(22.01(03.02). 1872 — 12.06.1936) — российский и советский архитектор. Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x гг. Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е гг. разрабатывал теорию и практику "пролетарской классики", став одним из основателей сталинской архитектуры.
Начало карьеры
По окончанию гимназии в Риге, учился в Петербургской Академии художеств по классу Л. Н. Бенуа. В 1896 был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Париже и сдал экзамены на строительную лицензию в Москве. Работал в Москве в фирмах Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля, в т.ч. на шехтелевском проекте реконструкции Художественного театра.
В 1898-1905 Фомин входил в круг архитекторов московской строительной компании Якоба Рекка, построил в 1900 по заказу Рекка своё первое здание в Скатертном переулке, 25 (впоследствии перестроен), повторявшее мотивы Августа Энделла. За короткий срок, Фомин изучил технологию и организацию производства кованых, керамических, столярных изделий и т.п. и выработал собственный стиль в интерьерных работах. В 1902 Фомин, энтузиаст и пропагандист стиля модерн, организовал в Москве выставку "Искусств и архитектуры Нового стиля", собрав под одной крышей работы Чарльза Ренни Макинтоша, Йозефа Ольбриха, Коломана Мозера и российских мастеров. Однако его попытки создания "нового" сообщества архитекторов в те годы провалились.
Возрождение классики
В том же 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна - к неоклассике. В 1904 он выступил в Мире Искусства c программным заявлением в защиту александровского ампира. В 1905 Фомин вернулся в Петербург, чтобы закончить академический курс. Его учитель, Леон Бенуа, к тому времени стал идеологом новой петербургской классики.
|
В 1907-1909, Фомин совершенствовал классический стиль в интерьерных работах. Опытный организатор выставок, он провёл в 1909 и 1911 неоклассические выставки по "Истории русского искусства" и "Истории архитектуры". С 1915 года — академик архитектуры. В 1911-1913 он строит в Петербурге неоклассические дома-дворцы Абамелек-Лазарева и Половцова. Его крупнейший проект - реконструкция острова Голодай - был прерван началом Первой Мировой войны.
В 1911, английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Фомина (генплан и здания) и шведского архитектора Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать палладианскую фантазию - в монументальном имперском стиле. До начала военных действий 1914 г. были завершены два полукруглых корпуса по его проекту - N 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского.
Советский период
С 1929 года в Москве, преподавал в школе-мастерской при Моссовете, в 1933 году возглавил там же архитектурно-проектную мастерскую, среди учеников — А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, М. А. Минкус, В. О. Мунц, Л. М. Поляков, И. Е. Рожин. В 1920-х годах разрабатывал архитектурную концепцию «пролетарской классики», стремился преобразовать ордерный декор в предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Один из самых авторитетных архитекторов в сталинскую эпоху. В соответствии с их укрупнённым масштабом создал систему гигантских членений, восходящих к традиционной тектонике классического ордера: жилой дом общества «Динамо», здание Министерства путей сообщения у Красных ворот (1933—1936).
|
Лаконичный стиль Фомина нашёл наиболее органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота», «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Из воспоминаний внучки
Я не застала деда - родилась через 3 года после его смерти, так что знаю о нём из рассказов бабушки Александры Николаевны и мамы Ираиды Ивановны. Так что пишу, как помню из их рассказов. Может быть, что-то неточно, и цитаты не буквальны, но мне кажется, что семейные анекдоты дополняют образ.
Бабушка говорила, что не знала более интересного человека, хотя он был "весь в себе", очень своеобразный и скромный.
Гости. Дед сидит мрачный, ни слова не произнёс, потом совсем ушёл. Утром говорит: "Никогда так не веселился",
Дети заболелил, бабушка плачет. -Что ты ревешь?" - говорит дед, -"Поправятся твои дети. Ну умрут - пожили и довольно". Так и осталась у нас поговорка, когда заболеем.
Поёт по радио знаменитая Барсова - очень высокий голос. "Визжит", - мрачно говорит дед и уходит.
Забавна его наиваня доверчивость к людям. Его все время обворовывали. На негодование бабушки он говорил: "Ну ведь жуликам надо ведь чем-то жить".
