Русское искусство живописи первой половины XIX века.




Первая половина XIX в. ‑ время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значению литература (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, М.Ю.Лермонтов, В.А. Жуковский), музыка (М.И. Глинка), архитектура (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси), живопись (О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов). Такой расцвет всех видов искусства во многом был обусловлен подъемом патриотических чувств русского народа в войне с Наполеоном, ростом национального самосознания, развитием прогрессивных, освободительных идей декабристов. Весь «золотой век» русской культуры отмечен гражданской страстностью, верой в великое предназначение человека.

С первых же лет XIX века во вкусах и увлечениях общества сосуществовали различные художественные направления: с одной стороны ‑ классицизм, не признававший никаких отступлений от своего канона, с другой ‑ проявлялись романтические порывы к чему-то более свободному и самостоятельному. С модой на руины, рыцарские романы и романсы связано развитие романтизма в русской живописи.

Выдающимся художником-романтиком периода классицизма являлся Орест Кипренский (1782-1836). Закончив Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, Кипренский вошел в историю русской культуры как портретист.

Особенностью русского искусства был сплав классицизма, сентиментализма и романтизма. Это обусловило редкостное сочетание гражданственной возвышенности образов, созданных художником, с их индивидуальным своеобразием, человеческой теплотой. Кипренский создал целую галерею портретов героев войны 1812 г., демонстрируя способность к видоизменению живописной манеры, колористических, световых эффектов и всего эмоционального строя портрета в каждом случае. Безусловным шедевром художника стал портрет А.С. Пушкина, считающийся лучшим из прижизненных портретов поэта.

В 30-40-х годах XIX в. ведущая роль в изобразительном искусстве принадлежала, исторической живописи. Характерной особенностью ее являлось отражение событий древней истории в трагические кульминационные моменты. В отличие от исторической живописи предшествующей эпохи (А.П. Лосенко), тяготевшей к национальной истории с нравоучительными сюжетами, где светлое начало торжествует над силами зла, исторические композиции К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, А.А. Иванова носят отвлеченный символический характер. Как правило, их картины написаны на религиозные сюжеты, акцент в изображении переносится с центральной фигуры главного героя на толпу в критический момент. Мятущиеся толпы, преследуемые слепым неотвратимым роком (Брюллов «Последний день Помпеи») или божественным возмездием (Бруни «Медный змий») ‑ основа композиционной и сюжетной линии. Драматичность сюжета, динамичность композиции, накал страстей, контрастные цветовые и световые эффекты ‑ все эти особенности, присущие произведениям Брюллова, Бруни и Иванова, определили романтический период в развитии русской исторической живописи.

Ведущая роль принадлежит Карлу Брюллову (1799‑1852), соединившему в своем творчестве романтический замысел с классицистическим каноном изображения. Главным произведением Брюллова современники единодушно считали большое историческое полотно «Последний день Помпеи». Замысел картины строился на романтическом эмоциональном контрасте между совершенством изображенных людей и неизбежностью их гибели: рушатся здания, валятся мраморные статуи, и никто, будь он смелым, красивым и благородным, не может спастись во время катастрофы.

Брюллов был также одним из самых значительных и популярных русских портретистов своего времени. Он мастер, прежде всего, парадного портрета, где человек представлен во весь рост в торжественной обстановке, а также превосходных карандашных и акварельных портретов. Портреты Брюллова отражают романтический идеал красивой и гордой личности, стоящей выше окружающего. Такова, например, «Всадница», исполненная в сияющих золотисто-палевых, розовых и зеленовато-коричневых тонах. В своем полном великолепии талант Брюллова, несмотря на академическую школу, проявился в двух портретах графини Ю.П. Самойловой ‑ с воспитанницей Джованиной и арапчонком и с воспитанницей Амациллией в маскараде.

   
Орест Кипренский Портрет А. С. Пушкина, 1827. Холст, масло Карл Брюллов. Всадница, 1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см Государственная Третьяковская галерея

 

Самое значительное явление в русской живописи 30-50-х годов XIX в. ‑ работы Александра Иванова (1806‑1858). Иванов использовал традиционные академические приемы компоновки картины с помощью восковых моделей-манекенов, стремился во всем проверять «классицизм натурой». Наиболее типичным примером исторической живописи второй трети XIX в. является его прославленная картина «Явление Христа народу», в которой художник хотел выразить сущность христианства, тот нравственный переворот, который произвели морально-этические нормы этого учения. В ходе своего двадцатилетнего труда художник все более убеждался в ограниченности традиционных академических приемов композиции, рисунка, живописи и стремился писать реальную жизнь, а не придуманные академические постановки. Этюды лиц к картине ‑ целое вдохновенное художественное исследование того, каков человек в рабстве, в сомнении, в слепоте фанатизма, в прозрении истины. Мы видим человечество на историческом перепутье, на рубеже язычества и христианства, перед выбором своего пути, что и воссоздано Ивановым.

Явление Христа народу. Холст, масло. 540 × 750 см. с 1837 по 1857. ГТГ. Москва

 

А. Иванов был последним историческим живописцем, после которого русская школа живописи стала развиваться по пути «иллюстрации действительности» и «обличения жизни» в картинах художников «натуральной школы» и передвижников.

Натуральная школа, которой присущи черты критического реализма и острой социальной направленности, возникла в середине XIX в. первоначально в русской литературе и проявилась в произведениях Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича. Одновременно с новой литературой, представители которой стремились к «натуральности, естественности, изображению жизни без прикрас», к середине 40-х годов XIX в. появилось целое поколение художников ‑ приверженцев натуральной школы.

Павел Федотов, «Сватовство майора» 1848, Третьяковская галерея Павел Федотов. Свежий кавалер. 1846 Холст, масло. 48,2 × 42,5 см Третьяковская галерея

И первым среди них следует считать Павла Федотова (1815‑1852), картины которого представляют собой сцены из жизни, где трагическая сущность ситуации скрыта под покровом обыденного бытового жанра.

 

Это своего рода нравственные проповеди, цель которых ‑ исправление ближних. Таковы «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора». В картине «Сватовство майора» отражено типичное явление тогдашней жизни ‑ брак по расчету: разбогатевший купец и вся его семья мечтают попасть «из грязи в князи» посредством брака дочки с разорившимся майором. Здесь наиболее ощутимо характерное для Федотова искусство мизансцены: в центре жеманная невеста вырывается из рук матери, грубо хватающей ее за юбку, чтобы удержать в комнате, остальные персонажи объединены в группы, каждая из которых по-своему «рассказывает» о купеческом быте. Через минуту дочь оправит платье, маменька будет любезно улыбаться и кланяться, кухарка и домочадцы скроются в задние комнаты. Персонажи выбраны Федотовым с удивительным знанием русской жизни и представляют любопытную и драгоценную коллекцию характерных для 40-х годов лиц.

Федотов был в русской жанровой живописи предтечей критического реализма. Именно этому аналитическому методу, вскрывающему противоречия окружающего мира, предстояло стать господствующим в русском искусстве второй половины XIX в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: