ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОНТОЛОГИИ, АТРИБУТЫ БЫТИЯ.




ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

Обучающие: сформировать понятия «бытие», «небытие», «материя», «сознание»; сформировать знания о видах бытия, его основных свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между отношением человека к окружающему миру и качеством его жизни; учить составлять конспект научно-теоретического текста.

Развивающие: развивать абстрактное мышление, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: создавать условия для формирования гуманистического отношения к миру, самокритичность, стремление к самопознанию, умению работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

А) приветствие

Б) проверка подготовленности к занятию

В) проверка внешнего вида

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ:

мотивация: Т.Эдисон: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».

Философия существует в человечестве более 2–х с половиной тысяч лет. Спрашивается, что она сделала для человечества за это время? Она освобождала человечество от внешнего насилия и давала ему внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов. Она освободила, выяснило и развило естественное существо человека.

3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Устный индивидуальный

опрос: 1. Дайте определение понятию мировоззрение и охарактеризуйте его структуру.

2.Основные типы мировоззрения.

3. Чем отличается философская мысль от мифологического и религиозного мировоззрения?

4. Перечислите основные черты философского мышления (знания).

5. Охарактеризуйте предмет, объект философии и круг исследуемых философией проблем.

6. Перечислите функции философии.

7. Охарактеризуйте структуру философского знания.

8. Что такое философия?

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

ЛЕКЦИЯ

ПЛАН:

А) Фундаментальные понятия онтологии.

Б) Виды бытия.

В) Атрибуты бытия

--структурная организация сущего

--динамическая организация сущего

--категория развития и связи

--основные принципы и законы диалектики

--пространственная организация сущего

--временная организация сущего

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

А) Беседа по вопросам:

* Что такое онтология? (учение о бытие как таковым и о всеобщих принципах его развития.

* Что означает понятие бытие в философии? (всеобщее свойство вещей и явлений существовать и присутствовать)

* Что значит абсолютное существование? (не существующее в действительности)

* Перечислите виды бытия. (материальное, духовное, виртуальное)

* Приведите примеры явлений, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне его и представляют объективную реальность? (материальное бытие)

* Приведите примеры явлений духовной жизни человека, относящиеся к идеальному бытию.

* Какая категория используется в философии для обозначения реального бытия? (материя)

* Назовите основное свойство материи, выдвинутое философией марксизма? (существование вне и независимо от какого-то бы то ни было духовного начала)

* Что мы понимаем под виртуальной реальностью?

* Перечислите категории бытия.

* С помощью каких категорий описывается динамическая организация сущего? (движение, покой,развитие)

* Что обозначает категория движения?

* Что обозначает категория покоя?

* Чем отличается категория развития от категории движения?

Как называется метод мышления, который базируется на принципах развития и всеобщей связи? (диалектика)

* На чём основан метафизический метод мышления?

Б) тестовые задания (работа в парах)

раздаточный материал (13 шт.)

6. РЕФЛЕКСИЯ:

Продолжите предложения:

Сегодня на занятии я узнал новое ……………

Меня удивило………………………….

Хотелось бы узнать подробнее………………………….

Сложно воспринималось и осталось недопонятым………………………….

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр.89-106, Яскевич Я.С. «Основы философии»Мн.2008г.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ОНТОЛОГИИ,

ОСНОВНЫЕ ВИДЫБЫТИЯ»

I.Запишите законы диалектики по указанному описанию:

1)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………изменение любого сущего нарушает его меру(т.е. устойчивое единство кол. и качест. характеристик) и вызывают переход в новое качественное состояние. 2)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………основной источник развития сущего – его внутренние противоречия (взаимодействие противоположных свойств)

3)…………………………………………………………………………………………

любое развитие есть с одной стороны, движение вперёд, а с другой стороны – повторение на новой основе отдельных свойств старых качеств: преемственность, «развитие по спирали», «возврат к старому».

НЕОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫДИАЛЕКТИКИ (детализируют содержание основных):

· ………………………………………………….

всякие общие свойства реализуются через характеристику единичного развивающегося сущего

· …………………………………………………:

любая необходимость (закон) проявляется в развитии сущего через случайности и дополняется ими.

· ………………………………………………

содержание сущего (элементы, связи, свойства) определяет форму развития, которая влияет на этот процесс

· ……………………………………………….

все свойства и связи развивающегося сущего есть следствия определённых причин

· …………………………………………….

развитие сущего - есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.

· ………………………………………………

в свойствах и связях сущего проявляется его сущность.

· ………………………………………………

устойчивое взаимодействие элементов системы определяет её специфику и функции.

II. Какое свойство сущего означает, что любой объект занимает определённое положение по отношению к другим объектам и обладает какими-то размерами – длиной, шириной, высотой.

А) временная организация

Б) пространственная организация

В) структурная организация

Г) динамическая организация

Д)категория развития и связей

III. Соотнесите:

1.субстанциальная концепция 2. реляционная концепция

А) Пространство – особая самостоятельная субстанция, которая в своём существовании не зависит о мира вещей.

Б) Пространство не обладает самостоятельным существованием, оно лишь особое свойство объекта.

IV.Запишите свойства пространства по указанным характеристикам:

А)Пространственные параметры любого объекта можно обозначить с помощью трёх осей координат - ……………………..

Б) Одинаковая значимость каждого из трёх пространственных измерений -……………………………………………

V. Допишите недостающие свойства временной организации сущего:

А) одномерность

Б) необратимость

В) ………………………

VI. Соотнесите:

1. Субстанциальная концепция времени 2. Реляционная концепция времени

А) время есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики.

Б) время особая автономная субстанция, нечто вроде потока, несущего с собой в будущее весь мир и человека.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: