Иначе бы вещи перестали существовать.

Поэтому способ бытия мира состоит в единстве движения и покоя. Это относится и к человеку. Очень важно в разных обстоятельствах и изменениях оставаться самим собой.

Изменения происходящие с вещами и явлениями разнообразны и зависят от специфики того или иного сущего.

Но это многообразие движения можно сгруппировать в определённые типы или ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ (а также ФОРМЫ ПОКОЯ). Все формы движения и покоя различаются по следующим основным признакам:

· специфике вида сущего – носителя движения и покоя.

· своеобразию его изменения и устойчивости.

· особым законам движения и стабильности, характерные для данного вида сущего.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ и ПОКОЯ:

-механическое

-физическое

-химическое

-биологическое

- социальное

Возможна и более детальная классификация.

Можно говорить и об изменении идеального, т.е. изменении чувств, мыслей, понятий, идей. …

Между всеми формами движения существует тесная связь.

Так, высшие формы движения возникают на основе низших, включают их и подчиняют их себе (например, биологическая жизнь требует определённых химических реакций).

Одно и то же сущее может участвовать в одних и тех же формах движения (например, человек, что требует от него соблюдение и законов физики, и химии , и механики…)

 

3. КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ – особый вид изменения, закономерные необратимые качественные изменения.

Таким образом, всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие (например, пространственное изменение положения тела).

И всё таки мир устроен так, что в основном большинство изменений сущего связано с его развитием.

В философии существует особый метод мышления, базирующийся на 2 принципах – развития и всеобщей связи – ДИАЛЕКТИКА.

Вместе с тем, складывался и такой подход к сущему, когда вещи и явления рассматривались как неизменные , статичные и независимые друг от друга – МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД мышления (Гегель).

Однако по мере развития науки, стало очевидно , что мир диалектичен по своей сути. И диалектика превратилась в философское учение и метод познания.

ДИАЛЕКТИКА – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Любое существо подвержено закономерным и необратимым качественным изменениям (развитию) и находится в определённой зависимости(связи) от других вещей и явлений , воздействуя , в свою очередь, на них.

Существуют основные и неосновные законы диалектики

.

4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ:

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ:

· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

изменение любого сущего нарушает его меру( т.е. устойчивое единство кол. и качест. характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние.

· закон единства и взаимодействия противоположностей:

основной источник развития сущего – его внутренние противоречия (взаимодействие противоположных свойств)

· закон отрицания отрицания:

любое развитие есть с одной стороны, движение вперёд, а с другой стороны – повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств: преемственность, «развитие по спирали», «возврат к старому».

НЕОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ (детализируют содержание основных):

· закон единичного и общего:

всякие общие свойства реализуются через характеристику единичного развивающегося сущего

· закон необходимости и случайности:

любая необходимость (закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими.

· закон содержания и формы:

содержание сущего (элементы, связи, свойства) определяет форму развития, которая влияет на этот процесс

· закон причины и следствия:

все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определённых причин

· закон возможности и действительности:

развитие сущего - есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.

· закон сущности и явления:

в свойствах и связях сущего проявляется его сущность

· закон системы и элементов:

устойчивое взаимодействие элементов системы определяет её специфику и функции

Все эти законы – нормы и регулятивы мышления.

5. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО:

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО – любой материальный объект занимает определённое положение (место) по отношению к другим объектам и обладает какими-то размерами – длинной, шириной, высотой.

Эти характеристики специфичны для каждого конкретного сущего.

В философии есть 2 основные концепции пространства :

--СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ(нечто лежащее в основе):

Пространство – особая самостоятельная субстанция, которая в своём существовании не зависит от мира вещей.

Оно – что-то вроде огромного вместилища, ящика для вещей, который останется даже если все объекты в мире исчезнут. (пустота – у Демокрита)

--РЕЛЯЦИОННАЯ (относительная):

Пространство – специфически тип отношений между объектами. Пространство не обладает самостоятельным, автономным существованием, оно есть лишь особое свойство объектов. Пространство – место, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. По этой концепции исчезновение мира вещей , привело бы к исчезновению и пространства. (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн)

В современной науке преобладает реляционная трактовка пространства.

Пространство обладает некоторыми стабильными свойствами.

СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА:

--ТРЁХМЕРНОСТЬ- пространственные параметры объекта можно изобразить с помощью трёх осей координат.

-- ИЗОТРОПНОСТЬ говорит об одинаковой значимости каждого из 3-х пространственных измерений вещи.

в иных физических мирах теоретически возможно существование 4-х, 5-мерных объектов. Вполне возможно и наш мир не так прост. В физической теории суперполя пространство наделяется 9 и 10 измерениями.

 

6)ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУЩЕГО - длительность существования сущего и последовательность событий, происходящих с ним.

Время для каждой вещи есть следствие его собственной динамики, внутренних законов развития.

Время есть ДЛЕНИЕ – устойчивое пребывание вещи в своём бытии. (Барроу – учитель Ньютона).

Пока есть какое-то конкретное сущее, есть и его время.

В этом смысле время выступает основной характеристикой сущего, определяющей бытие всех остальных свойств вещи. Ведь все параметры вещи существуют пока длится это сущее, пока оно пребывает во времени.

В интерпретации времени также существует субстанциальная и реляционная концепция.

СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ – время особая автономная субстанция, нечто вроде потока, несущего с собой в будущее весь мир и человека.

РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ – время есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики.

Свойства времени:

--ОДНОМЕРНОСТЬ – время течёт из прошлого через настоящее в будущее, стрела времени летит только вперёд

--НЕОБРАТИМОСТЬ процесса развития любого сущего (невозможность возвращения в прошлое)

--КОНЕЧНОСТЬ времени.

Никто не может выпрыгнуть за пределы своего времени, замедлить или продлить до бесконечности своё бытие.

Понимая, что вечность не наш удел, человек отождествляет течение времени со своим движением к смерти.

Поэтому лишь одно является бесспорным – мы должны научиться ценить своё время, ибо оно невосполнимо.

 

 

ЗАНЯТИЕ №2





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!