Искусство второй половины XIX века.




Вторая половина XIX в. ‑ особый период в развитии русской культуры. Годы царствования Александра II, придававшего большое значение «самостоятельности народного духа», были временем поисков национального пути в искусстве, обострения злободневных социальных тем в искусстве. Революционно-демократические идеи А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского, тема творчества которых ‑ общественные пороки, существенно повлияли на изобразительное искусство. Методом передовой русской литературы, а вслед за ней и изобразительного искусства стали критический анализ окружающей действительности и ее реалистическое отображение. От художника начали требовать «содержание», «объяснение жизни» и даже «приговор над изображенными явлениями». Главным в русской живописи стало преобладание нравственного и социального начал над художественным.

В 1863 г. Академия художеств задала программу на золотую медаль с сюжетом из скандинавской мифологии. Все тринадцать соискателей, среди них И.Н.Крамской, К.Г.Маковский, А.Д. Литовченко, не согласные с этой программой и с программами вообще, отказались от участия в конкурсе и покинули Академию. Демонстративно выйдя из состава Академии, бунтари организовали «Артель художников», а в 1870 г. вместе с московскими живописцами ‑ «Товарищество передвижных художественных выставок».

Начиная с В.Г. Перова и до И. Левитана все выдающиеся представители русской живописи были участниками этих выставок ‑ передвижниками.

Для русской публики значение передвижников было огромно ‑ они заинтересовали ее и приучили останавливаться перед картинами; с их появлением началась связь между русским обществом и русскими художниками. Их неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи.

Здесь следует упомянуть о двух русских людях, которым передвижники обязаны своим успехом и влиянием: о П.М. Третьякове и В.В. Стасове. Третьяков поддерживал Товарищество с помощью покупок и заказов, создав единственный в мире Музей национального искусства. «Всесокрушающий колосс» Стасов, возглавлявший национальное движение в русском искусстве, был глашатаем эстетических взглядов передвижников, и ему многие художники обязаны творческими советами, выбором сюжетов для картин и страстной пропагандой их деятельности в печати.

Среди первых русских художников, которые в духе прогрессивной печати 60-х годов превратили свои картины в бичующую проповедь, был Василий Перов (1834-1882). Уже в первой его картине «Проповедь в селе», вышедшей в год освобождения крестьян, демонстрирует пренебрежение к духовным ценностям со стороны «просвещенного» общества. Следующая картина «Крестный ход на Пасху» также была по резкости созвучной самым мрачным обличительным романам того времени.

Главный художественный деятель в живописи 60-70-х годов ‑ Иван Крамской (1837-1887), великая заслуга которого перед русским искусством состоит в его вдохновенной борьбе за содержательность живописи. Вся его деятельность сводилась к призыву: «Вперед без оглядки к жизни, подальше от мертвенных формул!» Главный вопрос для него заключался в том, как и чем оправдать «бесцельное» занятие искусством на фоне бедствий и несправедливости общественной жизни. Этот социальный максимализм и стремление как можно правдоподобнее иллюстрировать жизнь при вели к подмене художественных задач дидактическими. Крамской писал умирающему от чахотки пейзажисту Ф. Васильеву: «Главное ‑ мысль разрешить... если уж писать картину ‑ то о самом важном, если пейзаж, то такой, чтобы, глядя на него, преступник отказался бы от черного замысла». «Проповедническая» деятельность Крамского в известной мере мешала ему как живописцу: он пытался решать живописными средствами то, что под силу было только публицистике, и замыслы его не находили адекватного живописного воплощения. Поэтому он и переходил от «Христа в пустыне» к «Русалкам», от «Иродиады» к «Неутешному горю», от «Лунной ночи» к «Неизвестной». По рисунку и по живописи картины Крамского абсолютно точны.

Кисти Крамского принадлежат замечательные по глубине психологической характеристики портреты таких гениев русской словесности, как Л.Н. Толстой и Н.А. Некрасов.

