Вторая половина XIX в. ‑ особый период в развитии русской культуры. Годы царствования Александра II, придававшего большое значение «самостоятельности народного духа», были временем поисков национального пути в искусстве, обострения злободневных социальных тем в искусстве. Революционно-демократические идеи А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского, тема творчества которых ‑ общественные пороки, существенно повлияли на изобразительное искусство. Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобразительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отображение. От художника начали требовать «содержание», «объяснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным.
В 1863 г. Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом из скандинавской мифологии. Все тринадцать соискателей, среди них И.Н.Крамской, К.Г.Маковский, А.Д. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель художников», а в 1870 г. вместе с московскими живописцами ‑ «Товарищество передвижных художественных выставок».
Начиная с В.Г. Перова и до И. Левитана все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок ‑ передвижниками.
Для русской публики значение передвижников было огромно ‑ они заинтересовали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи.
Здесь следует упомянуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П.М. Третьякове и В.В. Стасове. Третьяков поддерживал Товарищество с помощью покупок и заказов, создав единственный в мире Музей национального искусства. «Всесокрушающий колосс» Стасов, возглавлявший национальное движение в русском искусстве, был глашатаем эстетических взглядов передвижников, и ему многие художники обязаны творческими советами, выбором сюжетов для картин и страстной пропагандой их деятельности в печати.
Среди первых русских художников, которые в духе прогрессивной печати 60-х годов превратили свои картины в бичующую проповедь, был Василий Перов (1834-1882). Уже в первой его картине «Проповедь в селе», вышедшей в год освобождения крестьян, демонстрирует пренебрежение к духовным ценностям со стороны «просвещенного» общества. Следующая картина «Крестный ход на Пасху» также была по резкости созвучной самым мрачным обличительным романам того времени.
Главный художественный деятель в живописи 60-70-х годов ‑ Иван Крамской (1837-1887), великая заслуга которого перед русским искусством состоит в его вдохновенной борьбе за содержательность живописи. Вся его деятельность сводилась к призыву: «Вперед без оглядки к жизни, подальше от мертвенных формул!» Главный вопрос для него заключался в том, как и чем оправдать «бесцельное» занятие искусством на фоне бедствий и несправедливости общественной жизни. Этот социальный максимализм и стремление как можно правдоподобнее иллюстрировать жизнь при вели к подмене художественных задач дидактическими. Крамской писал умирающему от чахотки пейзажисту Ф. Васильеву: «Главное ‑ мысль разрешить... если уж писать картину ‑ то о самом важном, если пейзаж, то такой, чтобы, глядя на него, преступник отказался бы от черного замысла». «Проповедническая» деятельность Крамского в известной мере мешала ему как живописцу: он пытался решать живописными средствами то, что под силу было только публицистике, и замыслы его не находили адекватного живописного воплощения. Поэтому он и переходил от «Христа в пустыне» к «Русалкам», от «Иродиады» к «Неутешному горю», от «Лунной ночи» к «Неизвестной». По рисунку и по живописи картины Крамского абсолютно точны.
Кисти Крамского принадлежат замечательные по глубине психологической характеристики портреты таких гениев русской словесности, как Л.Н. Толстой и Н.А. Некрасов.
![]() | ![]() |
Христо́с в пусты́не.1872 г. Холст, масло. 180 × 210 см Государственная Третьяковская галерея | Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. Около 1876г Фрагмент |
Среди художников-передвижников самым крупным является Илья Репин (1844-1930). Он, как и остальные передвижники, видел содержательность картин в том, что можно из них вычитать, поэтому он постоянно прибегал к ли тературным темам, стремился как можно выразительнее написать злую сатиру («Крестный ход в Курской губернии»), веселую проповедь («Запорожцы»), мрачную трагедию («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), бытовую сцену с политическим подтекстом («Арест пропагандиста», «Проводы новобранца», «Не ждали»). Почти в каждой из этих его картин чувствуется не только рассудочность, но и жгучий темперамент, хотя и с долей театральности, и абсолютная психологическая точность. Действующие лица на его картинах, очень точно расположенные, выразительно жестикулирующие, все-таки лицедеи, играющие роль, а не глубоко чувствующие люди. Лишь в «Бурлаках», написанных в юношеские годы под непосредственным впечатлением виденного во время путешествия по Волге, просто и ясно выражена драма. Все картины Репина замечательные по живописи, что указывает на его огромный талант колориста: в «Иване Грозном» ‑ это мрачные зловещие сумерки, заволакивающие нарядную палату страшного царя, горячие краски крови и серебристо-розовая рубаха царевича; в «Крестном ходе» ‑ раскаленный солнцем воз дух жаркого летнего дня; в «Запорожцах» ‑ благородно-однообразные переливы серых красок и белая бурка стоящего спиной казака. Но все чисто живописное расценивалось им как праздное, пустое, а следовательно безнравственное; в этом состояло неразрешимое противоречие творчества Репина.
![]() | ![]() |
Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника. 1882. ГТГ | Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891 |
Передвижники победили Академию, и в этом состоит их главная заслуга. Либерализм, охвативший в 60-е годы все русское образованное общество, к началу 80-х утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности.
Яркость творчества Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Писарева, Добролюбова стала меркнуть и только теперь по-должному оценили творчество Толстого, Вл. Соловьева, Тургенева, Тютчева, Фета и величайшего среди них писателя-пророка Достоевского.
Для живописи появилась возможность освободиться от публицистики в поисках собственных путей. Первый симптом такого освобождения проявился в возросшем значении пейзажа, который в русском искусстве приобрел совершенно особое значение.
Бескрайние просторы русской земли, отсутствие естественных границ отразились, по словам философа Н. Бердяева, в «особом строении пейзажа русской души ‑ та же необъятность, широта и неоформленность». Слабость формы в русском искусстве возмещалась природным, чисто русским чувством пространства в архитектуре и живописи. Каждая постройка ‑ церковь, монастырь, дворец, изба, немыслимы без окружающего их пейзажа. В живописи этот «пейзаж русской души» также был всегда на первом месте. Русские выставки 80-х годов ‑ это преимущественно выставки пейзажей, причем пейзажей реалистических, в которых под реализмом понималась только вещественность изображения.
Но парадокс такого реализма состоял в том, что максимальная точность в передаче мельчайших деталей приводила подчас к противоположному эффекту, становясь явлением малохудожественным.
Морские пейзажи (марины) И.К. Айвазовского (1817‑1900) с кораблекрушениями, скалами, прозрачными, как стекло, волнами с зелеными, серыми и синими жилками пены на них, грозовыми облаками в силу обстоятельности в изображении деталей поражают величием представленной на них стихии. В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее. Она явилась не только синтезом его творчества за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением романтического направления в русской живописи Он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков. Выдающимися являются полотна художника «Девятый вал», «Буря», многочисленные изображения морских сражений времен русско-турецкой войны «Гибель 84-пушечного корабля «Лефорт»» и др. Морская тема основная в творчестве Айвазовского и сам художник отмечал: «Я нарочно повторяю сюжеты, чтобы исправить прежние, замеченные иногда только мной недостатки».
![]() | ![]() |
И. Айвазовский.Навари́нский бой 1770 года — бой во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов | Алексей Саврасов.Грачи прилетели. 1871 Холст, масло. 62 × 48,5 см ГТГ |
И.И. Шишкин (1832‑1898), посвятивший себя воспеванию родной природы, охотно прибегал к фотографии; фотографичностью, к сожалению, отзывается все его творчество. Он был самым убежденным и верным стражем реалистической правды в среде передвижников. Вместе с тем на своих картинах он сумел показать живую красоту, мощь и богатство русской природы, русского леса.