Однажды, придя из театра, он рассказывает: "Какие прекрасные молодые люди мне встретились, теперь таких редко увидишь. Помогли мне снять пальто и сдать в гардероб!" Снимает пальто, а карман разрезан, и денег, которые он в этот день получил, нет. "Ааа...теперь понимаю!".
|
В один из "старых, добрых голодов" - бабушка послала его продать часы на рынок. Он возвращается с вдумя часами. -Понимаешь, я спросил у старушки, которая продавала часы, сколько они стоят, чтобы знать, почем продавать, а она так обрадовалась: "Миленький, тебе дешевле отдам!" Что мне было делать - я их купил".
Мальчику, укравшему какой-то памятный кинжальчик, дали взамен другой ножик.
Иван Александрович очень любил красивую мебель. Он покупал ампирные вещи, иногда совершенно развалившиеся. Подъезжает к дому телега с каким-то деревянным ломом. "Смотри какой прекрасный комод!" Бабушка чуть плачет: "У меня ботинки совсем развалились!" "Ну, вот! Я тебе о розах, а ты о кислых щах!"
Когда они были в Египте, дед работал, а бабушка стерилась все посмотреть. "Полезем на пирамиду", - зовёт она. "-Иди, иди, я себе представляю", - тоже наша семейная поговорка.
В тяжелые времена, когда не было работы, он участвовал в любых конкурсах - на упаковке, папиросные коробки и пр. Иногда оти трое - дед, мама и сын Игорь - работали на такие конкурсы. Однажды они выиграли все три премии. "Ну и семейка!" - говорили про них.
Как-то в качестве премии деду повесили на шею ожерелье из коробок с папиросами, а он не курил. "Нет маленьких работ", -говорил он, - "все работы большие".
С 1931-1936гг. до смерти Иван Александрович жил и работал в доме, где мы живем и теперь. Этот домы был построен на фундаменте конюшни при усадьбе купцов Баевых про проекту Фомина. Тут живет его праправнучка Маша Фомина и учится в Мархи. В нашей квартируе три маленькие комнаты для бабушки, мамы и кабинет деда, и одна большая, где размещалась архитектурная мастерская №36. Там Иван Александрович работал с группой архитекторов, в которую входили Руднев, Гегелло, Минкус, Поляков и др. Тут было много веселых и смешных казусов. Когда работали на конкурс, конечно не успевали, все помогали. Мама писала шрифты, бабушка всех кормила. В один из таких отчаянных моментов темпераментный Руднев запустил в маму банкой туши, и на бабушку наорал. Потом извинялся, стоя на коленях.
Однажды еще в Петербурге они должны были послать в Москву конкурсный проект. Дед прибежал на вокзал к последнему поезду чтобы отдать проект проводнику, но поезд тронулся у него перед носом. Дед побежал за поездом. Вдруг поезд остановился, и он успел отправить проект. "Всегда надо бежать за поездом" - говорили потом.
Бабушку все очень любили и уважали. После смерти деда каждый год в день ее именин приходило человек по 50.
Однажды когда дед ухаживал за какой-то дамой, бабушка гворит ему: "-Зачем она тебе? Она же дура". -А зачем мне умная? У меня жена умная!".
Когда решили сломать Сухареву башню Иван Александрович лёг костьми, чтобы спасти её. Он написал книжку истории башни, водил правительственную комиссию, пытаясь объяснить им ценность этого памятника. Фомин, Грабарь, Жолтовский написали письмо Сталину и Кагановичу. "Вы совершаете акт величайшего вандализма", - говорилось там. "С членами Правительства в таком тоне разговаривают", - ответили им. Каганович вызвал деда, разорвал письмо. "Вы этого не писали, я этого не читал", -сказал он. Иван Александрович говорил, что это история стоила ему пяти лет жизни.
***
На Страстном бульваре есть два здания в стиле конструктивизма - это дома №№ 14 и 16. Построил их в 1928-1931 годах архитектор Иван Фомин специально для Электромашиностроительного института. Это было последнее частное учебное заведение, основанное при советской власти в 1920 году на собственные деньги инженером-электриком Я.Ф. Каганом-Шабшаем, вскоре институт стал государственным. В первой половине XIX века на этом месте стояли здания, реконструированные в 1875 и 1886 годах, и дом №16 был подворьем Высоко-Петровского мужского монастыря ("Петровская гостиница").