Христо́с в пусты́не.1872 г. Холст, масло. 180 × 210 см Государственная Третьяковская галерея   Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. Около 1876г Фрагмент

Среди художников-передвижников самым крупным является Илья Репин (1844-1930). Он, как и остальные передвижники, видел содержательность картин в том, что можно из них вычитать, поэтому он постоянно прибегал к ли тературным темам, стремился как можно выразительнее написать злую сатиру («Крестный ход в Курской губернии»), веселую проповедь («Запорожцы»), мрачную трагедию («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), бытовую сцену с политическим подтекстом («Арест пропагандиста», «Проводы новобранца», «Не ждали»). Почти в каждой из этих его картин чувствуется не только рассудочность, но и жгучий темперамент, хотя и с долей театральности, и абсолютная психологическая точность. Действующие лица на его картинах, очень точно расположенные, выразительно жестикулирующие, все-таки лицедеи, играющие роль, а не глубоко чувствующие люди. Лишь в «Бурлаках», написанных в юношеские годы под непосредственным впечатлением виденного во время путешествия по Волге, просто и ясно выражена драма. Все картины Репина замечательные по живописи, что указывает на его огромный талант колориста: в «Иване Грозном» ‑ это мрачные зловещие сумерки, заволакивающие нарядную палату страшного царя, горячие краски крови и серебристо-розовая рубаха царевича; в «Крестном ходе» ‑ раскаленный солнцем воз дух жаркого летнего дня; в «Запорожцах» ‑ благородно-однообразные переливы серых красок и белая бурка стоящего спиной казака. Но все чисто живописное расценивалось им как праздное, пустое, а следовательно безнравственное; в этом состояло неразрешимое противоречие творчества Репина.

 
Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника. 1882. ГТГ Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891

 

Передвижники победили Академию, и в этом состоит их главная заслуга. Либерализм, охвативший в 60-е годы все русское образованное общество, к началу 80-х утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности.

Яркость творчества Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Писарева, Добролюбова стала меркнуть и только теперь по-должному оценили творчество Толстого, Вл. Соловьева, Тургенева, Тютчева, Фета и величайшего среди них писателя-пророка Достоевского.

Для живописи появилась возможность освободиться от публицистики в поисках собственных путей. Первый симптом такого освобождения проявился в возросшем значении пейзажа, который в русском искусстве приобрел совершенно особое значение.

Бескрайние просторы русской земли, отсутствие естественных границ отразились, по словам философа Н. Бердяева, в «особом строении пейзажа русской души ‑ та же необъятность, широта и неоформленность». Слабость формы в русском искусстве возмещалась природным, чисто русским чувством пространства в архитектуре и живописи. Каждая постройка ‑ церковь, монастырь, дворец, изба, немыслимы без окружающего их пейзажа. В живописи этот «пейзаж русской души» также был всегда на первом месте. Русские выставки 80-х годов ‑ это преимущественно выставки пейзажей, причем пейзажей реалистических, в которых под реализмом понималась только вещественность изображения.

Но парадокс такого реализма состоял в том, что максимальная точность в передаче мельчайших деталей приводила подчас к противоположному эффекту, становясь явлением малохудожественным.

Морские пейзажи (марины) И.К. Айвазовского (1817‑1900) с кораблекрушениями, скалами, прозрачными, как стекло, волнами с зелеными, серыми и синими жилками пены на них, грозовыми облаками в силу обстоятельности в изображении деталей поражают величием представленной на них стихии. В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее. Она явилась не только синтезом его творчества за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением романтического направления в русской живописи Он не писал своих картин с натуры, а восстанавливал их по памяти, с помощью схематичных рисунков. Выдающимися являются полотна художника «Девятый вал», «Буря», многочисленные изображения морских сражений времен русско-турецкой войны «Гибель 84-пушечного корабля «Лефорт»» и др. Морская тема основная в творчестве Айвазовского и сам художник отмечал: «Я нарочно повторяю сюжеты, чтобы исправить прежние, замеченные иногда только мной недостатки».

 

И. Айвазовский.Навари́нский бой 1770 года — бой во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов Алексей Саврасов.Грачи прилетели. 1871 Холст, масло. 62 × 48,5 см ГТГ

И.И. Шишкин (1832‑1898), посвятивший себя воспеванию родной природы, охотно прибегал к фотографии; фотографичностью, к сожалению, отзывается все его творчество. Он был самым убежденным и верным стражем реалистической правды в среде передвижников. Вместе с тем на своих картинах он сумел показать живую красоту, мощь и богатство русской природы, русского леса.