Картины А.И. Куинджи (1909‑1930) с эффектным сиянием лунного света, солнечными закатами виртуозны, но, по определению внимательных критиков, стиль его холоден, а живопись «неживописна», скучна и тяжела. Живописная манера Куинджи воплощала черту, присущую всему поколению художников того времени, ‑ раздвоенность: правдивость, с одной стороны, и склонность к эффектным театральным приемам ‑ с другой. Особенно это заметно в сравнении с искренними, задушевными пейзажами А. Саврасова и И. Левитана.
Истинным основателем новой русской школы пейзажистов считается Алексей Саврасов (1830‑1897), точнее ‑ его картина «Грачи прилетели», которая по своей простоте, бесхитростности, по чудному поэтическому настроению, по живописному мастерству стала путеводной звездой для многих художников. На картине ‑ целая стая веселых галдящих птиц, примчавшихся с первым теплом и деловито принявшихся за устройство жилищ. И далекая снежная равнина, и старинная церковь, и голые деревья, почти мертвые от долгого зимнего сна, пробудились с первым теплом.
![]() |
И.И. Шишкин. Рожь, 1878 |
![]() |
А.И. КуинджиНочное 1905 ‑1908 |
Исаак Левитан (1861‑1900) ‑ художник, наполнивший пейзажную живопись духом поэзии, мастер лирического пейзажа, в котором беспредельность российского пространства соединилась с личным трагическим ощущением реальности. Картины Левитана ‑ не виды местностей, хотя на его полотнах повторяются любимые им овраги, березы под светлым сероватым небом, а сама скромная, милая русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитан любил «тайную печаль» русской природы, и все его пейзажи наполнены настроением.
В первых камерных лирических работах Левитана «Вечер», «Вечер на пашне» чувствуется влияние Саврасова с его тонким поэтическим восприятием природы и умением выразить в пейзажном образе глубокие человеческие чувства. Ежегодные поездки на Волгу (с 1887 по 1890 г.) открыли художнику не только поэтическую прелесть, но и величавую, эпическую красоту средней полосы России. Пейзаж «Вечер на Волге» ‑ широкая панорама окутанной вечерними сумерками великой реки: пустынные берега, одинокие рыбацкие лодки, тучи, медленно плывущие по еще светлому небу. Все наполнено ощущением покоя и торжественной тишины. Таков же и «Вечер. Золотой плес», где широта пространства создает образ торжественный и величавый. Вместе с тем домики, церковь с луковичными главками и шатровой колокольней вносят лирическую ноту в картину. Лучшим своим произведением Левитан считал «Над вечным покоем», где воплощена мысль о вечной красоте природы и краткости человеческой жизни. Художник достиг почти философского обобщения в масштабном сопоставлении маленькой церквушки, одиноко стоящей на высоком берегу реки среди сиротливых кладбищенских крестов, и безбрежного простора реки и бездонного неба. Этот контраст подчеркнут пластической формой - плотной в изображении берега, церкви, деревьев и легкой, прозрачной - водного и воздушного пространства. Картины Левитана всегда прекрасны не по сюжету и содержанию, а как живопись, как сочетание форм, как передача настроения. Для русской живописи он имел то же значение, что и пейзажисты барбизонской школы для французской, показав своими картинами все очарование чисто живописной красоты.
![]() |
Берёзовая роща, 1885—1889 Государственная Третьяковская галерея |
![]() |
Вечерний звон, 1892 Государственная Третьяковская галерея |
![]() |
Над вечным покоем. 1894. Холст, масло. 150 × 206 см Государственная Третьяковская галерея |
Вопросы для закрепления знаний
1. Почему первую половину XIX в. называют «золотым веком» русской культуры.
2. Объясните различие между романтизмом в живописи О. Кипренского и К. Брюллова, А. Иванова.
3. Объясните, почему искусство П.Федотова является истоком русской натуральной школы?
4. В каком жанре выполнены работы П.Федотова, В. Перова.
5. Расскажите о творчестве передвижников.
6. Расскажите об особенностях русской пейзажной живописи.