После перестройки угловой дом с узкими вертикальными окнами и полукруглым оформлением фасада повторял силуэт старого дома, имел три этажа и выходил на угол Петровки и Страстного бульвара огромным окном-витражом. В 1933 году Электромеханический институт закрыли, его помещения были заняты Институтом связи, а с 1950-х и до начала 2000-х годов здание занимал Московский авиационный технологический институт. После очередной реконструкции в этом здании открыли, как обычно, бизнес-центр. Аттик здания украсила вывеска "Венский дом".
Иван Александрович Фомин (1872-1936) - историк архитектуры, график, педагог, крупнейший представитель неоклассицизма в предреволюционной и советской архитектуре, стал создателем и пропагандистом концепции "пролетарской классики". Многочисленные проекты и постройки Фомина, а также его теоретические взгляды, играли большую роль в развитии архитектуры в нашей стране на протяжении первой половины XX века, но большинство его проектов так и не были реализованы.
Предлагаю познакомиться и с другой стороной творчества знаменитого архитектора. Наследие И.А. Фомина включает коллекцию офортов. Искусству офорта Фомин учился у знаменитого Василия Матэ (1856-1917) - выдающегося мастера репродукционной гравюры, учениками которого были В. Серов, П. Шиллинговский, И. Павлов. Многие рисунки Ивана Фомина этого периода находятся сейчас в частных собраниях.
Самый конец двадцатых годов был временем И.А. Фомина. Наиболее влиятельным течением отечественной архитектуры XX века была неоклассика. В духе этого творческого направления работали наиболее талантливые архитекторы: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов.
Фомин считал, что новый стиль должен быть создан на основе классических архитектурных форм, но упрощенных и лишенных избыточного декора. Он "изобретал" такие новые формы, как колонны без утонения, без капителей и баз, спаренные колонны, колонны, стоящие прямо на земле, антаблемент, замененный простой полосой, ступенчатый карниз из ряда нависающих прямых полок.
И.А. Фомин. Проект Курзала на минеральных водах. Колоннада, 1909
Иван Фомин начал свое архитектурное образование в 1894 году в петербургской Академии художеств. В 1897 он был отчислен за участие в студенческих волнениях. Для продолжения обучения требовалось повторно подавать заявление о приеме с согласием соблюдать правила, установленные Академией. Фомин не стал этого делать и отправился в Париж. Через год он вернулся в Москву, сдал экзамен на право производства строительных работ и начал карьеру в сотрудничестве с московскими архитекторами Д. Кекушевым и Ф. Шехтелем. Это было время увлечения модерном. Сам Фомин стал одним из первых и наиболее талантливых архитекторов этого стиля в России. Он спроектировал и построил в нем несколько особняков, в частности, участвовал в реконструкции и внутренней отделке здания Московского художественного театра, строительстве особняка Рябушинского на Малой Никитской, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. В 1902 году он выступил одним из организаторов и экспонентов московской выставки "Архитектура и художественная промышленность нового стиля".
В 1905 году для формального завершения образования Фомин возобновил занятия в Академии и в 1909 году закончил ее по мастерским Л.Н. Бенуа (архитектура) и В.В. Матэ (офорт). В качестве дипломной работы он представил проект Курзала на Минеральных водах.
Проект вызвал одобрение, Фомин получил звание художника-архитектора и право на зарубежную поездку. Он отправился в Египет, Грецию и Италию изучать ордерную архитектуру.
Вернувшись в Россию, Фомин работал над множеством проектов. Он делал эскизы интерьеров, фасадов, декоративных росписей особняков. В 1911 году Фомин победил в конкурсе на проект памятника героям войны 1812 года. Этот памятник с некоторыми изменениями был построен в Витебске, и до сих пор украшает город.
В 1915 году Фомин получил звание академика архитектуры. В это время у него было множество заказов, он побеждал на конкурсах, был широко известен и пользовался авторитетом в профессиональной среде. В последующие годы Фомин строил преимущественно в Петербурге, вдохновляясь идеями классицизма в его московском варианте конца XVIII - начала XIX веков. Лучший образцы его творчества в стиле неоклассицизм - особняк Половцева и дом Абамелек-Лазарева в Петербурге.
Архитектор Фомин мыслил большими ансамблями, примером является проект застройки острова Голодай ("Новый Петербург") - строительный проект конца XIX - начала XX веков.
И.А. Фомин. Конкурсный проект музейно-выставочного центра на Тучковом буяне, 1913
Вид от Тучкова моста в сторону Петропавловской крепости.
И.А. Фомин. Проект дворца для рабочих Нарвского района в Петрограде.
Иван Александрович Фомин родился 22 января 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Через четыре года семья Фоминых переехала в Ригу, где Иван к 1890 году окончил гимназию. В этом же году он уехал в Москву для поступления на математический факультет университета. Математика давалась юноше легко, но его больше заинтересовала архитектура. На третьем курсе Иван Фомин оставил университет и переехал в Санкт-Петербург, где подал прошение на поступление в Академию художеств. С первого раза поступить в Академию ему не удалось, подвела слабая подготовка в рисовании.
В течение следующего года Иван Фомин отбывал воинскую повинность в инженерных войсках и упорно занимался рисованием. Летом 1894 года он всё-таки поступил в архитектурное отделение Высшего художественного училища, только что открытого при Академии художеств. Закончить пятилетнее образование ему не удалось. В 1897 году из-за студенческих волнений все студенты были отчислены. Вновь поступить в Академию можно было, только подав специальное прошение. Этого делать Иван Фомин не пожелал. Он отправился за границу, где год прожил в Париже, изучая современные архитектурные проекты. Его увлёк новый стиль "модерн".
Вернувшись в Россию, Иван Фомин поступил в Техническо-строительный комитет министерства внутренних дел в должности помощника архитектора. Первым местом работы для него стала Москва, где Фомин трудился помощником архитектора Шехтеля.
В 1905 году Фомин снова приехал в Санкт-Петербург и подал прошение на поступление в Высшее художественное училище. Снова поступив в училище, он приступил к занятиям в мастерской Л. Н. Бенуа.
Фомину пришлось сдавать экзамены по всем пропущенным предметам. Быстро это сделать не оказалось возможным. У архитектора уже появилась семья, и он был вынужден браться за любую работу. Академию Иван Фомин закончил с отличием и правом на заграничную поездку, но только в 1909 году.
Летом 1909 года Иван Фомин покинул Санкт-Петербург. Он ехал через Одессу, Константинополь, Грецию и далее девять месяцев путешествовал по Италии, Египту. В середине 1910 года Фомин вернулся в Россию.
Каховского пер., 2
Первой работой архитектора стал дом княгини М. А. Шаховской (наб. р. Фонтанки, 27). Зодчий строил загородные дома для князя Оболенского в Финляндии, для князя Гагарина в Псковской губернии. В 1911-1914 годах по проекту Фомина были сооружены его самые значительные постройки - особняки А. А. Половцева (на Каменном острове) и С. С. Абамелек-Лазарева (наб. р. Мойки, 23).
Иван Фомин много работал над интерьерами. Его заказчиками были сенатор Д. Б. Нейдгарт (Захарьевская ул. 31), граф Воронцов-Дашков (Моховая ул. 10).
В 1911-1913 годах вместе с Ф. И. Лидвалем Иван Фомин занимался проектированием застройки острова Голодай. Здесь планировалось построить район "Новый Петербург". По созданному проекту удалось завершить только одно здание - пер. Каховского, 2. Осуществлению данного проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.
В 1915 году Иван Александрович Фомин стал академиком архитектуры. В 1918 году зодчий стал профессором одной из Государственных свободных художественно-учебных мастерских, которые были созданы взамен Академии художеств. Мастерская Фомина располагалась на третьем этаже здания Академии.
По проекту Фомина в 1920 году реконструировалась территория Марсова поля. Архитектор создал на бывшем пыльном военном плаце существующих до сих пор партерный сквер. В 1931 году он приступил к работе в Москве, всё реже появлялся в Ленинграде. После выхода из состава профессоров Академии художеств Фомин занимался строительством только в Москве.
Иван Александрович Фомин умер 12 июня 1936 года.