Картины А.И. Куинджи (1909‑1930) с эффектным сиянием лунного света, солнечными закатами виртуозны, но, по определению внимательных критиков, стиль его холоден, а живопись «неживописна», скучна и тяжела. Живописная манера Куинджи воплощала черту, присущую всему поколению художников того времени, ‑ раздвоенность: правдивость, с одной стороны, и склонность к эффектным театральным приемам ‑ с другой. Особенно это заметно в сравнении с искренними, задушевными пейзажами А. Саврасова и И. Левитана.

Истинным основателем новой русской школы пейзажистов считается Алексей Саврасов (1830‑1897), точнее ‑ его картина «Грачи прилетели», которая по своей простоте, бесхитростности, по чудному поэтическому настроению, по живописному мастерству стала путеводной звездой для многих художников. На картине ‑ целая стая веселых галдящих птиц, примчавшихся с первым теплом и деловито принявшихся за устройство жилищ. И далекая снежная равнина, и старинная церковь, и голые деревья, почти мертвые от долгого зимнего сна, пробудились с первым теплом.

И.И. Шишкин. Рожь, 1878

 

А.И. КуинджиНочное 1905 ‑1908

 

Исаак Левитан (1861‑1900) ‑ художник, наполнивший пейзажную живопись духом поэзии, мастер лирического пейзажа, в котором беспредельность российского пространства соединилась с личным трагическим ощущением реальности. Картины Левитана ‑ не виды местностей, хотя на его полотнах повторяются любимые им овраги, березы под светлым сероватым небом, а сама скромная, милая русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитан любил «тайную печаль» русской природы, и все его пейзажи наполнены настроением.

В первых камерных лирических работах Левитана «Вечер», «Вечер на пашне» чувствуется влияние Саврасова с его тонким поэтическим восприятием природы и умением выразить в пейзажном образе глубокие человеческие чувства. Ежегодные поездки на Волгу (с 1887 по 1890 г.) открыли художнику не только поэтическую прелесть, но и величавую, эпическую красоту средней полосы России. Пейзаж «Вечер на Волге» ‑ широкая панорама окутанной вечерними сумерками великой реки: пустынные берега, одинокие рыбацкие лодки, тучи, медленно плывущие по еще светлому небу. Все наполнено ощущением покоя и торжественной тишины. Таков же и «Вечер. Золотой плес», где широта пространства создает образ торжественный и величавый. Вместе с тем домики, церковь с луковичными главками и шатровой колокольней вносят лирическую ноту в картину. Лучшим своим произведением Левитан считал «Над вечным покоем», где воплощена мысль о вечной красоте природы и краткости человеческой жизни. Художник достиг почти философского обобщения в масштабном сопоставлении маленькой церквушки, одиноко стоящей на высоком берегу реки среди сиротливых кладбищенских крестов, и безбрежного простора реки и бездонного неба. Этот контраст подчеркнут пластической формой - плотной в изображении берега, церкви, деревьев и легкой, прозрачной - водного и воздушного пространства. Картины Левитана всегда прекрасны не по сюжету и содержанию, а как живопись, как сочетание форм, как передача настроения. Для русской живописи он имел то же значение, что и пейзажисты барбизонской школы для французской, показав своими картинами все очарование чисто живописной красоты.

 

Берёзовая роща, 1885—1889 Государственная Третьяковская галерея  
Вечерний звон, 1892 Государственная Третьяковская галерея

 

Над вечным покоем. 1894. Холст, масло. 150 × 206 см Государственная Третьяковская галерея

 

Вопросы для закрепления знаний

1. Почему первую половину XIX в. называют «золотым веком» русской культуры.

2. Объясните различие между романтизмом в живописи О. Кипренского и К. Брюллова, А. Иванова.

3. Объясните, почему искусство П.Федотова является истоком русской натуральной школы?

4. В каком жанре выполнены работы П.Федотова, В. Перова.

5. Расскажите о творчестве передвижников.

6. Расскажите об особенностях русской пейзажной живописи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: